Interested Article - Пейзажи Густава Климта

Густав Климт. 1907

Пейзажный жанр занял значительное место в творчестве австрийского художника Густава Климта на рубеже XIX—XX веков. Около четверти картин художника — пейзажи . После скандала с « факультетскими картинами » отказавшийся от государственных заказов Климт больше зависел от частных портретных заказов и хорошо продаваемых пейзажей. Пейзажи предоставляли возможность развития различных вариантов новых стилей в его творчестве. Климт занимался пейзажами исключительно в летнее время на продолжительном отдыхе за городом , что позволяло ему отстраниться от бушевавших в то время вокруг него острых идеологических конфликтов в искусстве .

В творческом наследии Густава Климта за редким исключением отсутствует пейзажная графика: Климт работал преимущественно на пленэре и использовал для набросков альбомы, которые ныне считаются утраченными. Он часто завершал пейзажи уже в венской мастерской, вернувшись с отдыха, и прибегал в работе к фотографическим снимкам. Большинство пейзажей Климт выполнил на холстах квадратной формы. Помимо безнаправленности она придаёт им спокойствие, которое не тревожат ни единое действие, ни какая-либо энергия движения, его только подчёркивают диффузный импрессионистский свет. Отсутствие энергий движения и направления придаёт пейзажам Климта особенную вневременность. Одна из жанровых особенностей творчества Густава Климта заключается в том, что пейзаж не играет почти никакой роли в его картинах других жанров, а, в свою очередь, в его пейзажных работах не обнаруживается никакого повествовательного содержания и редко встречается стаффаж . По выражению климтоведа , пейзажи Климта «настроенческие» и «созерцательные». Они обладают символическим содержанием, сравнимым с тем, что кроется в его аллегорических картинах, для этого художник облагораживает природу. Он не писал нетронутого своеобразия — ни природной чувственности людей, ни откровенности природы. На климтовских пейзажах почти нет неба, облаков и светил и отсутствуют любые следы человеческой деятельности. Климт посвящает пейзажи преимущественно независимому от человека биологическому космосу, медленно растущему растительному миру, статической природе .

Ранние работы. Санкт-Агата

Первые значимые пейзажи были написаны Климтом на природе в Санкт-Агате на в Зальцкаммергуте , куда он впервые приехал на длительный отдых с семьёй сестры жены младшего брата Флёге в 1898 году. Красивейшее местечко, связанное со столицей железной дорогой, уже облюбовали для летнего отдыха художник Рудольф фон Альт и семья Альмы Шиндлер . Прежде Климт вместе с братом Эрнстом и коллегой Францем фон Мачем уже бывал в Санкт-Агате по работе в поисках пейзажных сюжетов. В окрестностях Санкт-Агаты были созданы добротный « », подаренный Эмилии Флёге « », а также « » и « », на котором изображён фасад дома-кузни, где останавливался художник. За утраченный ранний пейзаж «Сумерки» с неизвестным сюжетом, по последним данным , климтоведы долгое время ошибочно принимали женский портрет « » . Все пейзажи имеют узкую вертикальную форму. Многие ранние пейзажи Густава Климта считаются утраченными («Бархатная яблоня») или находятся в частных собраниях, вследствие чего известны только по описаниям современников или в чёрно-белых репродукциях («Крестьянский дом с розами») .

Манера письма художника в этой группе работ походит на ту, что он применил в появившихся приблизительно в это же время , « » и «Женский головной портрет анфас», а также композиционных этюдах к «факультетским картинам». Пастозная техника живописи в сочетании с сильно растёртыми красками, не допускающими никакого и размывающими границы, а также параллельный поверхности картины и не ограниченный в пространстве передний план — характерные черты этого периода творчества. Техника письма и воспроизведение объектов природы напоминают пейзажные работы Фернана Кнопфа , которые участвовали в первой выставке Венского сецессиона начиная с марта 1898 года, а также фотоработы . Феномен сокращения цветовой палитры сумерек во «Фруктовом саду вечером» позволил придать пейзажу мистическое настроение. Во всех пейзажах Климт акцентирует внимание на игре света и тени и возникающего вследствие этого резкого контраста цветовых поверхностей, при этом перспектива и глубина постепенно утрачивают своё значение . Именно они побудили Климта обратиться к пейзажной живописи. Подтверждением стилистической ориентации Климта в то время на картины Кнопфа является его поиск собственного решения, дистанцирующегося от австрийского . Уже в ранних работах Климта прослеживаются зачатки позднее последовательно воплощаемой работы с пространством и ортогонально ориентированной композиции и выдвигается на первый план склонность к достоверной в деталях передаче природы и ландшафтов в их крайних формах, на чём основывается идущий от фотографии эффект специфической бестелесности изображаемых объектов, превращающихся в художественную плоскость. В отличие от отсылающих к настроению названий пейзажей у импрессионистов, Климт именует свои работы совершенно просто, коротко и описательно .

