Агар (царь)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ага́р , настоящее имя Мари́ Леони́д Шарве́н ( фр. Agar , Marie Léonide Charvin ; 19 сентября 1832 , Седан — 15 августа 1891 , Алжир ) — французская актриса , одна из крупнейших трагических артисток XIX века. Играла в пьесах Корнеля и Расина , а также современных драматургов. Сочувствуя Парижской коммуне , принимала участие в благотворительных концертах в пользу сирот и вдов коммунаров.
Мари Шарвен родилась в 1832 году в Седане, в семье военного. В шестнадцатилетнем возрасте вышла замуж за Бартелеми Ника из Лиона , чтобы уехать из дома, где её тяготило присутствие мачехи . Однако через пять лет рассталась с мужем и поселилась в Париже , где зарабатывала на жизнь пением в кафе и уроками игры на фортепиано . Наряду с этим она, мечтая о театральной карьере, брала уроки у чтеца и театрального педагога Ашиля Рикура . По его совету Мари Шарвен взяла библейский псевдоним (Agar — Агарь ) . Рикур, считавший манеру игры актёров Комеди Франсез устарелой и напыщенной, стремился внести в театральное искусство бо́льшую жизненность и простоту, что унаследовала и его ученица .
Агар дебютировала в 1859 году и в начале 1860-х годов играла в парижских театрах « Одеон » и «Порт-Сен-Мартен» . Основной её репертуар состоял из трагедий драматургов французского классицизма: Корнеля (Камила в «Горации») и Расина (Андромаха, Аталия в одноимённых пьесах; Клитемнестра в « Ифигении в Авлиде »). Кроме того, она с успехом исполняла роли в пьесах современных драматургов, такие как Лукреция (одноимённое произведение Франсуа Понсара ), Занетто («Прохожий» Коппе ) и другие . В январе 1862 года Агар с успехом сыграла в «Одеоне» роль Федры . В 1863 году актриса, при поддержке Рикура, Эжена Делакруа и Теофиля Готье , выступила на сцене Комеди Франсез, где сыграла эту же роль. Однако членом труппы она стала лишь в 1869 году и с этого времени считалась первой трагической актрисой театра .
20 июля 1870 года, на следующий день после того как Франция объявила войну Пруссии, во время представления «Влюблённого льва» Понсара публика потребовала исполнения « Марсельезы ». Агар вышла на сцену и исполнила гимн. С этого дня она пела «Марсельезу» после каждого спектакля, вплоть до закрытия театра 5 сентября 1870 года . Теофиль Готье впоследствии писал о ней: «Скульптурная красота м-ль Агар, её мраморная бледность, её волосы, чёрные, как ночь, её глубокий, симпатичный и тёплый голос, который умеет быть и растроганным и звучать подобно фанфаре, делают её одним из благороднейших олицетворений патриотической и воинственной Оды. Если м-ль Рашель была мстительною Немезидой, то м-ль Агар походит на Победу, распростершую свои золотые крылья» .
Агар, сочувствовавшая Парижской коммуне , не раз принимала участие в патриотических концертах . Большое место в её концертном репертуаре занимали революционные стихи В. Гюго и Барбье . В числе прочего она выступала в концерте в пользу вдов и сирот коммунаров, организованном 18 марта 1871 года во дворце Тюильри , где декламировала «Марсельезу» . За этим последовало преследование со стороны печати и правительства Третьей республики , в частности, нападки в Le Figaro , и в 1872 году актриса была вынуждена уйти из Комеди Франсез. Впоследствии она гастролировала в провинции, а затем в Швейцарии и Англии .
В 1878 году Агар вновь вернулась на сцену Комеди Франсез, где с большим успехом исполнила роль мадам Бернар в «Доме Фуршамбо» Эмиля Ожье , а также продолжила играть в пьесах Расина, Фёйе , Бразье, Дюмерсана и пр. После смерти в 1879 году её первого мужа, она вышла в 1880 году замуж за Жоржа Марье, с которым поселилась в Алжире . В 1880-х годах она ещё не раз бывала в Париже и играла на сцене, в том числе в пьесах Мендеса и Ришпена , а в 1885 году сыграла Гертруду в шекспировском « Гамлете » .
5 июля 1888 года, во время представления в Мустафе (близ Алжира ), актрису внезапно разбил паралич: у неё отнялась половина тела. Она скончалась три года спустя, 15 августа 1891 года, и была похоронена в Париже, на кладбище Монпарнас .