Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
- 1 year ago
- 0
- 0
Санкт-Петербу́ргский теа́тр «Ру́сская антрепри́за» и́мени Андре́я Миро́нова — основан в Ленинграде 1 ноября 1988 года актёром, антрепренёром Рудольфом Фурмановым , бывшим его художественным руководителем более 32 лет вплоть до смерти 9 апреля 2021 года.
Первый российский негосударственный театр, основанный в конце 80-х годов XX века , который соединил в своей организационной модели регламент контрактной системы в трудовых отношениях с артистами, подвижный принцип антрепризы и достоинства русского регулярного репертуарного театра.
Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова был основан 1 ноября 1988 года Народным артистом России Рудольфом Фурмановым .
За пятьдесят лет служения сцене Рудольфу Фурманову, первому из российских театральных деятелей, удалось воссоздать в русском послереволюционном театре (после издания декрета о национализации театров в 1919 году) подвижный принцип театральной антрепризы, в разное время собиравшей в спектакли и концертные программы лучших артистов страны.
Николай Симонов , Аркадий Райкин , Андрей Миронов , Сергей Филиппов , Владислав Стржельчик , Алиса Фрейндлих , Анатолий Папанов , Евгений Леонов , Иннокентий Смоктуновский , Юрий Яковлев , Евгений Лебедев , Вадим Медведев , Валентина Ковель , Олег Басилашвили , Валерий Золотухин , Василий Лановой , Элина Быстрицкая , Николай Караченцов , Константин Райкин , Юрий Никулин , Георгий Товстоногов , Марк Захаров — на протяжении трёх десятилетий, благодаря Фурманову, регулярно гастролировали по стране с оригинальными концертными программами. Именно они и составляли его первую неофициальную и неформальную антрепризную труппу .
1 ноября 1988 года слово « антреприза » ( фр. entreprise ), означающая театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем — антрепренёром, стало именем собственным.
Создатель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Р. Д. Фурманов избрал не западную модель антрепризы, в течение нескольких лет осуществляющую и эксплуатирующую одну-две постановки, а соединил достоинства европейского принципа негосударственного самофинансируемого театра с особенностями дореволюционной антрепризной контрактной труппы в России и широкими художественными возможностями русского регулярного репертуарного театра.
Сегодня модель театра имени Андрея Миронова, практический положительный опыт самофинасирования некоммерческого репертуарного театра с огромным классическим репертуаром, оказывается необходим театральной реформе в России.
3 апреля 1995 года по распоряжению правительства Санкт-Петербурга театру было предоставлено помещение в Доме с башнями № 75/35 по Большому проспекту Петроградской стороны. Символично, что купчую на часть дома незадолго до революции приобрёл дед Андрея Миронова — Семён Менакер.
17 октября 1996 года состоялось торжественное открытие театра .
Вот как описывала открытие первого российского театра, носящего имя современного артиста, актриса и драматург Татьяна Егорова , ещё не ставшая автором нашумевшей книги «Андрей Миронов и я»:
«Плакали все. По Андрюше, по Андрею Миронову, по тому, „что не может быть, что его нет“. В зале присутствовали два мэра города — А. Собчак , предыдущий и В. Яковлев , настоящий, — которые с благородным рвением помогали осуществлению этого события. На сцене блистательно выступали М. Миронова, Э. Быстрицкая, М. Ульянов, В. Золотухин, Ю. Яковлев, Е. Лебедев, М. Казаков, В. Лановой, Л. Чурсина и многие другие известие артисты. Мария Владимировна Миронова, прекрасная 85-летняя дама с царственной осанкой, днём присутствовала при освещении театра отцом Вадимом, а вечером под звонкие хлопки присутствующих разрезала голубую ленточку перед входящим в историю театром имени её сына.
