Подсолнух (галактика)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Подсолнух» ( нем. Die Sonnenblume ) — пейзаж австрийского художника Густава Климта . Считается одним из лучших лирических произведений художника, посвящённых природе . Художник строго разделял портретный и пейзажный жанры, поэтому антропоморфный «Подсолнух» — самый яркий образец смешения жанров в творчестве художника .
Климт поместил возвышающийся на широком пьедестале из луговых цветов подсолнух на фоне плотного цветущего ковра близко к переднему краю картины так, чтобы он занимал всю её центральную часть. Приближенный к зрителю компактный задний план придаёт подсолнуху дополнительную монументальность. Помимо необычной композиции Климт применяет новую для себя живописную технику: тёмные краски насыщенных зелёных и красных оттенков нанесены густо и перекрывают друг друга, цветки оформляются не одним движением руки, а несколькими мазками .
Художественный критик Людвиг Хевеши с восторгом описывал «очеловечивание» растения в «Подсолнухе»: «Обычный подсолнух, который Климт высадил в цветочный беспорядок, стоит как влюблённая фея , чьи зеленовато-сероватые одежды ниспадают в страстном трепете. Лицо подсолнуха, такое таинственно тёмное в венке светлых жёлто-золотых лучей, оно таит в себе что-то мистическое для художника, можно сказать, космическое […]. В природе происходит что-то новое […], как только появляется Климт» . Женственный образ растения навевает ассоциацию с серией снимков подруги художника Эмилии Флёге в широких пёстрых собственного кроя, сделанной самим Климтом в Литцльберге в 1906 году . По мнению , на «Подсолнухе», а также на пейзажах « Крестьянский сад » и « Крестьянский сад с подсолнухами » изображена сама Эмилия Флёге .
Климт был знаком с « Подсолнухами » Ван Гога , которые участвовали в выставке импрессионистов, подготовленной Венским сецессионом в 1903 году. Но если Ван Гога интересовали цветовые изменения увядающих цветов, то Климт на вершине «золотого периода» в технике живописной мозаики написал величественный портрет гордого растения на золотистом фоне под стать его дамским портретам. Под влиянием «Подсолнуха» Климта молодой Эгон Шиле в 1909 году написал свой антропоморфный «Подсолнух», у которого климтовский гордый пафос растения сменился вялой безнадёжностью .
Усеянный золотыми искорками «Подсолнух» был написан в зените « золотого периода » в творчестве Климта специально для 1908 года , где он демонстрировался в одном ряду с ещё незаконченным « Поцелуем » и « Золотой Аделью ». В 1909 году «Подсолнух» участвовал в X Международной художественной выставке в Мюнхене , в 1910 году — в IX Венецианской биеннале , в 1914 году — выставке Союза чешсконемецких художников в Праге . До 1912 года пейзаж принадлежал сталелитейному магнату , затем его приобрёл советник по строительству Генрих Майер, которому наследовала супруга Парцер. В 2012 году «Подсолнух» был передан в дар галерее Бельведер по завещанию их сына, коллекционера Петера Парцера вместе с ещё одной работой художника — картиной « » .