Interested Article - Тихон (Пасечник)

Ти́хон (в миру Леони́д Али́мпиевич Па́сечник ; 21 января 1948 , Казахская ССР ) — предстоятель Русской истинно-православной церкви (РИПЦ) с титулом «архиепископ Омский и Сибирский», председатель Архиерейского синода РИПЦ. Бывший клирик Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в России .

Биография

Сам Пасечник в интервью 2007 года заявил, что он родился «в России в 1948 году» . Согласно сайту «Церковные ведомости РИПЦ», родился в Казахстане в семье политссыльных. Согласно этому сайту, «отец, Алимпий Иванович, в 1941 году попал в немецкий плен, пребывал в лагере для военнопленных в Норвегии, после войны вынужден был переселиться в Казахстан. Дед по матери, Прокопий Сергеевич, был царским специалистом по горному делу, работал на шахтах Донбасса , в 1937 году расстрелян по „ шахтинскому делу “, когда были уничтожены все „старорежимные“ специалисты; бабушка и мама, как родственники „ врага народа “, сосланы в Казахстан» . Но он допускает ошибки в изложении сведений о своих родителях, так как приговор по Шахтинскому делу был вынесен не в 1937, а в 1928 году, и среди расстрелянных по нему не значится никого с инициалами П. С. .

В 1970 году окончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель .

Работал строителем. В 1985 году женился . С того же года проживал в Омске . В интервью журналу «Имперский вестник» Тихон рассказывал, что именно в это время он обратился к православной вере, придя в омскую катакомбную общину , состоявшую «из духовных чад приснопамятного исповедника Катакомбной Церкви иеромонаха Александра (Орлова, 1876—1977). В общине исполнял послушание помощника при старосте Феодоре Кирилловиче Кувалдине (1922 г.р.), который был членом катакомбной общины и духовным чадом о. Александра: в доме Фёдора Кувалдина в годы гонений тайно служил Александр (Орлов)» . Данные сведения подвергались сомнению критиками Тихона (Пасечника).

В РПЦЗ

В 1993 году овдовел. В том же году он присоединился к Омскому приходу Русской Православной Церкви Заграницей . Как написано в его официальной биографии: «Болезнь и смерть супруги были восприняты им как призыв Господа к служению» .

В 1996 году был пострижен во чтеца для омской общины, а в 1997 году — во иподиакона .

В 1998 году принял монашество с именем Тихон в честь святого Патриарха Тихона и был рукоположён во иеродиакона епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (Курочкиным) .

4 июля 1999 года , в день престольного праздника храма святых Царственных Мучеников в Омске , епископом Ишимским и Сибирским Евтихием рукоположён во иеромонаха и назначен клириком омского прихода РПЦЗ . Как указано в справке на официальном сайте РПЦЗ, из-за «церковной малограмотности» иеромонаха Тихона епископ Евтихий решил не назначать его на самостоятельный приход .

После Собора Русской православной церкви заграницей в октябре 2000 года подписал Резолюцию собрания духовенства Ишимской и Сибирской епархии РПЦЗ, в которой говорилось: «Послание собора, как и другие его документы, свидетельствует о преемственной приверженности Архиерейского собора всему предыдущему курсу РПЦЗ <…> Мы не согласны с критическими высказываниями, заявлениями и ультиматумами, которые подписали некоторые клирики нашей Церкви в адрес Архиерейского собора и правящего архиерея, содержащие недоверие нашим архиереям» .

Уход в раскол

4-5 сентября 2001 года в храме Иконы Божией Матери Взыскание погибших в Воронеже принял участие в «I-м Всероссийском Совещании архиереев, духовенства и мирян РИПЦ — РПЦЗ», в котором участвовали Лазарь (Журбенко), Вениамин (Русаленко) , Агафангел (Пашковский) , 23 священника и 13 мирян. Собрание в послании митрополиту Виталию выразило «полную поддержку Вашему Окружному посланию от 22 июня 2001 г. <…> В связи с этим мы продолжаем Вас считать единственно законным Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и сыновне просим Вас не оставлять пост Первоиерарха в это смутное время» , где выступил с докладом .

