Interested Article - Фёдоров, Леонид Иванович

Леонид Иванович Фёдоров ( 4 ноября 1879 , Санкт-Петербург 7 марта 1935 , Киров ) — протопресвитер католической церкви , экзарх Апостольского экзархата католиков византийского обряда в России .

В 2001 году причислен к лику блаженных Католической церкви .

Биография

Родился 4 ноября 1879 года в православной семье. Его отец владел рестораном «Малоярославец», разорился и рано умер; семью содержала мать. Леонид окончил гимназию и поступил в православную Санкт-Петербургскую духовную академию . На третьем курсе покинул академию. В 1902 года в Риме принял католичество.

Учёба в Италии и Швейцарии

Продолжил образование в католических учебных заведениях — в иезуитской папской коллегии в Ананьи под Римом (1902— 1907 ), и в коллегии De Propaganda fide в Риме (1908- 1910 ).

После негативной реакции русской миссии при Ватикане на факт учёбы русского католика в итальянских учебных заведениях переехал в Швейцарию , где под именем Антонио Кремони завершил изучение богословия в доминиканском учебном заведении «Альбертинум» во Фрибуре (1908- 1910 ). Писал о годах своего обучения в Италии :

Строгая регулярная жизнь, ясная, светлая умственная работа, жизнерадостные окружавшие меня товарищи, неиспорченные современной атеистической культурой, даже сам народ, живой, умный, пропитанный насквозь истинно христианской цивилизацией — всё это подняло меня на ноги и вдохнуло новую энергию. Здесь я горячо полюбил не только вообще народ, но и, в частности, наш русский народ, и сделать что-нибудь для бедного, смиренного русского народа-аскета стало необходимой потребностью.

С 1910 года — префект во Львове .

Священник

26 марта 1911 года в болгарской униатской церкви святой Троицы в Галате ( Стамбул ) архиепископ Михаил Миров рукоположил его в священники. Леонид Фёдоров был одним из сотрудников митрополита Андрея Шептицкого.

В 1913 году принял временные обеты в греко-католическом студитском монастыре, состоя в студитском «Скиту святого Иосифа» в Каменце с иноческим именем Леонтий. Под псевдонимами Д-р Леони и Кремони напечатал ряд богословских и исторических трудов в пражской Slavorum Litterae theoligicae и в Roma e l’Oriente в Гротта-Феррата .

В 1914 года вернулся в Россию, был арестован как секретарь митрополита Шептицкого и сослан в Тобольск .

Экзарх русских католиков

Икона Федорова в церкви св. Антония при Руссикуме

После Февральской революции ему было разрешено вернуться в Петроград , где он участвовал в Первом и учредительном соборе русских католиков , созванном митрополитом Андреем Шептицким c 28 по 31 мая 1917 года.

О своей задаче на этой должности он писал :

Прозелитизм и обращение отдельных лиц не должны составлять главной задачи нашей миссии, так как это мало поможет унии. Главной целью мы считаем распространение и популяризацию самой идеи Унии, распространение здравых идей о католичестве и сближение с православным духовенством. Не осветивши российскую тьму настоящим пониманием католичества, нечего и думать о крупных успехах. Путем прозелитизма можно приобрести тысячи душ, но эти тысячи будут только новым препятствием между нами и теми десятками миллионов, которые мы должны привести в «единое стадо». Поэтому, когда приходится нам выбирать между эфемерным успехом в приобретении новых душ и основными задачами миссии, мы, не колеблясь, жертвуем первыми для второй цели.

На Соборе были приняты конституционные положения правового, канонического статуса, определены направления церковно-государственных отношений, богослужебно-литургическая сторона и дисциплина таинств, сохранение чистоты обряда от латинизации, разработаны нормы поведения клира; всё это отразилось в соответствующих постановлениях. Временное правительство России признало решения Собора. Папа Бенедикт XV подтвердил правомочность действий Андрея Шептицкого 24 февраля 1921 года .

Назначение поставленного экзархом Апостольского экзархата протопресвитера Леонида Федорова, наделённого епископской властью с подчинением ему всех епархии в пределах Государства Российского за исключением епархий Малой и Белой Руси в их этнографических границах было утверждено Папой Бенедиктом XV 1 марта 1921 года . Служение Фёдорова проходило в трудных материальных условиях. В 1922 года он писал Шептицкому:

«Вашему покорнейшему слуге, экзарху российскому, протопресвитеру и протонотарию апостольскому» приходилось в 1918-19 гг. голодать до того, что тряслись руки и колени, и приходится до сих пор рубить и колоть дрова, ломать на дрова дома и заборы, быть молотобойцем в кузнице, возить тачки с поклажей и мусором, разрабатывать огороды и дежурить на них по ночам… Только милостью Божией могу я объяснить себе, что ещё не умер или не приведён в полную негодность, несмотря на анемию и подагрический ревматизм, который грызёт меня, как крыса старое дерево…

Служил настоятелем в храме Сошествия Святого Духа в Петрограде, под его начальством были основаны женский орден «Святого Семейства», «Община сестер Святого Духа», «Общество Иоанна Златоуста». Выступал с докладами, участвовал в диспутах с православными священнослужителями .

21 ноября 1922 году арестован, но сразу же освобождён. После закрытия католических храмов служил на квартирах.