И, наконец, Рудольф Фурманов — главный двигатель состоявшегося 17 октября события. По темпераменту он — холерик (даже слишком холерик), амплуа — антрепренёр, гениальный организатор, друг (он проработал с Андреем двадцать лет). Что бы мы делали без таких, как он? Как сказала Мария Владимировна Миронова: „Смотрели бы шалаш в Разливе“.
Через год после внезапной смерти Андрея, в октябре 1988 года, Р. Фурманов создал труппу с названием Театр „Русская антреприза“ им. Андрея Миронова. Но… не было даже помещения, ведь на культуру в российском бюджете отпущено 0,03 %, и театры, библиотеки и другие очаги культуры закрываются, находятся в состоянии „мерзости запустения“» .
Принцип хозяйствования основан на самофинансировании с разовыми субсидиями от государства, в том числе Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга по статье «поддержка негосударственных театров» и спонсорской помощью. Так, например, в организации полномасштабных гастролей театра в феврале 2011 года в Москве, помощь в безвозмездном проезде артистов труппы из Петербурга в Москву и обратно оказали « Российские железные дороги ». Периодически разовую финансовую и спонсорскую помощь театру оказывают компании « Каравай » и « Балтика ».
Логотип театра, с вписанным в название игральным кубиком, из ребра которого капает капелька крови, придумал и исполнил для театра художник и артист, муж и партнёр Алисы Фрейндлих по спектаклям в Ленинградском театре имени Ленсовета в конце 1980-х годов («Варшавская мелодия», «Дульсинения Тобосская», «Нечаянный свидетель») Юрий Анисимович Соловей, живущий ныне в Германии. Эта «художественная реплика-ответ» Ю. А. Соловья на строки Александра Блока в стихотворении «Балаганчик»:
Вот открыт балаганчик
Для весёлых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный чёрт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
Художник подчеркнул в логотипе театра подлинность творческих, человеческих и актёрских затрат, переживаний на сцене, которые должны отличать его спектакли.
С 1988 года по настоящее время в контрактную труппу театра входили артисты Москвы и Петербурга, многие из которых с 2000 по 2012 гг. сыграли на сцене театра имени Андрея Миронова свои лучшие роли, недоступные им в собственных стационарных театрах, где они находились в штате. Так актёр театра имени Ленсовета, народный артист России В. М. Матвеев не выходил на сцену своего театра в новых ролях несколько лет подряд, сыграл на сцене театра А.Миронова за четыре года пять ролей мирового классического репертуара, в том числе Кузовкина в «Нахлебнике», Хрюкова в «Шутниках», Боровцева в «Пучине», Парамона Корзухина в «Рыцаре Серафимы» («Беге») и Второго мужика в «Плодах просвещения» Л.Толстого). Такая же благодатная судьба оказалась у артиста Евгения Баранова, долгое время игравшего роли ограниченного комедийного амплуа на сценах Театра комедии и театра им. Ленсовета. Начиная с 2003 года Евгений Баранов сыграл на сцене театра им. А.Миронова более 10 ролей, в том числе Кисельникова в «Пучине», Жиля в «Малых супружеских преступлениях», Наума Федотыча Лотохина в «Красавце-мужчине», Дядюшки в «Грабеже», Паши в «Гупёшке», выступил режиссёром-постановщиком четырёх спектаклей театра. На сцене «Русской антрепризы» имени Андрея Миронова родились и получили бережное развитие драматические таланты молодых артистов К.Каталымовой, С.Дьячкова, Н.Поповой, Д.Исаева, Н.Парашкиной, М.Мокшиной, В.Щипицына, Я.Воронцова. Эти избранные примеры показывают широкие возможности контрактной труппы в стационарном репертуарном театре, опровергая мнение (высказанное в частности, режиссёром Г. Н. Яновской на телевизионном «круглом столе» ТВ «Центр» — обсуждении театральных проблем в 2011 г.) о том, что в контрактном театре не растится, а только используется талант артиста, выращенный в репертуарном театре-доме. Принцип контрактной труппы позволяет театру постоянно обновляться, в назначении на роль исходя только из художественных принципов, не скованных ограничениями штатного расписания и застоя штатной труппы, с определённым набором амплуа. Подтверждая, что артистический талант способен к поступательному развитию и движению только ежесезонно получая новые роли в мировом классическом репертуаре, спектаклях-экспериментах, встречаясь на подмостках с новыми партнерами и в то же время сохраняя уважение и творческую самостоятельность в выборе предложения роли. .
