Король говорит!
- 1 year ago
- 0
- 0
«Коро́ль говори́т!» ( англ. The King’s Speech ; дословный перевод: «Речь короля́» ) — художественный фильм Тома Хупера по сценарию Дэвида Сайдлера в жанре исторической драмы об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания при помощи логопеда Лайонела Лога .
Фильм вышел в ограниченный прокат США 26 ноября 2010 года в четырёх кинотеатрах , а к концу года картина перешла в широкий прокат и её релиз был расширен до 700 площадок . В России премьера состоялась 24 февраля 2011 года .
При производственном бюджете в 15 млн $ «Король говорит!» к 15 апреля 2011 года уже собрал свыше 400 млн по всему миру , при этом также картина установила рекорд выручки с одного кинотеатра за выходные для 2010 года, собрав в дебютную трёхдневку 355 450 $ в четырёх кинотеатрах, что в среднем составляет 88 863 $ с площадки .
В сентябре 2010 года лента Тома Хупера была удостоена приза зрительских симпатий на международном кинофестивале в Торонто , а Голливудская ассоциация иностранной прессы номинировала «Король говорит!» на премию « Золотой глобус » в 7 номинациях, что является наибольшим среди всех представленных картин . Награды удостоился актёр Колин Фёрт за лучшую роль в драме . Среди номинантов на премию Британской киноакадемии «Король говорит!» также стал лидером. Фильм был заявлен в 14 категориях и назван лучшим в семи из них, в том числе как «Лучший фильм» и «Лучший британский фильм». Колин Фёрт, Джеффри Раш и Хелена Бонэм Картер, номинированные в актёрских категориях, также получили награды . На церемонии « Оскар » фильм был номинирован в 12 категориях и одержал победу в четырёх из них, в том числе как «Лучший фильм» .
В 1925 году 29-летний Альберт Фредерик Артур Георг , герцог Йоркский , второй сын британского короля Георга V , по просьбе своего отца выступает перед зрителями, собравшимися на стадионе « Уэмбли », и радиослушателями с заключительной речью на Британской имперской выставке . Выступление получается кошмарным: Альберт сильно заикается и делает долгие паузы, часть его слов остаётся непонятной для большинства слушателей.
В течение девяти следующих лет Берти, как называют принца Альберта его домашние, пытался решить проблемы с заиканием, посещая сеансы различных логопедов . После очередного неудачного сеанса, едва не подавившись шариками, которыми он набил рот по требованию логопеда, Берти заявляет, что больше не будет ни у кого лечиться от своего недуга.
Однажды его супруге, герцогине Елизавете , рекомендуют живущего в Лондоне малоизвестного австралийского специалиста Лайонела Лога , актёра-любителя, чьи методы спорны, неортодоксальны и противоречивы, но поразительно часто дают желаемый результат. Она обращается к Логу, представившись ему как миссис Джонсон (именно под этой фамилией герцог Йоркский воевал в Первую мировую войну), и просит приехать к ней и встретиться с мужем. Лог отвечает, что все занятия могут проходить только у него дома и никакие исключения не допускаются — даже когда «миссис Джонсон» рассекречивает имя мужа. Елизавета, поражённая этим, с трудом уговаривает Альберта прийти на приём. Уже при первой встрече герцог вынужден столкнуться с принципиальностью Лога; особенно потрясает его требование обращаться друг к другу по имени — Берти и Лайонел, нарушающее все каноны официального протокола (хотя к супруге своего пациента Лайонел неизменно обращается «ваше королевское высочество»). Берти сначала отказывается обсуждать что-либо кроме собственно упражнений, однако, умело и ненавязчиво направляемый Логом, в конце концов рассказывает, что заикаться начал, когда ему было «года четыре-пять», но если говорит сам с собой или поёт, то не заикается. Лайонел разносит в пух и прах методики прежних врачей-логопедов, которых посещал Альберт, и просит того бросить курение, прописанное одним из них для расслабления, поскольку оно «сведёт в могилу» (через несколько десятилетий так и случится).
На первом занятии Лог предлагает герцогу прочитать монолог « Быть или не быть » из трагедии Уильяма Шекспира « Гамлет », при этом надев на принца наушники и включив на полную громкость увертюру Моцарта к « Свадьбе Фигаро », чтобы тот не мог слышать свой голос. Альберт не верит Логу, хотя на прощание логопед дарит ему пластинку с записью его речи. Позже герцог всё же прослушивает запись своего монолога, который он, как оказалось, прочитал без запинки и с немалым артистизмом (что совершенно поразило герцогиню), и в итоге после ещё нескольких неудач с публичными выступлениями решается всё-таки вернуться к Логу.