18 ноября 2001 года вместе с настоятелем прихода священником Василием Савельевым направил епископу Евтихию письмо, в котором заявлялось об отделении от РПЦЗ :

Единственную возможность спасения в сложившейся ситуации мы видим в ограждении себя и своих духовных чад от пагубного воздействия ново-сергианского синода архиеп. Лавра, устремившегося в лоно экуменического «мірового православия» и от Вас, как активного сторонника и проводника в жизнь его нового курса.

Мы отделяемся от общения с Вами, основываясь на 15 Пр. Двукратного Конст. Собора и Заявлении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви в Изгнании от 26 октября /8 ноября 2001 г., и переходим под прямое управление митр. Виталия и Синода РПЦИ , крепко стоящего на исконных позициях РПЦЗ.

В том же году за церковные правонарушения иеромонах Тихон был епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (Курочкиным) запрещён в священнослужении . Епископ Евтихий сказал по этому поводу: «Как понять последователей омского раскольника Тихона (Пасечника), которые ушли в 2000 году от меня по единственной причине — они задали мне вопрос, считаю ли я Московскую Патриархию Церковью (?!) и, услышав от меня прямой утвердительный ответ, объявили о своём уходе из РПЦЗ» .

Во II Всероссийском Совещании архиереев, духовенства и мирян РИПЦ, состоявшемся 17-18 апреля 2002 года в Воронеже участия не принимал .

В 2002 году пострижен архиепископом Лазарем в мантию с оставлением принятого в иночестве имени Тихон.

Епископ РИПЦ

5/18 августа 2002 года в кафедральном храме праведного Иоанна Кронштадтского в Одессе согласно решению Архиерейского Совещания РИПЦ хиротонисан во епископа Шадринского, четвёртого викария архиепископа Лазаря. Хиротонию совершили: архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко) , епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко) , епископ Боровический Дионисий (Алфёров) , епископ Бурненский Ириней (Клипенштейн) , епископ Жлобинский .

Митрополит Виталий архиерейскую хиротонию о. Тихона (Пасечника), как и других новорукоположенных викариев Лазаря (Журбенко), не признал . Хиротонии привели к расколу РПЦЗ(В) и положили начало самостоятельному существованию РИПЦ .

25 февраля 2003 года встретился с лидером Национального Фронта , членом Европарламента Жаном-Мари Ле Пеном , прибывшим в Омск с частным визитом и посетившим омский храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских .

12/25 июня 2003 года Архиерейским Совещанием РИПЦ назначен правящим епископом Омским и Сибирским. Тогда же, после преобразования Архиерейского Совещания в Архиерейский Синод РИПЦ, избран постоянным членом Синода .

Глава РИПЦ

После кончины архиепископа Лазаря (Журбенко), 7 июля 2005 года, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, состоялись выборы предстоятеля Русской истинно-православной церкви (РИПЦ); избран председателем Синода РИПЦ. На следующий день, в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе, во время Божественной Литургии был возведён в сан архиепископа архиепископом РИПЦ Черноморским и Кубанским Вениамином (Русаленко) , епископом РИПЦ Новгородским и Тверским Дионисием (Алфёровым) , епископом РИПЦ Черниговским и Гомельским , епископом Верненским и Семиреченским Иринеем (Клипенштейном) в сослужении других представителей духовенства РИПЦ .

В ходе своей первой поездки в качестве предстоятеля РИПЦ Архиепископ Тихон посетил Киев , Харьков и Воронеж .

В 2006—2007 году принял в юрисдикцию РИПЦ несколько приходов и клириков, не принявших Акта о каноническом общении , а также Леснинский монастырь .