Первые квадратные пейзажи. Голлинг

В 1899 года на летнем отдыхе в Голлинге Климт написал несколько пейзажных и анималистических картин . На пейзаже « », хранящемся в Музее Леопольда , изображён местный пруд Эгельзе. Пейзаж с высоко поднятой линией горизонта отражает первые опыты Климта с водным отражением. Художника интересует иллюзия природного мира в отражении, он стремится отказаться от натуралистического воспроизведения реальности. Фернан Кнопф и прежде был примером для подражания у Густава Климта, композиция пейзажа «Утро на пруду» явно позаимствована у кнопфовского пейзажа «Неподвижная вода. Пруд Мениль» 1894 года, который хранится в галерее Бельведер . В пейзаже также чувствуется влияние Клода Моне . Летом 1899 года была также создана картина « » с довольно простым и реалистичным сюжетом , хранящаяся в линцском художественном музее « Лентос ». Обе работы впервые для Климта имеют квадратную форму, ставшую впоследствии традиционной в его пейзажном творчестве. Художник выбирал ракурс с помощью « видоискателя » — листа картона с квадратным окошком .

Озёрная вода. Аттерзе

В 1900 году Густав Климт впервые по приглашению семьи Паулик провёл лето на озере Аттерзе . Он поселился в доме при литцльбергской пивоварне, в её окрестностях в этот период было создано четыре пейзажа и одна анималистическая картина « » На символистско-импрессионистском пейзаже « », похожем на «Утро в пруду», художник ещё занимался отражением природы на зеркальной поверхности воды, а в пейзаже « » его уже интересовали переливающиеся сверкающие оттенки и структура озёрной воды. Бирюзовые волны Аттерзе он вывел на отражающей свет серебристой поверхности озера короткими мазками в почти пуантилистской манере . О пейзаже с высоко поднятой линией горизонта, в котором вода занимает почти всю поверхность картины, критик Людвиг Хевеши отозвался так: «Рама, полная озёрной воды, из Аттерзе, ничего кроме коротких серых и зелёных волн, набегающих друг на друга». В пейзаже « Крестьянский дом с берёзами » художник вернулся к сюжету ранней работы «После дождя», и место водной глади заняла лужайка . Лишь в работе « » Климт стал постепенно опускать линию горизонта, чтобы обратить внимание на пасмурное небо. В «Тополе» уже обнаруживается замысел почти портретной инсценировки растительности на его будущих цветочных пейзажах .

Леса и деревья. Литцльберг

Обретя в 1898—1900 годах собственный подход к пейзажной живописи, Климт воспользовался в следующие пару лет сюжетом лесных видов для экспериментов со стилем: за этапом постимпрессионизма и пуантилизма наступило время «плоскостного стиля». Художник открыл для себя лесные пейзажи в 1901 году и до 1904 года создал пять работ, посвящённых окрестностям пивоварни в Литцльберге: два «Еловых леса», два «Буковых леса» и « ». Многократное повторение стволов деревьев на лесных пейзажах у Климта делает их похожими на тканые гобелены . По отзыву Людвига Хевеши, оба пейзажа «Еловый лес» на первый взгляд представляют собой нагромождение одинаковых вертикально стоящих стволов, но в действительности композиция пейзажей тщательно продумана: группы и перспектива, игра пространства, воздух и сумерки. На одной из картин сквозь тёмную чащу проглядывают нежные прогалины солнечного воздуха. Рихард Мутер восторгался климтовской расстановкой света и цвета, его личным «почерком» начиная с квадратного формата пейзажа и заканчивая деликатной живописью из тоненьких штрихов и точек .

