Овальный портрет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет Ме́ды Примаве́зи» ( нем. Bildnis Mäda Primavesi ) — картина австрийского художника Густава Климта , самый крупный его детский портрет. Меда Примавези (1903—2000) — дочь банкира и его супруги Евгении , больших поклонников творчества художника, с которыми у Климта сложились очень близкие дружеские отношения .
Супруги Примавези заказали Климту портрет дочери в 1912 году, он был готов только к Рождеству 1913 года, о чём известно из письма Климта заказчикам с извинениями за задержку . О длительном процессе работы над портретом Меда вспоминала: «Мы ездили каждые пару месяцев в Вену и оставались дней на десять. Я была маленькой девочкой, а профессор Климт был удивительно милым. Когда я теряла терпение, он просто говорил: „Посиди ещё несколько минут“» . Портрет впервые демонстрировался публике в 1914 году на II выставке Венского сецессиона в Риме . После банкротства банковского дома Примавези в 1926 году портрет был продан в конце 1920-х годов . «Портрет Меды Примавези» оказался в собственности Евгении Штайнер, сестры Серены Ледерер и одной из самых богатых женщин Вены и собирательницы произведений Климта и Шиле . Её имущество было полностью конфисковано в октябре 1938 года, портрет Меды в то время оценивался в 110—150 рейхсмарок (около 600—800 евро) . В 1943 году под названием «Портрет девочки в полный рост» картина участвовала в ретроспективной выставке Климта в Выставочном доме Фридрихштрассе . Евгения бежала из Австрии через Португалию и Бразилию в США. Ещё при жизни ей удалось добиться реституции портрета в 1951 году , в 1964 году портрет был передан в память о матери её наследниками Андре и Кларой Мертенс в дар Метрополитен-музею. В настоящее время он демонстрируется в экспозиции Галереи 829 на Пятой авеню в одном зале со « » Фердинанда Ходлера и «Галатеей» Макса Клингера .
На портрете, не детском и не взрослом, изображена девятилетняя девочка во весь рост, её прямой взгляд без какой-либо робости обращён на зрителя. Ни на одном другом портрете Климт не работал так интенсивно и на самых различных уровнях с парами противоположностей, которые, слившись воедино, ознаменовали очередной творческий успех. Меда уверенно занимает передний план картины, а у неё за спиной открывается воображаемое пространство. Слияние фигуры и фона сохраняет амбивалентность. Мотивы перспективы и плоскости встречаются диалектически. Девочка, крепко стоящая на широко расставленных ногах, контрастирует с растворяющейся графической формой. Уверенному взгляду девочки противостоят спрятанные за спиной кисти рук, которые в других работах Климта играют центральную роль. Двусмысленно выглядит и шёлковый наряд Меды: украшенный дорогим цветочным поясом и плиссировкой , он выглядит для зрителя простеньким платьицем. Линии и цвет постоянно меняют соотношение. С одной стороны, выбранная Климтом контурная линия цвета морской волны огибает тело, фиксируя его форму, с другой стороны, беспорядочно разбросанные художником на полу цветки из широких вибрирующих мазков плывут как кувшинки у Моне . Три волнистые линии на переднем плане выглядят неожиданно уверенно, а пастозно нанесённые краски непринуждённо контрастируют с участками, где просматривается холст .