Овальный портрет
- 1 year ago
- 0
- 0
Портрет Фри́тцы Ри́длер ( нем. Fritza Riedler ) — женский портрет австрийского художника Густава Климта , написанный в 1906 году. По мнению искусствоведов, один из наиболее выдающихся и главных портретов художника .
На портрете почти квадратной формы полная достоинства и выдержанная Фритца Ридлер по-королевски восседает в кресле. Она одета в белое платье с рюшами , воланами и петельчатой аппликацией, её шею украшает многослойный бант- и жемчужная нить . Изящные черты бледного лица эффектно контрастируют с тёмными волосами. Лицо дамы не выражает никаких эмоций и не позволяет заглянуть в её внутренний мир. Реалистично переданный облик портретируемой растворяется в узорном окружении. Чередование глубины и одновременно подчёркнутой плоскостности — характерная черта наступившего вскоре « золотого периода » творчества Густава Климта .
Уроженка Берлина Фридерика Лангер (1860—1927) вышла замуж за австрийского инженера-машиностроителя родом из Граца Алоиза Ридлера, с 1888 года преподававшего в Берлинской высшей технической школе в Шарлоттенбурге . Каким образом Ридлеры связаны с художником и при каких обстоятельствах они заказали портрет, осталось неизвестным. По мнению специалиста по графике Климта , изучавшей наброски углём для портрета Фритцы Ридлер, художник получил этот заказ в 1904 году. Портрет впервые демонстрировался на международной художественной выставке в Мангейме в 1907 году под названием «Портрет госпожи супруги тайного советника», там он располагался на узкой стене выставочного зала в обрамлении двух чеканок работы Елены Лукш-Маковской . В Вене портрет Фритцы Ридлер впервые был показан на . В 1909 году портрет участвовал в выставке Берлинского сецессиона . Спустя год после смерти Алоиза Ридлера в 1936 году единственная наследница бездетных супругов, сестра Фритцы Эмилия Лангер при посредничестве брата, придворного советника Альфонса Лангера, в 1937 году продала портрет галерее Бельведер за 4 тыс. австрийских шиллингов . На венской выставке Климта в 1943 году портрет единственным демонстрировался под оригинальным названием, поскольку у портретируемой дамы было нееврейское имя .
По сохранившимся рисункам можно проследить развитие композиции от ростового до сидячего портрета в разных вариантах в мягком кресле с высокой спинкой. На большинстве из них Фритца Ридлер позировала в меховом боа , но в конечном варианте украшением портрета выступают две мозаичных панели на уровне головы дамы и обрезанная левым краем картины мебель — сундук из мастерской Климта на Йозефштедтер-штрассе, подобранный в интерьер её прихожей Йозефом Хоффманом . Фритца Ридлер сидит на одном из стульев дизайна Венских мастерских из той же мастерской, который Климт закрыл как чехлом тканью с роскошным узором из волнистых лент и древнеегипетских глаз . В портрете Фритцы Ридлер Климт повторил геометрическое строение изображения с портрета дамы 1894 года и портрета Маргариты Стонборо-Витгенштейн . Художник разбил на геометрические части не только фон картины: сама фигура женщины вплетена в треугольную композицию. Эту композицию Климт повторил в нескольких пейзажах , написанных в тот же период, например в « Крестьянском саду ». Геометрически-плоскостной фон сам по себе не был новацией и был распространён в печатной графике .
Климтоведы видят в портрете Фритцы Ридлер явную композиционную отсылку к Марии Терезии Испанской работы Диего Веласкеса 1653—1654 годов, хранящейся в Музее истории искусств . Известно, что Климт восхищался творчеством испанского мастера, со слов Августа Ледерера , он как-то даже пошутил: «Есть только два художника — Веласкес и я». Характерный выделяющийся на тёмном фоне силуэт головы испанской инфанты Климт в портрете Фритцы Ридлер перенёс с аллюзией на узорный фон у головы на портрете Маргариты Стонборо-Витгенштейн в разноцветную и разномерную полукруглую мозаику. Климт отдаёт дань гениальному испанцу, одновременно демонстрируя свою специфическую способность сокращать увиденное до геометрических или криволинейных форм, абстрагироваться в определённой степени. Мозаика на портрете берёт начало ещё в его исследованиях византийской мозаики в соборе Святого Марка в Венеции и церкви Сан-Витале в Равенне , а ко времени написания портрета Леопольд Форстнер открыл в Вене мозаичную мастерскую, что повлекло ренессанс искусства мозаики в Вене. В этот же период Климт уже размышлял над заказанным ему монументальным фризом для столовой брюссельского дворца Стокле . Идея золочёного абстрагированного сундука из мастерской нашла продолжение в первом портрете Адели Блох-Бауэр и « Поцелуе », непревзойдённых шедеврах «золотого периода». Позаимствованная из иконописи редукция в изображении объёмов за исключением выписанных по фотографиям лица и рук также предвосхищает его самые известные произведения портретного жанра художника . По образцу климтовского портрета Фритцы Ридлер Эгон Шиле написал портрет художника , демонстрировавшийся на Венской международной художественной выставке 1909 года .