Гербарт, Иоганн Фридрих
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Фридрих (Иван Иванович, Иван Федорович) Блюэр (Блюер, Блуер, Блиер, Блиэр; нем. Bluher Iohann Fridrich ; 1674 — не ранее 1731 ) — выдающийся горный деятель, один из основателей горного дела в России, инициатор создания Берг-коллегии .
В 1700 году ерц-пробирер (горный мастер) Блюэр из Фрайберга ( Саксония ) был принят на русскую службу в Приказ рудных дел . Свою деятельность в России начал с поисков в районе Калуги , где нашёл месторождения серного колчедана и квасцов.
В 1701 году был отправлен вместе с в Саксонию для найма специалистов в области горного дела. В сентябре того же года они вернулись с восемью специалистами, среди которых был плавильный мастер В. М. Циммерман . В дальнейшем Блюэр способствовал массовой контрактации горных специалистов из Саксонии на Урал .
2|9 февраля 1702 года Пётр Великий , заботясь о развитии на севере России горного дела, своим указом отрядил партию рудознатцев «для происку серебряных и медных руд в Заонежье» . В состав экспедиции Патрушева входили: подьячий Иван Головачев, пробирщики Блюэр и Иоанн Цехариус, Циммерман, штейгер Георг Шмиден, а также четверо рудокопателей, два толмача и четверо учеников. Вскоре Блюэр нашёл на Олонце ( Карелия ) около Патмозера (в 65 верстах от нынешнего Петрозаводска на северо-восток) медные руды. В том же году партия поставила плавильные печи, в которых работа в небольших размерах и с перерывами велась до 1706 года.
Головачев впоследствии писал об этом эпизоде: « из оного приказу (Рудный приказ) в 1702 г. отправлен в Олонецкий уезд с дозорщиком Иваном Патрушевым для прииску серебряных и медных руд. Да при оном де деле имелись быть по контрактам иноземцы, вывезенные по указу из Саксонии, Юган Блиер … да плавильщик Мартын Цымерман ».
Выбор этого уезда для поисков руд не был случайным. Ещё в конце XVII в. датчанин Андрей Бутенант фон Розенбуш построил в Заонежских погостах пять небольших железоделательных заводов, из которых четыре продолжали действовать к началу XVIII века, а в начале 1703 года заводы Бутенанта были взяты в казну.
Летом 1702 года экспедиция Патрушева и Блюэра в Олонецкий край, выполнила ещё одно поручение — подыскать удобные места для строительства новых железных заводов. Одним из наиболее подходящих мест было выбрано устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро . Экспедиция обнаружила значительные запасы железных руд на территории Шуйского погоста, а также удобные для установки водяных двигателей реки. Местность располагала богатыми лесными ресурсами. Завод решено было строить в Шуйском погосте на берегу Онежского озера в устье реки Лососинки.
Историк горного дела В. И. Рожков писал: «По известиям позднейшего времени на эту местность указал Меншикову иноземец И. Блюэр». Общее руководство строительством завода было поручено А. Д. Меншикову, а на месте работами руководил олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев . Уже в июле 1703 года начались подготовительные работы, которыми занимался московский рудознатец Яков Власов, мастер горнозаводского дела.
29 августа (9 сентября по Новому стилю ) 1703 года в Шуйский погост, на место выбранное Блюэром под чугунно-пушечный завод, впоследствии названный « Петровским » (ныне г. Петрозаводск ), прибыл А. Д. Меншиков . Именно он заложил первый камень в основание доменного цеха, поскольку был комендантом Шлиссельбурга и всех пограничных со Швецией земель. Строительством завода руководил тот же Яков Власов. Первая пушка на Петровском заводе была отлита в январе 1704 года, а к концу мая — уже 60 пушек.
В 1704 году Блюэр отыскал у Соликамска (Урал) заброшенные рудники. Вся обозримая дальнейшая деятельность (1705—1724) Блюэра была связана со строительством первых горных заводов Урала, поисками месторождений.
В 1705 году побывал в Кунгурском уезде Казанской губернии, Верхотурском и Тобольском уезде Сибирской губернии (изучал ряд рудных месторождений); останавливался в Уктусском горном заводе.
В 1710—1712 годах неоднократно представлял записки в Рудный приказ и Сенат с рекомендациями по устройству руководства горной отраслью на коллегиальной основе.
