Interested Article - Водяные змеи II

«Водяные змеи II» ( нем. Wasserschlangen II ) — картина австрийского художника Густава Климта . Создана в 1904—1907 годах и относится к « золотому периоду » творчества художника. «Водяные змеи II» завершают тематический цикл картин Климта с водяными нимфами : « Движущаяся вода » (1898), « Серебряные рыбки » (1899), « Медицина » (1901), « Золотые рыбки » (1902) и « Водяные змеи I » (1907). По мнению художественного критика Людвига Хевеши , эти картины являются эротическим « побочным продуктом » « факультетских картин » и « Бетховенского фриза » . Австрийский коллекционер и основатель музея Рудольф Леопольд считал «Водяных змей II» шедевром художника, сравнимым с « Золотой Аделью » .

Картина была впервые продемонстрирована на XX весенней выставке Венского сецессиона в 1904 году, и в первоначальном варианте предположительно напоминала «Водяных змей I», но в горизонтальной композиции. Климт выбрал такой формат потому, что он более соответствовал важному для него мотиву невесомого движения по течению. В рецензии, опубликованной в газете Wiener Abendpost, драматург называет картину «сокровенной чудесной исповедью блаженствующего мечтателя». Описывая нежную цветовую гамму картины, Фридман перечисляет боязливый зелёный, дрожащий голубовато-серый и чуть потеплее коричневый, а также декоративный золотой и тёмно-синий. По его мнению, Климт слегка убаюкивает зрителя между действительностью, мечтой и орнаментом. В интерпретации Фридмана, переливающиеся цветами радуги нимфы греховно-невинно играют на цветистом дне со сказочными водяными змеями, в их волосах затерялись морские звёзды. С намёком на « Красоту форм в природе » Фридман предлагает спросить Эрнста Генриха Геккеля , не превратятся ли они когда-нибудь в маленьких нимф. Тело изображённой боком нимфы на переднем плане похоже на моллюска, у неё удивительно интеллигентные ручки, а сама она похожа на миленькую венку .

Как и многие другие произведения Густава Климта, «Водяные змеи II» имеют неоднозначный провенанс. Дженни Штайнер, урождённая Пулитцер, вдова шёлкового фабриканта и одна из самых богатых женщин Вены , приобрела картину у Климта в 1911 году. После аншлюса Австрии в 1938 году власти конфисковали коллекцию Дженни Штайнер. В 1940 году Густав Учицки , прославившийся при национал-социалистах кинорежиссёр и незаконнорождённый сын Густава Климта, приобрёл картину через арт-дилера Роберта Херцига, для чего она по распоряжению гауляйтера Вены Бальдура фон Шираха даже была снята с торгов в аукционном доме « » . Согласно акту наследного имущества Густава Учицки, составленному после его смерти в 1961 году, «Водяные змеи II» находились в его венской квартире и перешли по наследству его третьей супруге Урсуле Учицки. Позднее картина демонстрировалась на выставке 1964 года «Вена в 1900-е» и затем выпала из поля зрения искусствоведов и общественности. В 1999 году журналист Хубертус Чернин , занявшийся реконструкцией истории коллекции Блох-Бауэров , опубликовал двухтомник «Фальсификация», в котором упоминалась и коллекция Густава Учицки. Автор издания об украденных коллекциях искусства «Что было когда-то» 2003 года Софи Лилли поместила «Водяных змей II» на обложку, а картину в книге снабдила пометкой «Владелец в настоящее время не известен», поскольку доказать, что картина по-прежнему находилась в коллекции Урсулы Учицки, было нельзя.

Урсула Учицки, сама имевшая еврейские корни, долгое время предпочитала отмалчиваться и отвечать отказом на любые предложения музейных займов , но в конце концов решилась урегулировать спор с наследниками Дженни Штайнер в порядке так называемой «частной реституции», поделив выручку от продажи картины пополам. При посредничестве коммерческого директора Музея Леопольда через аукционный дом « Сотбис » в результате частной сделки картина «Водяные змеи II» за 112 млн долларов США перешла к новому собственнику якобы из Дохи , которым СМИ считали дочь эмира Катара Аль-Маяссу бинт Хамад бин Халифа Аль Тани . В феврале 2016 года из публикации в журнале The New Yorker об аферах арт-дилера Ива Бувье стало известно, что покупателем в той сделке выступил именно он. Буквально на следующий день после завершения всех формальностей, связанных с той сделкой, Бувье перепродал «Водяных змей II» российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву за 183 млн долларов . В 2015 году Рыболовлев продал «Водяных змей II» за 170 млн долларов .

На свою долю средств, вырученных от продажи «Водяных змей II», 91-летняя Урсула Учицки в сентябре 2013 года учредила фонд «Густав Климт — Вена 1900», в который передала другие унаследованные работы из коллекции Густава Учицки — четыре картины и десять рисунков, в том числе ещё одну картину с сомнительным провенансом — портрет Гертруды Лёв , проданный затем в 2015 году для «частной реституции» .

Примечания

  1. , Gustav Klimt, S. 125—127.
  2. от 18 апреля 2021 на Wayback Machine (нем.)
  3. .
  4. от 13 мая 2021 на Wayback Machine (нем.)
  5. (недоступная ссылка) (нем.)
  6. от 28 января 2021 на Wayback Machine (нем.)
  7. от 25 января 2021 на Wayback Machine (нем.)
  8. . Дата обращения: 26 ноября 2020. 25 октября 2020 года.
  9. . Дата обращения: 26 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  10. , Kunst und Antisemitismus, S. 203.

Литература

  • Mona Horncastle, Alfred Weidinger . Gustav Klimt. Die Biografie. — 1. Aufl. — Christian Brandstätter Verlag, 2018. — 320 S. — ISBN 9783710602528 .
  • Agnes Husslein-Arco , Alfred Weidinger (Hg.). Gustav Klimt im Belvedere – Vergangenheit und Gegenwart // Gustav Klimt 150 Jahre / [anlässlich der Jubiläumsausstellung 150 Jahre Gustav Klimt, Belvedere, Wien, 13. Juli 2012 bis 6. Jänner 2013]. — Wien: Belvedere, 2012. — S. 173—175. — 359 S. — ISBN 978-3-901508-92-9 .
  • Wien um 1900: Klimt, Schiele und ihre Zeit / Ausstellung des Eröffnungsjubiläums des Sezon Museum of Art. — 1989. — 538 S.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Водяные змеи II