В 1902 году Густав Климт написал две работы по уже опробованным пейзажным композициям 1900 года: « » и « », которые выделяются среди преобладавших на этом этапе пейзажей с лесами и фруктовыми деревьями объёмами открытого пространства, позволяющего скользить взглядом в глубину ландшафта. Одновременно Климт отразил возможности кажущейся всё более плоскостной передачи картин природы. В ставших композиционно более напряжёнными картинах ощущаются результаты исследования художником импрессионизма Клода Моне и возможностей пуантилизма. Часто изменение в стиле Климта объясняют влиянием творчества Джованни Сегантини и Тео ван Рейссельберге , участвовавших в выставках Венского сецессиона .

В 1903 году Густава Климта привлекли яблоневые и грушевые деревья с их роскошными плодами для экспериментов со стилем. На пейзажах « Груша » и « » фруктовые деревья предстают образцами пуантилистской игры красочных точек и «золотого стиля». Обычно художник придаёт фруктовым деревьям закрытую форму: у них круглая или овальная кроны, стройные короткие стволы. «Груша» продолжает тему ранее написанного пейзажа « », но только она организована сплошной полосой, без блеска озера на заднем плане. Кроны деревьев скрывают небо, а параллельные стволы закрывают сад. «Золотая яблоня», возможно послужившая прототипом для « Древа жизни » , была создана спустя год после успеха « Бетховенского фриза », и в ней были применены его стилистические принципы. Композиция пейзажа, уничтоженного пожаром в Иммендорфе в 1945 году, известна только по хотя и качественной, но чёрно-белой репродукции. Не умещающаяся в рамку пейзажа крона яблони оформлена в адаптированном Климтом стиле византийских мозаик, сучковатый ствол в левой части картины повторяет живописное решение «Груши» . В последующие 1904—1907 годы на летнем отдыхе в Литцльберге Климт запечатлевал на пуантилистских пейзажах загадочно оживающие под его взглядом уголки природы с фруктовыми деревьями и цветущими лугами неподалёку от дома. В « Розах под деревьями » передний план пейзажа заняли три небольших розовых куста, контрастирующие с тремя массивными яблоневыми кронами на заднем плане, в результате возникла вибрирующая бесчисленным количеством цветовых оттенков поверхность. Плоскостной пейзаж « » создан мельчайшими точечными мазками, но некоторую глубину картине обеспечивают узкая полоса неба в облаках и поросль деревьев на заднем плане. Похожий на «Цветочный луг» « » был создан несколькими годами ранее и тоже пленяет взгляд зрителя великолепием природы в стиле пуантилизма .

Цветочные пейзажи

Эмилия Флёге . Фотопортрет из серии, выполненной Густавом Климтом на Аттерзе в 1906 году

В последний год отдыха в Литцльберге Климт создал четыре пейзажа, ставших памятником цветочному великолепию у Аттерзе неподалёку от арендованного дома на пивоварне. Наряду с дикими луговыми цветами вершиной климтовского почитания красоты природы выступил подсолнух. Предполагается, что вид на цветущие маки Климт для « Макового поля » нашёл с балкона пивного трактира, а цветы для пейзажей « Крестьянский сад » и « Крестьянский сад с подсолнухами » художник обнаружил в соседнем подворье Антона Майра. Все пейзажи были дописаны в его столичной мастерской к в июне 1908 года. «Маковое поле» повторяет написанный несколькими годами ранее «Цветочный луг» и «Садовый пейзаж». На всех трёх картинах линия горизонта Климт высоко поднял линию горизонта, чтобы посвятить себя пуантилистскому изображению покрытых цветами лужаек. Небо везде изображено облачным. Направляемый художником далеко в глубину макового поля взгляд зрителя блуждает по траве и цветам к структурирующим пространство одиночным деревьям. Непрерывность пространства на считающемся образцом климтовского пуантилизма «Маковом поле» обеспечивается уменьшающимся размером маков и маргариток и перепад в величине фруктовых деревьев на переднем плане, написанными в той же структуре, что и цветы, но выделяющихся зелёно-фиолетовой листвой и оранжево-жёлтыми плодами. Антропоморфный « Подсолнух » по общему мнению климтоведов является портретом Эмилии Флёге в её модном и самым значимым образцом сближения двух жанров в творчестве художника. На пейзаже «Крестьянский сад», лишённом линии горизонта, Климт собрал с помощью своего « видоискателя » собрал самые разные виды цветов контрастных цветов, как это было принято в модных на рубеже веков « » .