В тюрьмах, лагерях и ссылках

Леонид Федоров, настенная роспись в Уневской Лавре

Вновь арестован 23 февраля 1923 года . 7 марта писал митрополиту Шептицкому:

Если дело дойдёт до расстрелов, то жертвой, может быть, буду и я, чего мне, каюсь Вам, очень бы хотелось. Я убежден, что если прольется наша кровь… то это будет самый лучший фундамент Русской Католической Церкви, иначе мы будем не жить, а прозябать среди нашего темного, беспросветного, «советского» быта…

21 марта 1923 года был одним из подсудимых на процессе над католическими священнослужителями в Москве. Заявил, что «хотя мы и подчиняемся советской власти вполне искренно, но смотрим на неё как на наказание Божие за грехи наши». Был приговорён к десяти годам лишения свободы, срок заключения отбывал сначала в тюрьме в Сокольниках , затем в Лефортово .

В апреле 1926 года был освобождён с запрещением проживания в крупнейших городах. Жил в Калуге , летом выехал в Могилёв , где служил в местном храме. Писал о печальной судьбе католиков восточного обряда в СССР :

36 моих лучших прихожан опять сидят по тюрьмам и ссылкам. Среди них есть старушки 54 и 57 лет, да вдобавок ещё и больные. Не отличаются здоровьем и другие мои верные чада. Их ест цинга ( Соловки и Сибирь ), туберкулез и другие немощи; раскинуты они по всему пространству нашего необъятного отечества… Сидят, как говорится, ни за что ни про что, или, вернее, за то, что они русские католики. Но телесная их немощь с избытком покрывается божественной благодатью. Их редкие письма дышат такой ясностью духа, таким смирением перед волей Провидения, такой радостью за свои страдания во Христе, что мне остается только благодарить Бога и учиться у них христианской стойкости.

С 1926 года находился в юрисдикции епископа Пия Эжена Невё . Был арестован в Могилёве и приговорён к трём годам заключения за отъезд из Калуги без особого разрешения. В 1926— 1929 годы находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения . До запрета католических служб в декабре 1928 года ежедневно служил литургию у себя в камере, по воскресеньям и праздникам — в Германовской часовне. В январе 1929 у него были изъяты литургические принадлежности, но, несмотря на это, на Пасху 1929 года в лагере была совершена литургия по византийскому обряду. 9 июня 1929 года вместе с другими католическими священнослужителями был отправлен на остров Анзер , но уже в августе того же года освобождён ввиду окончания срока заключения.

Был отправлен в ссылку в Архангельскую область , где жил в деревне близ Пинеги . В 1931 находился под арестом в архангельской тюрьме за отказ от принудительных работ, затем освобождён и выслан в Котлас . В конце 1933 года был по ходатайству Екатерины Пешковой , работавшей в советском Политическом Красном Кресте , освобождён из ссылки с запрещением проживать в 12 крупных городах.

Кончина

С января 1934 годы жил в Вятке, где и скончался. Епископ Невё писал после кончины экзарха Фёдорова:

Он подвергался гонениям и при царе, и при большевиках — по крайней мере тринадцать лет его жизни прошли в тюрьмах и ссылках. Это был высокообразованный человек, благочестивый молитвенник. С одной доминиканской монахиней я послал ему книги, лекарства, вещи, которые он у меня просил, и немного денег: моя посланница уехала 19 марта , а 21 марта я узнал о смерти экзарха; смелая доминиканка нашла только его могилу на кладбище и по возвращении передала мне подробности о последних часах прелата: он мирно уснул, прекрасно понимая, что умирает.

Беатификация

27 июня 2001 года во время Божественной литургии по византийскому обряду во Львове Папа Иоанн Павел II причислил Леонида Фёдорова к лику блаженных Католической церкви. День памяти в Римо-Католической церкви — 27 июня, а в Российской католической церкви византийского обряда — 7 марта (22 февраля по юлианскому календарю, принятому в РКЦВО).

14 декабря 2009 года в Кирове состоялась конференция «Блаженный Леонид Фёдоров: память и наследие», приуроченная к 130-й годовщине со дня рождения Л. И. Фёдорова .

Библиография

  • Диакон Василий ЧСВ . . — Рим, 1966. — 833 с. — (Publicationes scientificae et litterariae «Studion» monasteriorum studitarum; № 3-4).
  • Православие на Соловках. — СПб, 1994. — С. 158—159.
  • Юдин А. В. Леонид Фёдоров. — М. : Христианская Россия, 2002. — 303 с. — ISBN 5-94270-018-4 .
  • «С терпеньем мы должны нести крест свой…»: Документы и материалы о жизни и деятельности блаженного священномученика экзарха Леонида (Федорова). — СПб. : Керигма, 2004. — 505 с.
  • Фадеев И. А., Шебалин Д. Д. // Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2021. — Вып. 95 . — С. 109—122 .
  • Беглов А. Л. // Российский журнал истории Церкви. — 2021. — №  2 (4) . — С. 37—65 .

Примечания

  1. Экзарх Леонид Федоров. Глава русских католиков восточного обряда // Логос. Брюссель-Москва, 1993. — № 48. — С. 24—25.
  2. Парфентьев, Павел. . Православные католики Одессы . Дата обращения: 19 июля 2017 . (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Фёдоров, Леонид Иванович