Interested Article - Виленский гаон

Элияху бен Шломо Залман ( 1720 , Селец , Брестское воеводство , Великое княжество Литовское , ныне Брестская область , Белоруссия 1797 , Вильна , Российская империя ; известен как Дер вилнер гоэн Ви́ленский гао́н , Ха-гаон хе-хасид Благочестивый гаон , Элияху Гаон, Ха-Гра акроним ха-Гаон рабби Элияху ) — раввин , каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, математик. Слово « гаон » ( ивр. גאון ‎) в переводе с иврита означает величие , гордость ; в современном иврите также гений .

Биография

Родился в семье выдающихся раввинов , в небольшом городке Селец в окрестностях Бреста . Его дед был раввин Мойше Рибкес — автор комментариев к Шульхан Арух — «Беэр ха-Гола». С детства проявил выдающиеся способности. К трём годам знал наизусть всю письменную Тору , которую мог процитировать даже в обратном порядке. По легенде до семи лет учился у Моше Маргалита из Кейдан , автора книги «Пней Моше», затем до самой старости учился самостоятельно, так как ни один учитель не мог уже его обучать. В 18 лет женился, затем начал добровольное скитание по еврейским общинам: обычай, глубоко укоренившийся у выдающихся раввинов . Во время своих скитаний посетил такие крупнейшие центры еврейской и мировой учёности, как Берлин , Прага , Амстердам , где смог встретиться с крупнейшими раввинами и найти редчайшие рукописи.

Мемориальная табличка на доме по в Вильнюсе

В 1748 году поселился в Вильно и постепенно стал приобретать известность в еврейском мире как выдающийся раввин поколения . В 1755 году при тяжбе между р. Йонатаном Эйбешюцем и р. Яковом Эмденом , первый апеллировал к его мнению.

С 1760 года собрал вокруг себя выдающихся учеников, которым начал передавать часть своих знаний; в дальнейшем они развили идеи учителя, открыв иешивы и создав общины по его принципам. Среди них особенно выделялся р. Хаим из Воложина . Хотя Элияху бен Шломо Залман не занимал официальной должности раввина, тем не менее он получал жалование от общины на нужды своей семьи и иешивы. Виленский гаон резко осудил хасидское движение , зарождавшееся в этот период. Он осуждал их измену еврейской традиции и пренебрежение к людям, изучающим Тору, считающимся элитой в еврейских кругах. При попытке хасидов прийти к примирению в 1772 и 1777 годах отказался даже встретиться с делегацией крупнейших хасидских лидеров. Виленский гаон вскоре объявил против них « херем » (то есть бойкот), что частично остановило развитие хасидизма в Литве.

Памятный камень на месте бывшего еврейского кладбища в Вильнюсе ( Шнипишкес ; 1487 1950 ), где, как гласит надпись, были похоронены Виленский гаон и Гер-Цедек

В 1780 году предпринял попытку эмигрировать в Эрец-Исраэль , но по непонятным причинам вернулся назад, когда достиг Кёнигсберга . Гаон скончался в Суккот 1797 года вскоре после введения русских войск в Литву. Был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес ( Шнипишкес ) на правом берегу Вилии , напротив Замковой горы и устья Вильни . Кладбище было закрыто в 1930 году , а в 1949 1950 годах — ликвидировано. Тело было перенесено в склеп на новое еврейское кладбище в Шяшкине . В склепе гаона перезахоронены также останки его жены и сына и, кроме того, прах графа Валентина Потоцкого ( Гер-Цедека ), принявшего иудаизм и сожжённого за отпадение от христианской веры в 1749 году . В склепе гаона верующие оставляют записки с просьбами к Богу . В 1831 году кладбище было закрыто царскими русскими властями и частично застроено. В 1950-х годах советские власти планировали построить на месте захоронения стадион и концертный зал. Они позволили вывезти останки Виленского Гаона и перезахоронить их на новом кладбище .

Брат Виленского Гаона Авраам является автором почитаемого произведения «Маалот Хатора». Его сын Авраам был также известным ученым.

Является прадедом Ильи Абрамовича Ефрона , основателя издательского дома « Брокгауз и Ефрон ». Одним из его потомков является Биньямин Нетаньяху .


Общественное влияние

Памятник гаону Элияху в Вильнюсе на месте, где стояла Большая синагога , разрушенная во время Второй мировой войны

Воззрения Виленского гаона легли в основу современного иудаизма. Его ученики создали современную систему еврейского образования. Виленский гаон внёс изменения и поправки в ашкеназский молитвенник. Велика его роль в плане отношения к изменениям традиций; рав Элияху выступал за полное подчинение законам Шулхан Арух . Во всех диспутах, которые велись за эти 250 лет против хасидизма, всегда апеллировали к взглядам и деятельности гаона. Велико влияние гаона и на возвращение евреев в землю Израиля, когда гаон выступал как первый предвестник репатриации в новое время. Он послал своих учеников с семьями в Эрец Исраэль , и их потомки составили основное ядро еврейских жителей Иерусалима XIX века , ещё до начала современного движения евреев за возвращение в землю своих предков. Гаона считают своим отцом-основателем и религиозные сионисты .

Ученики

Книги

  • «Агахот Агра» — глоссы к Вавилонскому Талмуду
  • Комментарии к «Шулхан Аруху»
  • «Эйль а-Мешулаш» — известный учебник по тригонометрии.

Память

Улица Виленского Гаона в Ришон-ле-Ционе

Брат Виленского Гаона Авраам является автором почитаемого произведения «Маалот Хатора». Его сын Авраам был также известным учёным.

Памятник гаону Элияху в Вильнюсе подвергается осквернению со стороны местных националистов: летом 2020 года памятник дважды обливали краской .

Примечания

  1. Yaniv, Samuel (Rabbi) (неопр.) . (17 апреля 2010). Дата обращения: 19 мая 2012. 23 марта 2017 года.
  2. The Threefold step of Academia Europeana: a case of Universitas Vilnensis , 2009, p. 24
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Green, David B. (2012-10-09). . Haaretz (англ.) . из оригинала 7 ноября 2017 . Дата обращения: 7 ноября 2017 . {{ cite news }} : More than one of |accessdate= and |access-date= specified ( справка )
  5. Schechter, Solomon; Seligsohn, M. (неопр.) . Jewish Encyclopedia . Дата обращения: 13 июня 2020. 28 октября 2020 года.
  6. Аграновский Г., Гузенберг И. Литовский Иерусалим. Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе. — Вильнюс: Литуанус, 1992. — С. 64—65. — 3000 экз.
  7. (неопр.) . Reuters (22 августа 2007). Дата обращения: 22 августа 2007. 16 апреля 2008 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 22 июня 2010. 30 сентября 2009 года.
  9. Morgenstern, Arie. .
  10. (неопр.) . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  11. BNS. (неопр.) . DELFI . Дата обращения: 10 августа 2020.

Ссылки

Время деятельности Виленский гаон в истории иудаизма

Same as Виленский гаон