«Что нужно для того, чтобы контрактная система в театре реально заработала? Во-первых, должна быть социальная и материальная защищённость каждого театрального артиста. Потому что артист — это особый организм, его рабочий инструмент — это он сам. Он пропускает роль через сердце, подрывает здоровье. И то, что сегодня в государственных театрах артисты получают так называемые денежные средства — зарплату бюджетников, — это унизительно и для человека, и для государства. Зарплату должен платить сам театр из своей выручки, без всяких разрядов. По таланту и занятости. При сохранении государственных субсидий на содержание театра и выпуск спектаклей» (Р. Д. Фурманов) .
.
С 1988 года в разные сезоны в контрактную актёрскую труппы театра Р. Д. Фурманова входили: н.а. СССР А. Б. Фрейндлих и В. И. Стржельчик , н.а. России Н. П. Караченцов , В. А. Дегтярь, В. А. Кухарешин, В. С. Золотухин , А. М. Вартанян , И. А. Волгина , А. Л. Баргман , А. М. Строев , И. Б. Дмитриев, М. О. Игнатова, А. Ю. Толубеев , А. Ф. Пустохин, В. М. Татосов, Л. В. Неведомский, О. С. Антонова , И. Л. Соколова, С. Н. Ландграф , С. И. Паршин, з.а. России И. А. Слободская, Т. М. Абросимова, В. В. Панина , Н. В. Панина, Ю. Н. Мироненко, О. Б. Самошина, Т. Б. Кузнецова, А. А. Худолеев, М. В. Разумовский, И. И. Конопацкая, артисты , Алексей Федотов, Алексей Федькин, Ярослав Иванов, артист и композитор Алексей Заливалов .
Контрактная труппа театра им. А. Миронова в настоящее время объединяет 90 ведущих артистов Петербурга, среди которых:
Народные артисты России
Заслуженные артисты России
Актрисы
Актёры
Выпускники актёрского курса Р. Д. Фурманова (2012, БИИЯМС) :
Из 120 актёров — 30 артистов контрактной труппы работают в театре имени Андрея Миронова более 20 лет.
За время существования на собственной сцене театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова поставил более 60 новых спектаклей, отличающихся не только жанровым разнообразием, но и оригинальностью режиссёрских трактовок, собрал лучшие актёрские силы Петербурга в контрактную труппу . В репертуаре театра образцы русской и зарубежной классики, произведения Чехова, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Тургенева, Островского, Льва Толстого, Лескова, Леонида Андреева, Михаила Булгакова, Гюго, Шоу, Моэма, Шмитта. Первым из петербургских театров театр имени Миронова поставил драматургию Василия Сигарева .
по одноимённой пьесе Алексея Арбузова. Постановка — Людмила Шувалова. Премьера состоялась 16 января 1992 года
В спектакле были заняты: н.а. СССР Иннокентий Смоктуновский, з.а. России Валентина Панина, артисты: Наталья Панина, Александр Баргман, н.а. России Рудольф Фурманов
Культурной инициативой Р. Д. Фурманова и руководимого им театра явилось учреждение в 2011 году и проведение в 2011 и 2012 годах в Санкт-Петербурге Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» . Премия основана в Санкт-Петербурге 1 июня 2010 года. Учредителем Премии является учреждение культуры «Санкт-Петербургский театр „Русская антреприза“ имени Андрея Миронова» при содействии Правительства Санкт-Петербурга.