Замок Каммер. Шёрфлинг

Густав Климт в рабочем халате. 1910

В 1908—1912 годах Густав Климт и семья Флёге проводили летний отдых в Каммерле-на-Аттерзе на арендованной вилле «Олеандр» на северном берегу Аттерзе. По одной из версий, они переместились в этот отдалённый летний дом потому, что поток отдыхающих в Литцльберг с его прекрасными ландшафтами значительно вырос к неудовольствию художника. Климт нуждался в тишине и уединённости, поэтому менее популярный Каммерль ему подходил больше, хотя в Литцльберге, судя по почтовой открытке 1910 года, адресованной зятю Юлиусу Цимплю, ему было лучше . Вилла находилась неподалёку от замка на воде и принадлежала его владелице графине Кефенхюллер. «Олеандр» обставили мебелью из замка, к услугам жильцов на вилле имелись домоправитель, сад, лодочная пристань и лодка на вёслах. Совершенно иная топография Каммерля по сравнению с Литцльбергом представляла для художника определённую проблему. Достаточно плоский, лишь слегка покрытый кустарником мыс в Литцльберге, где находилась пивоварня и поместье Антона Майра, в окрестностях которого было написано около трёх десятков пейзажей, сменился в Каммерле узкой береговой полосой. Климт продолжал писать природу так, как он её видел, и каммерльские работы, как и литцльбергские, обнаруживают присущее им природное своеобразие и очень различаются композиционно. Напротив пристани «Олеандра» в Каммерле находился массивный кубический фасад замка Каммер, который Густав Климт запечатлел на четырёх одноимённых пейзажах, отразивших его новое увлечение архитектурными сюжетами в пейзажной живописи после колоритных цветочных и садовых пейзажей и одновременно ознаменовавших переход к зрелому периоду творчества художника . Помимо четырёх пейзажей замка в те же годы Климт написал две работы с видами прилегающего к замку парка .

Озеро Гарда. Бад-Гастайн

Лето 1913 года, с середины июля до конца сентября, Климт провёл на итальянском озере Гарда , где написал три пейзажа. Климт прибег к необычным для себя, близким структурированным конструкциям Поля Сезанна или ранним кубистским работам Пабло Пикассо или Жоржа Брака композициям, на которые его вдохновили резко взмывающий рельеф местности с деревенскими домами друг над другом . На отдых в Италию его предположительно пригласил Эмиль Цукеркандль . Климт в компании семьи Флёге останавливался в пансионе Моранди в Тремозине . Оттуда, с западного берега озера, открывался вид на Мальчезине и его пригород Кассоне на противоположном берегу, Климт выбирал ландшафт и архитектуру с помощью подзорной трубы . Два архитектурных пейзажа « » и « Церковь в Кассоне » подтверждают увлечение художника плоскостной живописью, уже опробованной на каммерских пейзажах, а на « » он запечатлел восхитившую его интенсивностью и красочностью цветущую южную природу. Эгон Шиле признавался, что считал картины с озера Гарда самыми значительными пейзажами Климта . С 1912 года Климт ездил с Эмилией Флёге на лечение летом в Бад-Гастайн . Необыкновенная топография курортного городка и его модный флёр вдохновили художника в 1917 году на написание пейзажа с изображением отелей на северо-восточном горном склоне, который называли в народе «итальянским кварталом». В композиции «Гастайна» Климт вернулся к композиционному построению итальянских архитектурных пейзажей, написанных несколько лет назад .

Последние годы. Вайсенбах-на-Аттерзе

На прогулке по Вайсенбаху с Фридерикой Беер-Монти . 1916

В 1914—1916 годах Климт и семейство Флёге проводили лето на южном берегу Аттерзе в местечке Вайсенбах . Эмилия Флёге с матерью, сестрой Хеленой и племянницей Хеленой проживали непосредственно на озере, в доме Доннера, Климт, всё больше нуждавшийся в покое и уединении, арендовал себе в километре от озера домик лесника на краю Вайсенбаха, который он увековечил в двух пейзажах — « Сельский дом на Аттерзе » и « ». В этих насыщенных колоритом работах, а также пейзаже «Пейзаж с деревьями в долине Вайсенбаха на Аттерзе» он продолжил тему гармоничного слияния крестьянской архитектуры и природы Зальцкаммергута. Если «Сельский дом на Аттерзе» — целиком райская идиллия с увитым девичьим виноградом домом и цветочным лугом, где нет места техническому прогрессу , то в «Домике лесника II» художник раскрывает идеальный пейзаж в деталях, выбрав для этого часть заросшего фасада с разноцветными окнами, открытыми и закрытыми, украшенными простенькими занавесками и горшками герани .