В 1712 году подал лично царю Петру I мемориал, в котором предлагал вместо упраздненного Рудного приказа учредить Берг-коллегию как компетентный центральный орган, а не оставлять горное дело в ведомстве губерний.
В 1713 году во второй раз побывал на Урале (осмотрел Шиловский железный рудник).
В 1715 году Блюэр проводил поиски в Астраханской губернии.
В 1716 году Блюэр был послан на Кавказ для прииска руд, но эта поездка ни к чему не привела. Когда он вернулся в Москву, Петр приписал неудачу небрежности Блюэра и велел вторично отправить его в Черкасскую землю, приставив к нему человека, «к оторый бы всегда с ним был и над ним смотрел, чтоб он не гулял ». О результатах этого второго путешествия ничего неизвестно, но, очевидно, Блюэр скоро вернул себе доверие Петра .
В 1719 году отдельные положения мемориала Блюэра без изменений использовались при составлении указа об учреждении Берг-коллегии. Последняя была учреждена указом от 10 декабря 1719 года и просуществовала с перерывами вплоть до начала XIX в., когда руководство отраслью перешло к Департаменту горных и соляных дел (с 1811), переименованному (1862) в Горный департамент .
В 1720—1725 годах — 2-й член Канцелярии горных дел в горном чине берг-мейстера.
9 марта 1720 году был отправлен на Урал вместе с артиллерии капитан-поручиком В. Н. Татищевым для разведок и устройства горных заводов. В команду Блюэра входил и берг-шрейбер И. Ф. Патрушев, Ю. Берглин и А. П. Калачев. Весной того же года опытный «пробирный» мастер Иоган Фридрих Блюэр выплавил из алтайских образцов первую медь.
В июле-декабре 1720 налаживал деятельность горнозаводской администрации в Кунгуре.
В декабре 1720 — июле 1721 — на Уктусском заводе с Татищевым.
В январе 1721 года ими было принято решение строить казенный завод на Исети, а уже в следующем месяце было найдено подходящее место для плотины. Пуск плотины и день рождения города были намечены на день святой Екатерины — 26 ноября 1723 года. Этот завод фактически дал старт строительству нового города ( Екатеринбург ), который начал развиваться быстрыми темпами и приобрел значение административного центра горной промышленности.
В июле-сентябре 1721 — в Кунгуре, с октября — на Уктусском заводе. Совместно с Татищевым выступал за перенос Ирбитской ярмарки на Уктусский завод.
В 1722 году обследовал залегания медных руд в Кунгурском уезде для возможности строительства частных медеплавильных заводов, участвовал в выборе мест Иргинскому и Суксунскому заводам, в декабре совместно с В. И. де Генниным осматривал заводы Демидовых (с Демидовыми непрерывно конфликтовал с 1721).
В 1721—1723 годах участвовал в техническом переустройстве казенного Алапаевского завода.
В 1723—1724 годах в качестве представителя де Геннина при советнике Берг-коллегии берг-рате в Соли Камской. Тогда же посетил Лялинский медеплавильный завод.
В марте 1724 — марте 1725 по указу де Геннина возглавлял Сибирский Обер-бергамт; руководил завершением основных строительных работ в Екатеринбурге. В октябре — декабре 1724 совместно с де Генниным находился на строительстве Пыскорского завода, освидетельствовал рудники Западного Урала.
В апреле 1725 отозван в Берг-коллегию на должность советника . Представил мнение об усилении контроля за действием заводов А. Н. Демидова на Урале.
В 1726 году обследовал серебряные и медные рудники на Олонце.
С 1728 года определен асессором в Берг-коллегию и работал в числе членов Берг-Коллегии вплоть до 1731 года.
Блюэр И. Ф. был страстным коллекционером. Одна из первых больших коллекций средневековых русских монет, оказавшихся в Западной Европе около 1732 года, собрана, атрибутирована и датирована саксонским инженером Блюэром, который прожил в России более 30 лет и тесно контактировал с крупнейшими коллекционерами петровского времени.
Академик И. Ф. Герман называл Блюэра « настоящим виновником рудокопного дела на Уральском хребте ».
Сам Иоганн Блюэр так писал о горном деле: « Сколь велика польза от онаго происходит, столь же требует оное иждивения, пока приведется в совершенство ».