Interested Article - Ледерер, Серена

Внешние изображения

Серена Ле́дерер ( нем. Serena Lederer , венг. Szeréna Lederer , урожд. Пулитцер ( Pulitzer ); 20 мая 1867 , Пешт , Пешт 27 марта 1943 , Будапешт ) — супруга австрийского промышленника Августа Ледерера , близкая подруга Густава Климта , подвигшая мужа на создание коллекции произведений художника.

Биография

Серена происходила из богатой еврейской семьи, приходилась родственницей американскому журналисту и издателю Джозефу Пулитцеру и в юности была признанной красавицей. В австрийской столице Серена считалась самой изысканно одетой венкой . Густав Климт запечатлел юную красавицу Серену Пулитцер рядом с её дядей Зигмундом и его женой Тинкой Пулитцер в ложе на третьем ярусе среди представителей избранного венского общества на своей гуаши «Зрительный зал в старом Бургтеатре » . Всю свою жизнь она поддерживала свой имидж и манеры гранд-дамы. 5 июня 1892 года Серена в Пеште вышла замуж за промышленника Августа Ледерера. В их семье родилось трое детей: Фриц, Эрих и . Ледереры проживали в Дьёре , Вене и Вайдлингау . В их венской квартире под собрание произведений Климта была отведена отдельная комната. В 1899 году Климт написал портрет Серены , положивший начало их близким дружеским отношениям, а позднее ещё два портрета — , матери Серены Шарлотты Пулитцер, а также племянницы Рии Мунк , дочери сестры Аранки. На портрете, в котором усматривается влияние « Симфонии в белом » Джеймса Уистлера , Серена изображена в элегантном белом наряде модного силуэта из плиссированной ткани .

В неопубликованных записях дочери Серены Элизабет климтовед обнаружил забавную историю о том, как Климт, которого она называла дядей, работал над её портретом. Несколько месяцев Климт готовил эскизы для портрета Элизабет в самых разных позах и при этом ругался так, что «было одно удовольствие его слушать». Он бросался карандашом и громко заявлял, что вообще не стоит писать людей, которые «стоят слишком близко». Появлявшаяся Серена не привносила в эту горячую обстановку необходимого спокойствия: дискуссии наоборот ужесточались, потому что она критиковала и позу дочери, и выбранный наряд. В особо острые моменты Климт великолепным глубоким басом орал: «Я буду писать мою девчонку так, как мне нравится, и закончим на этом». Работа над портретом продолжалась три года, пока однажды в 1916 году Серена волевым решением не вывезла картину из мастерской домой. Она уже привыкла к недовольству художника своими работами .

Серена Ледерер в течение нескольких лет брала у Климта уроки рисования. Она позволяла Климту выбрать в своём гардеробе наряды для моделей его картин, например, для « Шуберта за клавиром ». По рекомендации Климта в 1912 году в доме Ледереров стал появляться особо нуждавшийся в материальной поддержке Эгон Шиле , хотя и не нравившийся Серене, но сдружившийся с её младшим сыном Эрихом . Считается, что именно Серена Ледерер всячески способствовала созданию художественной коллекции Ледереров. Она продолжила коллекционировать Климта и после его смерти, выкупив целиком выставку графики Климта из 200 рисунков, подготовленную Густавом Небехаем в 1918 году . Вскоре после аншлюса Австрии художественную коллекцию Ледереров «во избежание незаконного вывоза» конфисковали и позднее национализировали. Большая часть коллекции в 1945 году погибла при пожаре в замке Иммендорф .

В 1940 году вдовствовавшую Серену Ледерер вынудили покинуть свой венский дом. О последних годах её жизни ничего не известно. Благодаря сделанному под присягой заявлению Серены Ледерер и свидетельствам друзей её дочери Элизабет Бахофен фон Эхт удалось официально доказать своё внебрачное происхождение и отцовство Густава Климта, тем самым избежать депортации и обеспечить себе выживание, значась, в отличие от братьев, полуеврейкой. Сыновьям Серены Фрицу и Эриху удалось эмигрировать. На аукционе в 1948 году внезапно появились портреты Серены Ледерер и её дочери, которые по реституции были переданы Эриху Ледереру и хранятся в настоящее время в Нью-Йорке .

Примечания

  1. , Kunst und Antisemitismus, S. 195.
  2. , Frauendarstellungen, S. 270.
  3. , Bildnis Serena Lederer, S. 88—91.
  4. , Die Arbeiten der letzten Jahre.
  5. , Mäzene.

Литература

  • Mona Horncastle, Alfred Weidinger . Gustav Klimt. Die Biografie. — 1. Aufl. — Christian Brandstätter Verlag, 2018. — 320 S. — ISBN 9783710602528 .
  • . Diesen Kuss der ganzen Welt. — Wien: Styria Verlag, 2005. — 238 S. — ISBN 978-3222131653 .
  • . Gustav Klimt. Zeichnungen und Gemälde. — Köln: Taschen, 2019. — 663 S. — ISBN 978-3-8365-6287-4 .
  • Klimt und die Frauen / hrsg. von und . — Köln: , 2000. — 256 S. — ISBN 3-7701-5370-7 .
  • Anne-Marie O’Connor: The Lady in Gold, The Extraordinary Tale of Gustav Klimt’s Masterpiece, Portrait of Adele Bloch-Bauer . Alfred A. Knopf, New York, ISBN 0-307-26564-1 , 2012
Источник —

Same as Ледерер, Серена