Литцльберг и Унтерах

Густав Климт за работой с подзорной трубой . 1905

Помимо нескольких садовых пейзажей в эти три лета на Аттерзе Климт написал три пейзажа Унтерах-ам-Аттерзе на противоположном юго-западном берегу и два пейзажа Литцльберга на северном берегу озера, с дальней перспективы. Для поздних пейзажей Климта характерна тесная связь архитектуры и природы, некоторые из них остались незаконченными, что свидетельствует о том, что летом художник только намечал композиции своих пейзажей, а доделывал их уже зимой. « » и « Литцльберг », первое место отдыха художника на Аттерзе, изображены с дальней перспективы под высокими окружающими их холмами на заднем плане. Городки выглядят узкой полоской между подвижной поверхностью воды, в которой отражаются их дома, и нависающими холмами. Пейзажи Унтераха выдержаны в известной ещё с итальянских пейзажей плоскостной композицией из прямоугольников и развил экспрессионистскую цветовую гамму, что позволило каждому строению обрести свой индивидуальный характер. « Литцльбергский подвал » — здание на берегу озера, популярная цель для прогулок отдыхающих с трактиром. В Литцльбергкеллере Климт бывал неоднократно. Предположительно, для написания этих пейзажей Литцльберга Климт пользовался подзорной трубой или театральным биноклем , а также достижениями фотографии .

Поздние садовые пейзажи

Одной из последних картин, написанных Климтом на Аттерзе, стал незаконченный пейзаж из его «яблоневой» серии « Яблоня II » , в тёмных тонах и чёрной контурной обводке яблок климтоведы видят отражение мрачного душевного настроя художника во время войны . Тем не менее, написанный в тот же год пейзаж « », которая сквозь цветочные кусты ведёт к беседке или садовому домику, специалисты Фонда Климта, несмотря на чёрные контуры, считают юмористическим. Незаконченный пейзаж «Садовый пейзаж с холмом» обнаруживает значительные отличия от последних пейзажных работ Климта: его пространство находится в формальном процессе растворения в цветочном море . В некрологе по случаю смерти Густава Климта, опубликованном 21 февраля 1918 года, Петер Альтенберг писал: «Густав Климт, идеалам природы ты приблизился почти что бессознательно, и даже твои незамысловатые истинно дворянские крестьянские сады с подсолнухами и бурьяном ощутили дуновение поэзии творца! Так ты постепенно отстранился от людей, которые ничего в этом не понимали! Густав Климт, ты был Человеком!!!»

Примечания

  1. .
  2. от 8 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  3. от 9 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  4. от 9 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  5. , Gustav Klimt im Belvedere Vergangenheit und Gegenwart, S. 64.
  6. от 7 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  7. , Животные, с. 69.
  8. от 9 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  9. , Gustav Klimt im Belvedere Vergangenheit und Gegenwart, S. 122—124.
  10. от 9 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  11. , Таинственные леса, с. 58.
  12. , В цвету и цвете, с. 66—67.
  13. от 15 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  14. от 5 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  15. , Die Landschaften: Eine re-konstruierte Natur, S. 394.
  16. от 5 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  17. , Gustav Klimt im Belvedere — Vergangenheit und Gegenwart, S. 220—223.
  18. , Die Landschaften: Eine re-konstruierte Natur, S. 402—403.
  19. от 5 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  20. от 1 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  21. от 1 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  22. , Die Landschaften: Eine re-konstruierte Natur, S. 403—404.
  23. , Gustav Klimt im Belvedere Vergangenheit und Gegenwart, S. 260.
  24. , Fotokunst und Mode, S. 157.
  25. от 1 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)
  26. , Auf dem Land um 1900, S. 152.
  27. , Auf dem Land um 1900, S. 146.
  28. от 1 октября 2022 на Wayback Machine (нем.)

Литература

Источник —

Same as Пейзажи Густава Климта