Interested Article - Высокий ключ

Портрет в Высоком Ключе 55

Портрет в светлой тональности (Высокий ключ) — портрет, тональное исполнение которого определяется тем, что самые тёмные участки изображения не выходят за границы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей. (Определение в дословном прочтении есть в книге Я. Д. Фельдмана[4]/ ( Высо́кий ключ англ. High-key ) — разновидность графической техники в искусстве ( изобразительное искусство , фотография , кинематограф ), применяемая для художественного выражения автора , спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность светлых тонов на изображении. Требуемый эффект достигается исключительно при съёмке, однако получение фотографии в «Высоком Ключе» является невозможным без правильной организации позитивного процесса печати , При редактировании фотоизображений, снятых в Нормальном Ключе, обработке в графическом редакторе невозможно получить качественное изображение в Высоком ключе. Это связано с тем что при съёмке в Высоком Ключе основной объём изображения ложится на VIII и IX ступень и имеет 64 (VIII) + 128 (IX) — до 192 градаций света, а при съёмке в Нормальном Ключе основное изображение ложится в районе V (светло-серое на лице) и VI ступени и имеет максимум 96 градаций света, а в графических редакторах растянуть 94 градации на 192, при условии неровных линий (на лице) возможно только в ручном режиме, то есть нарисовать руками."… Фотографии в высоком ключе нельзя путать с высококонтрастными отпечатками, где присутствуют только крайние проявления цветовых тонов с очень небольшим количеством промежуточных. …" — Джон Фримен

История

Анималистический портрет северной олуши в высоком ключе

Название техники происходит от самого процесса съёмки. При съёмке в High Key (Светлой тональности) КЛЮЧ фотографии (Серая карта) на изображении смещается в светлую (высокую) сторону; именно это и дало название технике. Аналогично при съёмке в технике Low Key — КЛЮЧ смещается в низкую (тёмную) сторону. Существует ошибочное мнение, что название происходит от понятия рисующего света ( англ. key light , досл. «ключевой свет»), однако данная позиция не выдерживает никакой критики. Фотографию в технике High Key Можно снять как с рисующим светом — светотеневая фотография, так исключительно на заполняющем свете — светотональная фотография. При съёмке в светотональном режиме рисующий свет может отсутствовать полностью. Заблуждение по этому вопросу возникло из-за того, что понятия High Key существует и в кинематографе и оно отличается в корне от понятия в фотографии, хотя и имеет одинаковое название

Особенностью съёмки в High Key является большое количество света необходимое для смещения КЛЮЧА фотографии в светлую сторону . В этом случае компенсирующий свет — предназначенный для сглаживания теней тоже необходимо увеличивать и в результате получаются малоконтрастные снимки.

В советской фотошколе, последователями которой являются преподаватели фотографии операторского факультета ВГИКа Фельдман Яков Маркович и Курский Леонид Дмитриевич, считают, что при съёмке в светлой тональности в кадре не должно быть тонов темнее светло-серого. Однако в зарубежных фотошколах и в современной российской таких жёстких ограничений нет.

До конца 20 века для создания требуемого эффекта при фотографировании портрета использовались несколько ламп накаливания , которые устанавливались вокруг лица фотографируемого. Со временем стали использоваться люминесцентные лампы, создающие аналогичный эффект, но потребляющие меньше энергии и не греющиеся.

Технология

Высококонтрастный снимок, не относящийся к высокому ключу

Светочувствительные материалы и электронные преобразователи света в электрические сигналы обладают ограниченной фотографической широтой и способны воспроизвести относительно узкий диапазон яркостей объекта съёмки. Для достижения нужного результата фотограф или кинооператор перед началом съёмки должен чётко представлять вид будущего изображения и его тональность. При анализе снимаемой сцены необходимо определить, какие полутона являются наиболее важными, чтобы принять решение о точке отсчёта при измерении экспозиции .

Любой снимаемый сюжет состоит из участков с различной яркостью, благодаря отличиям в отражательной способности разных объектов съёмки и светотеневому рисунку от съёмочного освещения. Для правильного отображения всех участков снимаемой сцены необходимо точное дозирование количества света, получаемого светоприёмником . Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с определённой светочувствительностью получить количество света, необходимое для воспроизведения максимального диапазона сюжетно важных яркостей в пределах доступной шкалы. Светочувствительность — это сенситометрическая характеристика любого светочувствительного элемента. Чем больше светочувствительность матрицы (фотоплёнки, фотобумаги ), тем меньшая требуется экспозиция .

18 %

Обычно главным критерием при измерении яркости света, отражённого от объектов съёмки, считается правильность отображения тона человеческой кожи , главным образом, лица. Поэтому, все экспонометрические устройства калибруются таким образом, чтобы отображать корректный результат при измерении света, отражённого от кожи людей европейской расы. В некоторых случаях в качестве тест-объекта может служить с калиброванной отражательной способностью в 18 %. Такой серый цвет является точкой отсчёта для определения тональности, в фотографии он именуется англ. middle key и считается стыком между 5 и 6 зонами шкалы Адамса . Нормальная экспозиция кадра хорошо прорабатывает 2 ступени (зоны экспозиции) вверх плюс чисто-белый цвет и 3 ступени вниз плюс чисто-чёрный цвет.

Слишком большая экспозиция ( передержка ) приводит к получению изображения с отсутствующими деталями в светлых местах ( светах ), а иногда и полному отсутствию изображения, что, например, в фотожурналистике обычно считается браком. Однако умеренная передержка (смещение Ключа в светлую сторону) позволяет получить изображение в высоком ключе. При недодержке можно получить обратный эффект — изображение в стиле низкого ключа.

