Кобо-центр
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзиккэн Кобо ( яп . 実験工房, «Экспериментальная мастерская») — группа художников- авангардистов , основанная в Токио в 1951 году. До расформирования в 1957 году в общей сложности за все годы существования в ней было 14 участников. Они, как правило, были выходцами из разных творческих сфер. В группу входили не только художники и музыканты, но также печатники, дизайнеры освещения и инженеры . Современный искусствовед Сюдзо Такигути был главным наставником и промоутером группы .
Группа Дзиккэн Кобо самостоятельно проводила персональные выставки участников. Их стиль характеризуется значительным интересом к западному авангардному искусству и новым технологиям. Больше всего группа известна совместными «презентациями» ( яп . 発表会, «хаппёкай»): театральными или музыкальными представлениями, где каждый участник приносил свои индивидуальные работы для создания мультимедийной композиции .
Группу Дзиккэн Кобо основали молодые художники: живописцы Хидэко Фукусима, Кацухиро Ямагути и Сёдзо Китадай; композиторы Туру Такэмицу , Хироёси Судзуки и Кадзуо Фукусима; поэт Кунихару Акияма и инженер Хидэо Ямазаки . Фукусима, Ямагути и Китадай посещали «Летние лекции по современному искусству» в 1948 году и были подопечными искусствоведа Сюдзо Такигути . До официального образования группы многие участники подружились друг с другом и собирались на неформальных встречах, чтобы послушать музыку и обсудить искусство. Китадай позже говорил: «из этого (этих встреч) спонтанно выросло желание: мы хотели повода для совместной работы!» . С подачи Такигути группа получила название «Дзиккэн Кобо» («Экспериментальная мастерская») .
Официально группа Дзиккэн Кобо манифест не публиковала, но перед первым совместным проектом в 1951 году — балетной постановкой под названием «Радость жизни», вдохновленной Пикассо , участники подписали предварительное групповое соглашение. Они отметили, что цель их работы состоит в том, чтобы «объединить различные формы искусства, достигнув органичной комбинации, которая не может быть реализована в рамках серии галерейных выставок, и создать новый стиль искусства, имеющий социальную значимость, тесно связанный с повседневной жизнью». В соглашении пояснялось, что группа будет создавать картины, предметы, балет , музыку , отдельные и коллективные произведения. Вместо того, чтобы представлять работы по отдельности, их выставки стали пространством, в котором все "произведения органически взаимосвязаны, а не представлены как «отдельные сущности» .
Дзиккэн Кобо часто характеризуют как сравнительно разрозненный коллектив, в котором связь участников держалась в основном на стремлении к экспериментам . В частности, Китадаи утверждал, что даже если их групповые эксперименты потерпят неудачу, они не будут разочарованы, поскольку им все же «удалось посотрудничать» . Другой участник группы группы Ямагути оценивал сотрудничество в Дзиккэн Кобо как активное напряжение между отдельными работами и групповыми проектами: «Энергия [Дзиккэн Кобо] всегда излучалась как в центростремительном , так и в центробежном направлениях. Под центростремительным я подразумеваю движение внутрь, возвращение от внешней контролируемой командной работы группы к индивидуальной работе. Под центробежным я подразумеваю попытку объединить работу в различных областях искусства, музыки и логически обоснованными литературными идеями» .
Художники круга Дзиккэн Кобо черпали вдохновение из широкого спектра западных авангардных практик, включая кубизм , конструктивизм, сюрреализм и стиль школы Баухаус . Их наставник Такигути был ключевой фигурой в довоенном японском сюрреализме и играл роль связующего звена с довоенным авангардом . Вдохновленные примером Ласло Мохой-Надя , участники Дзиккэн Кобо были заинтересованы во внедрении новых медиа и технологий в свои экспериментальные работы . По этой причине Дзиккэн Кобо также сравнивали с Независимой группой в послевоенной Англии — обе группы ссылались на научную фантастику и технологии, характерные для быстро модернизирующейся послевоенной эпохи . Дзиккэн Кобо также имеет сходство с — американской организацией, которая оказывала техническую помощь художникам-авангардистам, работающих с новыми технологиями. И Дзиккэн Кобо, и E.A.T. стремились к коллективизму и междисциплинарности .
Художники из круга Дзиккэн Кобо совместно работали над серией фотографий коллажей со смешанными медиумами для публикации в Asahi Picture News в 1953 году . Они также сотрудничали с режиссёром Тосио Мацумото во время работы над его первым фильмом Ginrin («Гинрин», Серебряные колеса) в 1955. Китадай и Ямагути помогали с режиссурой, а Сузуки и Такэмицу продюсировали музыку. Этот фильм часто считают первым цветным фильмом со спецэффектами в Японии .
Члены группы Дзиккэн Кобо также работали с элементами традиционной японской культуры, в том числе театром Но и Дзэном . Это увлечение было спровоцировано перепиской Акиямы с американским композитором Джоном Кейджем , который сам был вдохновлен Дзэном и японской музыкой .
Для групповых работ Дзиккэн Кобо характерно сочетание авангардности и традиций. Постановка Но «Лунный Пьеро», созданная группой в сотрудничестве с Такэти Тэцудзи, является иллюстрацией такого подхода. Она была поставлена на представлении Кругового театра «Вечер оригинальных пьес» в 1955 году .
Пятая презентация Дзиккэн Кобо (1953) — ранний послевоенный проект группы, один из первых художественных экспериментов с новыми технологиями. Работы в презентации были представлены либо с помощью автоматического слайд-проектора, либо — магнитофона. Обе технологии были накануне разработаны Tokyo Tsūshin Kigyo (предшественник Sony ). Эти работы в конечном итоге были направлены на создание уникального опыта для аудитории . Пятая презентация также считается «промежуточным» этапом, подготовившим почву для более поздних экспериментов с технологиями и новыми медиа в Японии .
Группа распалась в конце 1957 года, но многие из её участников продолжали работать независимо и влиять на развитие японского авангардного искусства в 1960-х годах . Член группы Дзёдзи Юаса признал, что Дзиккэн Кобо стал своеобразным катализатором для новых экспериментов и коллабораций, утверждая, что это было «магнитное поле юности, свежего духа и индивидуальности», «ценный источник поддержки и стимулирующего взаимодействия» .
В 2013 году Дейл Эйзингер из компании Complex Networks поставил «Радость жизни» (1951) на 21-е место среди лучших перформансов в истории .
Дзиккэн Кобо часто сравнивают с коллективом Гутай . Обе группы выступают как примеры авангардных арт-групп, фокусировавшихся на междисциплинарных проектах, выставках и перформансах в ранний послевоенный период . Однако, в отличие от Гутая, Дзиккэн Кобо не так хорошо известен за пределами Японии .
Участники Дзиккэн Кобо работали как вместе, так и независимо. Их совместные проекты часто проходили в форме выступлений или концертов. Перечисленные ниже работы — это спектакли, концерты, выставки и другие проекты .
Участники группы Дзиккэн Кобо за все время её существования: