Interested Article - Петров, Марк Евгеньевич

Марк Евгеньевич Петров (1933 — 2004) — советский российский художник. дизайнер, классик промышленной графики 1960-х — 1970-х годов.

Биография

Марк Петров родился в Ленинграде в 1933 году. В годы блокады оставался в городе, был ранен, потерял ногу. После войны поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу , где учился в одном классе с будушими художниками Александром Арефьевым , Александром Трауготом , Родионом Гудзенко, и Шоломом Шварцем , и впоследствии вошёл в окружение Арефьева — так называемый Арефьевский круг , а также дружил с поэтом Роальдом Мандельштамом .

По окончании художественной школы в 1949 году Петров поступил на отделение мастеров Ленинградского высшего художественно-промышленного училища , там же впоследствии прошёл стажировку .

После работал в Ленинградском художественном фонде, затем с 1962 года — на Комбинате живописно-оформительского искусства ленинградского отделения Худфонда РСФСР , где совместно работал и сдружился с Евгением Михновым-Войтенко , в дальнейшем, значимым представителем ленинградского нонконформизма. Петров проработал на комбинате до 1972 года и был уволен после того, как подвергся уголовному преследованию за посещение подпольного буддистского кружка философа и мистика Бидия Дандарона . После этого Петров переехал в Выборг , где прожил до своей смерти в 2004 году .

Семья

  • В 1955 году Марк Петров женился на польско-литовской художнице Иоанне Куней .
  • Внук Марка Петрова — художник Платон Петров .

Творчество

Как и некоторые другие художники-модернисты, которые не нашли себя в официальном искусстве, Марк Петров реализовал себя в промышленной графике и дизайне. В отличие от друзей по Арефьевскому кругу, которые отказывались от карьеры в пользу высокого искусства, Петров был амбициозен, искал признания и стремился состояться в работе .

Петров работал над дизайном сувенирных спичечных коробков серии «Петербург. Петроград. Ленинград» (с изображениями Петропавловского собора , самолётов в Пулково , станции метро «Московские ворота» , Новой Голландии , Летнего сада , Пискарёвского кладбища других городских достопримечательностей) , рекламой и фирменными знаками «Аэрофлота», плакатами и пригласительными билетами Ленинградского зоопарка , обложками грампластинок («Спящая красавица», «Музыкальное искусство Ленинграда» и т.д.) , открытками, декоративной бумагой, каталогами промышленных выставок .

Также Петров разработал первую схему Ленинградского метрополитена , элементы и абстрактные линии которой считываются и в современных редакциях. Ещё одной, менее известной гранью его творчества стала живопись: пейзажи, натюрморты и абстрактные полотне .

Работы Петрова входят в собрания Русского музея , государственного музея «Царскосельская коллекция», Музея нонконформистского искусства и представлены в частных коллекциях .

Художественный стиль

Минималистичный стиль Петрова сыграл ключевую роль в формировании ленинградского направления в советском графическом дизайне и оказал влияние на более молодых ленинградских и петербургских художников. Его работы, представленные в городской среде, формировали образ города и влияли на художественный вкус целого поколения ленинградцев.

Петров был одним из первых авангардистов, которые после 1920-х годов занялись официальным дизайном. Участие в андерграундных художественным объединениях он совмещал с работой над идеологическим нагруженными темами «города трёх революций» и «образа Вождя», которые трактовал пластически формально, но иронично . В противовес работам в области дизайна, живопись Петрова довлела к абстракциям и разрабатывала идею противостояния маленького человека насилию как социальной норме .

Культурным контекстом, в котором работал Петров, послужили период отказа от излишеств в архитектуре, хрущёвская оттепель и брежневский брутализм , а в его художественном стиле были заметны влияние кубизма , абстрактных работ Марка Ротко , Павла Филонова и Казимира Малевича . Крупный коллекционер ленинградского нонконформистского искусства Николая Благодатова видел в работах Петрова продолжение ленинградских авангардных художественных течений 1920-х годов , а Евгений Орлов, художник и куратор одной из посмертных выставок Петрова подчёркивал, что тот стоял у истоков нонконформистского искусства в Ленинграде .

Выставки

Дизайн

Живопись

  • 2010 — «Шаг в неведомое», Музей нонконформистского искусства
  • 2011 — «В царстве строгих фигур», NameGallery, Санкт-Петербург
  • 2013 — «Павильон „Горячий холод”. К 400-летию подвига И.Сусанина», лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург
  • 2015 — «Волшебство безысходности», Музей нонконформистского искусства

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 августа 2020. 6 августа 2020 года.
  2. . Дата обращения: 14 августа 2020. 25 апреля 2015 года.
  3. [url= Марк Петров, Арт-Мост]
  4. . Дата обращения: 14 августа 2020. 29 апреля 2017 года.
  5. . Дата обращения: 14 августа 2020. 11 июля 2020 года.
  6. . Дата обращения: 14 августа 2020. 21 января 2021 года.
  7. . Дата обращения: 14 августа 2020. 23 сентября 2017 года.
  8. . Дата обращения: 14 августа 2020. 14 ноября 2019 года.
  9. . Дата обращения: 14 августа 2020. 29 сентября 2020 года.
  10. . Дата обращения: 14 августа 2020. 17 января 2021 года.
  11. . Дата обращения: 14 августа 2020. 6 июля 2020 года.
Источник —

Same as Петров, Марк Евгеньевич