Лауреатами премии в 2011 и 2012 годах стали: Валентин Гафт , Светлана Крючкова , Юрий Яковлев , Николай Караченцов , Мария Миронова и Евгений Миронов , Сергей Дьячков , Сергей Барковский и Нелли Попова .
Специальные призы за вклад в российскую культуру были вручены писателю Даниилу Гранину , доктору искусствоведения, профессору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, лауреату премии К. С. Станиславского Алексею Вадимовичу Бартошевичу и писателю, журналисту, критику Татьяне Москвиной.
Лауреатами Второй Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» 8 марта 2012 года стали: артисты Олег Басилашвили , Сергей Безруков , Ксения Каталымова, Нонна Гришаева , Василий Лановой , Людмила Чурсина , Игорь Кваша , Владимир Гусев (Ярославль), Ирина Пегова, Владимир Симонов, Левон Оганезов, Е.Баранов, Аркадий Коваль, драматург Эдвард Радзинский, режиссёр Вадим Фиссон, журналист Марина Райкина.
Музей расположен на втором этаже театра, его экспозиция занимает верхнее фойе. В помещении музея установлен рояль. Экспозиция музея оформлена с использованием элементов сценографии спектаклей «Крейцерова соната» и «Палата № 6». Народный артист СССР В. С. Лановой на Второй торжественной церемонии вручения Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» 8 марта 2012 года, назвал музей театра «актёрским бахрушинским музеем».
Твой театр это монография
Здесь вместо стен — живые лица
Здесь как иконы фотографии
Захочешь — можешь помолиться <…>— написал в 2010 году о театре имени Андрея Миронова Валентин Гафт
Всего в экспозиции представлено более 1500 оригиналов иконографических материалов, фотографий русских артистов XX века. История, предшествовавшая рождению театра, представлена редкими афишами совместных выступлений Р. Фурманова и А. Миронова, И. Смоктуновского, А. Папанова, А. Райкина, В. Медведева, М. Захарова, Ю. Никулина, Е. Лебедева, их тарификационными документами, письмами. В экспозиции выставлен также оригинал свидетельства о присвоении Андрею Миронову звания «Заслуженный артист РСФСР».
Значимое место занимают картины н.а. СССР
Николая Константиновича Симонова
(триптих «Сказание о полку Игореве» и «Вологодские колокола»), оригиналы карандашного портрета Н. К. Симонова работы графика и живописца Георгия Семёновича Верейского, эскиз портрета А. И. Райкина художника Романа Левицкого, работы народного артиста СССР Евгения Алексеевича Лебедева (в том числе портреты Г. А. Товстоногова, выполненные Лебедевым методом выжигания на дереве и мраморный барельеф режиссёра), переданные в дар театру его вдовой Н. А. Товстоноговой, картина художника Анатолия Левитина, изображающая
О. В. Басилашвили
в окружении его ролей (репродукция этой картины послужила обложкой книги артиста «Неужели это я?! Господи…»), портреты Рудольфа Фурманова в жизни и Алисы Фрейндлих в роли Катерины Ивановны в спектакле Ленинградского театра имени Ленсовета «Преступление и наказание», написанные художником Юрием Соловьём, более 20 макетов сценографии спектаклей театра, в том числе художников В. И. Фирера, О. И. Молчанова, эскизы костюмов и сценографии к спектаклям (в частности, «Гупёшка» Эмиля Капелюша, «Вишнёвый сад», «Шутники», «Бег» Владимира Фирера, «Сыч и кошечка», «Мертвые души»,
«Палата № 6»
Олега Молчанова).
На первом этаже театра расположена «комната Андрея Миронова», специально для зрителей в ней установлено пианино, диван, аквариум с рыбками. Экспозиция «комнаты Миронова», артиста, чьё имя носит театр, подробно прослеживает его творческий путь, как театрального актёра.
В зрительном зале театра 210 мест.