Interested Article - Смерть и жизнь

«Смерть и жизнь» ( нем. Tod und Leben ) — аллегорическая картина австрийского художника Густава Климта на важную для художника философскую тему о цикличности жизни, естественном течении времени, красоте молодости и неумолимости кончины. Относится к позднему периоду творчества. Впервые была представлена публике на международной художественной выставке в Риме в 1911 году ещё под названием «Страх перед смертью» и завоевала 1-ю премию, затем была серьёзно переписана Климтом под впечатлением от разразившейся мировой войны и участвовала в выставке венских художников в Берлинском сецессионе в 1916 году , где она демонстрировалась напротив « » Эгона Шиле . Хранится в венском Музее Леопольда , является вторым по размерам из сохранившихся произведений художника . 15 ноября 2022 года картина пострадала от климатических активистов. Они облили её чёрной масляной краской , призывая остановить бурение нефтяных и газовых скважин .

Две версии одной картины великолепно иллюстрируют изменения в представлениях художника о жизни и смерти, которые он выразил ещё в своей ранней работе 1895 года «Любовь». Почти квадратной форме полотно картины разбито на две части: слева одиноко стоит Смерть, укрытая синим одеянием так, что видны только череп и кости рук. На большей, правой части картины на цветочном лугу разместились люди, преимущественно женщины. В первом варианте картины, представленном в Риме, Смерть выглядела более тонким образом, почти бестелесным, с опущенным вниз черепом, наполовину закрытым синим одеянием в жирных чёрных крестах. Золотой нимб над черепом не только служил последним напоминанием о « золотом периоде » творчества, но отводил Смерти место в небесных сферах. Напротив Смерти на картине стояли пять человек с закрытыми глазами: мать и дитя, старуха и пара влюблённых. Их обнажённые тела отчасти скрывали ткани или покрывала, богато украшенные орнаментом. Люди не смотрели Смерти в лицо, но и не обнаруживали страха перед ней .

В современном варианте, представленном позднее в Берлине, Смерть с красной булавой в руках выглядит угрожающе: пустые глазницы усмехающегося черепа разглядывают клубок человеческих тел. Одеяние Смерти стало шире и выдаёт её телесные формы, как у женщины в узком платье. Золотой нимб пропал, фон картины уже не красно-коричневый, а переливается зелёным и синим. Цветочный луг стал больше, как и людей на нём. В самом низу женщина из влюблённой пары по-прежнему склонила голову так низко, что видны лишь её волосы, но они уже не ниспадают вниз и открывают её левую руку. Её мускулистый и смуглый мужчина обнимает подругу со спины правой рукой. Левая рука, которая в первом варианте поддерживала плечи женщины, теперь скрыта за его обнажённым торсом. Тело женщины частью закрыто тканью с преимущественно красным орнаментом, нижняя часть тела мужчины — полотном, напоминающим по своему орнаменту одеяние мужчины на картине « Поцелуй ». Выше за мужчиной изображена пожилая женщина со смиренно склонённой вниз головой в синем уборе. Её глаза на впалом лице закрыты, как и у молодой матери с младенцем, лежащих за старухой. Мать одной рукой обнимает голого младенца, лежащего на спине, его личико прижимается к лицу молоденькой девушки, и эти две головки образуют рамку вокруг головы старухи. Рядом из полотен проглядывает ещё одна голова и ещё одно тело, причём не совсем ясно, принадлежат ли они одному человеку. На другой стороне луга, обращённой к Смерти, видны ещё две молодые девушки. У одной из них глаза широко открыты и она подняла руки к шее, как будто предчувствуя опасность .

Изображённый на картине клубок человеческих тел — очевидная отсылка к средневековым « пляскам смерти ». Чтобы изобразить человечество, Климт представил не средневековые сословия, а «всех людей», разных возрастов и обоих полов, но с преобладанием молодых женщин. Об изображённых говорит и оттенок их кожи: женский пол, и стар и млад, обладают белой кожей, даже с синевато-зеленоватым оттенком, как в серии его картин о водяных нимфах . У младенца кожа здорового розового цвета, у взрослого мускулистого и спортивного мужчины, пышущего здоровьем, загорелая кожа . Похожую композицию, но без изображения мужчин, обнаруживает также законченная в 1913 году картина « » из пражской Национальной галереи . Возможно, «Дева» послужила прообразом для новой версии картины «Смерть и жизнь». Ещё раз к этой композиции Климт вернулся в своей поздней и незаконченной работе « » .

Примечания

  1. , Das Ende, S. 220.
  2. , Frauendarstellungen, S. 292—294.
  3. , Die Biografie, S. 253.
  4. от 5 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  5. . Дата обращения: 15 ноября 2022. 15 ноября 2022 года.
  6. , Frauendarstellungen, S. 296.

Литература

  • Густав Климт. Смерть и жизнь // Музей Леопольда / Автор текста: И. Деспот-Юрасовская. — М. : Комсомольская правда , 2012. — Т. 49. — С. 33. — 95 с. — (Музеи мира).
  • . Gustav Klimt. Zeichnungen und Gemälde. — Köln: Taschen, 2019. — 663 S. — ISBN 978-3-8365-6287-4 .
  • Mona Horncastle, Alfred Weidinger . Gustav Klimt. Die Biografie. — 1. Aufl. — Christian Brandstätter Verlag, 2018. — 320 S. — ISBN 9783710602528 .

Ссылки

  • (нем.)
  • Логотип YouTube (нем.)
Источник —

Same as Смерть и жизнь