В феврале 2008 года во Франции встречался с секретарём греческого старостильного Хризостомовского синода епископом Фотием (Мандалисом) . Как пояснил сам Тихон (Пасечник) на епархиальном собрании Одесско-Харьковской епархии: «Эта встреча носила не частный, а официальный характер и была благословлена обоими нашими Синодами. Речь идёт об установлении евхаристического общения между Русской Истинно-Православной Церковью и Истинно-Православной Церковью Греции» .

7 марта 2016 года на сайте Синода был опубликован «Ответ Синода на круг вопросов, затронутых в обращениях клириков Омско-Сибирской епархии и им сочувствующих», который обозначил новое мировоззрение архиепископа Тихона, в корне отличающееся от неоднократно озвученных им ранее взглядов. Согласно ему: «В 1994 году… РПЦЗ официально приняла еретическую, крипто-экуменическую экклезиологию…» (имеется в виду вступление РПЦЗ в общение со старостильным Синодом противостоящих ), «что многое из недавнего „предания“ РПЦЗ — в особенности некоторые решения её Соборов и иерархов — были неправильны и противоречили Священному Преданию…», «РИПЦ замедлила в признании ереси киприанизма по сравнению с другими частями Истинно-Православной Церкви…», протопресвитер Виктор Мелехов, ушедший в Бостонский синод в 1986 году и лишённый тогда в РПЦЗ сана не раскольник, а исповедник и «достоин… похвалы за свою ревностность о вере, а его запрещение должно быть признано недействительным», что вероисповедание клириков, не разделяющих идеи антикиприанизма, следует считать еретическим, и никаких соборных решений для этого уже не требуется .

Примечания

  1. от 12 ноября 2013 на Wayback Machine . Православие.ру , 08.05.2007.
  2. Дата обращения: 5 мая 2017. 27 февраля 2017 года.
  3. . Дата обращения: 23 июня 2011. 4 января 2012 года.
  4. от 30 декабря 2016 на Wayback Machine . Newsru.com , 05.12.2000.
  5. . Дата обращения: 3 февраля 2016. 5 марта 2016 года.
  6. Дата обращения: 25 августа 2018. 25 августа 2018 года.
  7. . Дата обращения: 4 февраля 2016. 19 марта 2017 года.
  8. . Дата обращения: 3 февраля 2016. 3 августа 2017 года.
  9. . Дата обращения: 3 февраля 2016. 30 января 2018 года.
  10. . Дата обращения: 5 февраля 2016. 10 июня 2019 года.
  11. . Дата обращения: 5 февраля 2016. 10 июня 2019 года.
  12. от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // ИСЕТЬ № 22 (13205) 2 июня — 8 июня 2010 года. — С. 21
  13. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Сибирская Православная газета [ Праздники и посты ] Единение должно быть во Христе]
  14. Дата обращения: 3 февраля 2016. 28 декабря 2016 года.
  15. Виталий (Устинов) от 29 апреля 2008 на Wayback Machine // Архив Русской Православной Церкви Заграницей за 2000—2008 годы.
  16. . Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано из 4 мая 2009 года.
  17. Дата обращения: 3 февраля 2016. 21 января 2016 года.
  18. . Дата обращения: 3 февраля 2016. 4 июня 2016 года.
  19. от 5 октября 2007 на Wayback Machine // «Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви», 24 июня/7 июля 2005 года
  20. . Еп.Стефан благословил поминать его до восстановления в России каноничного церковного управления. Разъяснение клириков Омско-Сибирской епархии сложившейся ситуации в РИПЦ за период 2015 – начало 2016 гг. (htm). Журнал «Истинная РПЦЗ въ Россіи» — материалы сторонников подлинной РПЦЗ.. Дата обращения: 26 июня 2016. 17 ноября 2016 года.

Литература

  • Шумило В., Шумило С. Русская Истинно-Православная Церковь: Происхождение, история. Чернигов, 2012. — 68 с.

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
документы и интервью
  • // «Имперский Вестник», июль — август, 2005 г., № 87
  • // portal-credo.ru, 30 сентября 2006
  • // portal-credo.ru, 16 февраля 2007
Источник —

Same as Тихон (Пасечник)