Изображение считается выполненным в высоком ключе, если его тональное решение соответствует условию, что тёмные участки изображения не выходят за пределы второй светло-серой ступени семиступенчатой шкалы плотностей Семиступенчатая шкала строится на основе 10-ступенчатой шкалы Адамса путём вычленения пяти ступеней освещения, что соответствует оптимальному визуальному контрасту, и переводом (сжатием) остальных ступеней в чисто-чёрную и чисто-белую зоны.

* Римскими цифрами обозначены градации серого, 0 соответствует уровню вуали :
10-ступенчатая шкала Адамса отображения зон яркостей объекта
0 I II III IV V VI VII VIII IX X
7-ступенчатая шкала для съёмки в высоком ключе
0 I II III IV V VI VII

Применительно к цифровой технике ступень светло-серого располагается в диапазоне значений яркости 64-128 по линейной шкале. Данное вытекает из шкалы Адамса : переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции (то есть изменению её в 2 раза) и свойств геометрической прогрессии: последовательность чисел (a1, a2,…, an…), из которых каждое равно предыдущему, умноженному на постоянное для данной прогрессии число q (знаменатель Г. п.).

Самое светлое значение 0-й ступени — 1 (постоянный знаменатель прогрессии 2); 1-й ступени 1*2=2; 2-й ступени 2*2=4 (1*2 во второй степени); 3-й — 4*2=8 (1*2 во третьей степени); 4-й — 8*2=16(1*2 в четвёртой степени); 5-й — 16*2 =32(1*2 в пятой степени); 6-й — 32*2=64(1*2 в шестой степени); 7-й — 64*2=128(1*2 в седьмой степени); 8-й 128*2=256(1*2 в восьмой степени)

Техники выполнения

Оптическая при съёмке

Основными составляющими для съёмки в высоком ключе являются освещение , главный объект съёмки, фон и настройки камеры.

Использование отражателя при съёмке в высоком ключе

Освещение играет значительную роль — требуется равномерная проработка объекта съёмки рассеянным светом . Этого можно достичь за счёт съёмки в пасмурный день или с софтбоксом . Используется также отражатель с белой поверхностью на просвет или на отражение, который позволит избежать искажений цветовой температуры благодаря тому, что часть объекта, освещенная солнцем, будет иметь одинаковый оттенок цвета, что и часть объекта, освещенная отражателем. Контраст светотени должен быть предельно низким.

Главный объект съёмки должен быть неконтрастным и иметь светлые тона. Высокий ключ часто применяют в жанре портрета . В таком случае желательно, чтобы фотографируемая модель имела определенные внешние данные: светлые волосы , светлый оттенок кожи , светлую одежду .

Фон по яркости должен быть таким же или более ярким, чем объект съёмки. В качестве фона может применяться бумага белого цвета (без стыков) или светлая ткань .

Настройки камеры являются четвёртой составляющей при съёмке в высоком ключе. Необхожимо сделать экспокоррекцию на несколько ступеней ярче автоэкспозиции за счёт увеличения выдержки , значения светочувствительности ISO или открытия диафрагмы . При этом для удобства в камере, оснащённой функцией контрастной фокусировки, можно включить отображение гистограммы в режиме предпросмотра в реальном времени .

Возможные ошибки

  • недостаточная яркость освещения
  • объект съёмки расположен близко к фону, что приводит к отбрасыванию тени
  • неправильные настройки экспозиции автоэкспонометром

Цифровая коррекция

Исходный снимок. Женский портрет , сделанный на объектив Nikkor 28-70 мм. f2.8D ED-IF AF-S
Снимок, отредактированный в программе Adobe Photoshop

Использование компьютерных программ — фоторедакторов позволяет изменять тональность снимков уже после того, как они были сохранены в файл.

Многие программы (например, Adobe Photoshop и GIMP ) имеют специальные средства, предназначенные для коррекции экспозии как в целом изображения, так и отдельных участков. Во время редактирования снимка можно пользоваться гистограммой . Для создания соответствующего эффекта изображение может быть обесцвечено.

Коррекция при фотопечати

Коррекция тональности снимка возможна при оптической фотопечати с негативов в фотолаборатории.

Применение

Ню в высоком ключе
Натюрморт в высоком ключе

В фотографии высокий ключ чаще всего применяется при съёмке детей и женщин. А также в зимних пейзажах и натюрмортах . Передаёт оптимистичное и позитивное настроение .

Высокий ключ в киноискусстве

Эффект высокого ключа часто применяется в ситкомах , комедиях и мелодрамах для передачи мечтаний и сновидений героев, а также флешфорвардов . Данный приём используется как для дневных, так и для ночных сцен.

Список фотографов, работавших в высоком ключе

См. также

Примечания

  1. Антон Карпин. . CreaZon - территория творчества. Дата обращения: 2 августа 2015. 21 июля 2015 года.
  2. , с. 125.
  3. Антон Швец. . Записки о фотографии. Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано из 29 сентября 2015 года.
  4. «Техника и технология фотосъёмки» — Я. Д. Фельдман,Л. Д. Курский. Москва «Лёгкая и пищевая промышленность» 1981 год.
  5. . Дата обращения: 17 октября 2014. 17 октября 2014 года.
  6. Большая Советская энциклопедия
  7. Bordwell, David; Kirsten Thompson. Film Art: An Introduction. New York, NY: McGraw Hill, 2008.

Литература

  • Фомин А. В. . — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Легпромбытиздат, 1987. — С. 116—136. — 256 с. — 50 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Высокий ключ