Interested Article - Водяные змеи I
- 2020-06-28
- 2
«Водяные змеи I» ( нем. Wasserschlangen I ), также «Подруги» ( нем. Freundinnen ) — картина австрийского художника Густава Климта , написанная им в 1904 году с некоторыми изменениями, выполненными в 1907 году . Относится к так называемому « золотому периоду » творчества художника. Хранится в венской галерее Бельведер . Вторая картина с тем же названием , уже в горизонтальной композиции, была написана Климтом приблизительно в это же время масляными красками на холсте большего формата.
«Водяные змеи I» оцениваются климтоведами как определённая вершина в развитии тематического цикла о водяных нимфах , в котором он по-символистски искал возможности для визуализации скрытых для человека внеземных миров и исследовал загадки мира и чудеса природы. В конце XIX века европейские художники и скульпторы в таком стремлении обращались к тематике не только потусторонних миров, но и водного мира и проявляли интерес к изображению их обитателей в античных и средневековых мифах о данаидах , сиренах , нереидах , Офелии , Мелюзине , водяных духах и русалках . Работа над произведениями живописи и скульптуры с такими сюжетами одновременно позволяла изображать обнажённых женщин, не опасаясь цензуры. Климт, знакомый с творчеством прерафаэлитов , по примеру « Гиласа и нимф » Джона Уильяма Уотерхауса изобразил водяными змеями двух прижавшихся друг к другу обнажённых по пояс гибких девушек, но уже без какого-либо мифологического прикрытия , а потому особенно деликатно .
Обнажённая женская спина, ласкания груди придают сафической сцене совершенно особое эротическое очарование, которое также обнаруживается в чувственном и, благодаря прикрытым глазам, мечтательном выражении лица. Художник скрыл нижнюю часть девичьих тел, обыграв их формы узорчатыми прозрачными тканями. Для правдоподобности глубоководной сцены он добавил в правый нижний угол поблёскивающую голову рыбы, которая застывшим глазом ловит взгляд зрителя, на заднем плане извивается кольцами сильное змеиное тело, а на переднем плане на меловом дне золотятся на свету в мягком течении водоросли. Узкий вертикальный формат и композицию художник мог позаимствовать из иллюстрации Фернана Кнопфа к герметическому стихотворению Стефана Малларме с мрачным содержанием и скрытыми смыслами «Умолкнув с тучей высоты» ( фр. A la nue accablante tu ), опубликованному в 1895 году в германском журнале Pan . В написании этого пергамента Климт мог также вдохновиться «Фатализмом» Яна Торопа , который участвовал в выставке Венского сецессиона 1901 года, портретом библейской Евы со змеёй «Грех» Франца фон Штука или «Глубинами моря» Эдварда Бёрн-Джонса . В «Водяных змеях» Климт применил собственную технику орнаментации, которую Людвиг Хевеши столь удачно назвал «живописной мозаикой » .
В марте 1907 года Климт передал «Водяных змей» в на продажу. Посетивший галерею Хевеши оказался под глубоким впечатлением от роскошно выполненной работы и писал об «изысканном анатомическом своеобразии» стройных обнажённых красавиц, которое «пользуется человеческими образами лишь в качестве сырья для играющей формами фантазии» . В 1908 году картину приобрёл сталелитейный магнат , затем она оказалась в коллекции Густава Учицки . В 1956 году галерея Бельведер приобрела «Водяных змей» через антикварный магазин .
-
Ян Тороп . Фатализм. 1893
-
Франц фон Штук . Грех. 1893
-
Густав Климт . Подруги. Иллюстрация в журнале Ver Sacrum . 1903
Примечания
- ↑ .
- Малларме С. Гробница Шарля Бодлера // Собрание стихотворений. Переложил Марк Талов / Сост. и послесл. М. А. и Т. М. Таловых. — М. , 1990. — С. 85. — 110 с. — 5000 экз.
- , Nachwehen.
- от 20 мая 2021 на Wayback Machine (нем.)
Литература
- Agnes Husslein-Arco , Alfred Weidinger (Hg.). Gustav Klimt im Belvedere – Vergangenheit und Gegenwart // Gustav Klimt 150 Jahre / [anlässlich der Jubiläumsausstellung 150 Jahre Gustav Klimt, Belvedere, Wien, 13. Juli 2012 bis 6. Jänner 2013]. — Wien: Belvedere, 2012. — S. 168—173. — 359 S. — ISBN 978-3-901508-92-9 .
- Die doppelte Frau (Wasserschlangen) // Klimt und die Frauen / hrsg. von und . — Köln: , 2000. — S. 235—240. — 256 S. — ISBN 3-7701-5370-7 .
- . Diesen Kuss der ganzen Welt. — Wien: Styria Verlag, 2005. — 238 S. — ISBN 978-3222131653 .
- 2020-06-28
- 2