Логопед заставляет принца произносить скороговорки, развивать диафрагму и другие мускулы — кадры тренировок перемежаются кадрами выступления Альберта с речью о мануфактурном производстве, которую он, используя некоторые приёмы Лога, читает уже куда лучше, чем на Имперской выставке. В скором времени под эксцентричным руководством Лайонела у Берти намечается значительный прогресс в преодолении своего недуга. Альберта, однако, пугает то обстоятельство, что ему, возможно, придётся занять трон, поскольку его старший брат Дэвид — наследник британского престола — не пользуется популярностью в обществе из-за своих связей с готовящейся к разводу, но формально всё ещё замужней американкой Уоллис Симпсон . Отец Альберта, король Георг V , предупреждает, что скоро может начаться война , а Дэвид из-за своих сильных симпатий к гитлеровцам разрушит страну за год и погубит всю Великобританию. 20 января 1936 года Георг V умирает, и трон переходит к Дэвиду, который принимает имя Эдуард VIII. Однако он не собирается отказываться от своей идеи свадьбы с Уоллис, хотя по канонам англиканской церкви , главой которой является английский король, венчание с разведённой женщиной совершенно недопустимо.
Даже после стольких занятий Альберт, научившись говорить без запинок со многими людьми, всё ещё заикается при разговоре со своим братом, который до отречения всячески передразнивал его и упрекал в зависти. Берти рассказывает об этой ситуации Логу, говоря, что попытается сохранить трон за Дэвидом. Неполиткорректный австралиец позволяет себе дерзкий вопрос: возможно, в это сложное время именно Альберту самое место на троне? Принцу, воспитанному в духе безусловной лояльности старшему брату как будущему монарху, сама подобная постановка вопроса представляется чем-то, граничащим с государственной изменой . Возмущённый до глубины души, Берти ссорится с Лайонелом и заявляет, что больше сеансов не будет.
Супруга Лайонела, Мёртл Лог — она видит, что муж тяжело переживает ссору со своим многолетним пациентом, хотя понятия не имеет, кто этот пациент — убеждает его извиниться за необдуманные слова, но все попытки Лога переговорить с герцогом Йоркским безуспешны, человек с улицы просто не имеет доступа к члену королевской семьи . Тем временем, чтобы не допустить политического кризиса в стране и остаться вместе со своей возлюбленной, Эдуард VIII под давлением архиепископа Кентерберийского Космо Лэнга и премьер-министра Стэнли Болдуина принимает решение о добровольном отречении. 10 декабря того же года он официально отрекается от престола; новым королём становится Альберт, взявший в честь отца другое из своих четырёх имён — Георг VI.
Король Георг в конце концов признаётся самому себе, а затем и жене, что панически боится церемонии коронации — необходимости произнести официальную речь и все те традиционные, до запятой выверенные формулы, которые новый монарх должен озвучивать в ходе торжественного действа; Елизавета, ставшая королевой-консорт , уговаривает мужа возобновить занятия с Логом. Наконец Берти в сопровождении жены снова появляется в квартире Логов; мужчины уединяются в кабинете. Мёртл, вернувшаяся домой чуть раньше, чем планировала, неожиданно обнаруживает в своей столовой Её Королевское Величество королеву Елизавету, а вышедший из кабинета Лайонел не без гордости представляет потрясённой супруге своего давнего пациента — «Георга Шестого, короля».
Британские спецслужбы выявляют, что у Лога вообще нет ни степени доктора, ни даже сертификата о медицинском образовании. В Вестминстерском аббатстве , перед подготовкой к коронации, Георг обвиняет Лога в манипуляции и мошенничестве, но Лог убеждает короля, что у него есть большой опыт лечения австралийцев, пострадавших в ходе Первой мировой войны . Когда же Лог внезапно усаживается на древнее коронационное кресло и позволяет себе неуважительно отзываться о нём и Скунском камне , Георг VI срывается и произносит гневную, громкую и продолжительную тираду без единой запинки. Архиепископ Кентерберийский предлагает королю специалиста-логопеда с безупречной репутацией, но осознавший свою ошибку король настаивает, чтобы именно Лог помог ему с подготовкой к коронации. Коронация проходит с успехом, но Георгу VI теперь предстоит заниматься всеми делами, которые не завершил его брат, и готовиться к грядущему противостоянию с Германией. На просмотре кинохроники с выступлением Гитлера король, не понимающий по-немецки, всё же замечает, что фюрер обладает отменными ораторскими навыками.
3 сентября 1939 года премьер-министр Невилл Чемберлен объявляет войну Германии . Вечером того же дня под руководством Лога король выступает по радио, чтобы сплотить свой народ в это тяжёлое время: его девятиминутную речь напряжённо слушают присутствующие во дворце Елизавета с детьми, премьер-министр Чемберлен и первый лорд Адмиралтейства Черчилль , сидящие у радиоприёмников королева-мать и отрёкшийся от престола брат Дэвид с женой Уоллис, семья Лога, толпа у Букингемского дворца и даже солдаты, готовящиеся к отправке на фронт. Король говорит! Спокойно, убедительно и веско, каждым словом вселяя в подданных уверенность и гордость. Речь имеет колоссальный успех. Лог шутливо отмечает, что король запинался на «в», Георг VI, очень довольный и наконец-то расслабившийся, охотно отшучивается, что иначе никто бы не поверил, что это правда он. Берти называет Лайонела «мой друг», улыбнувшийся в ответ Лог первый раз за время занятий произносит «Ваше Величество». А королева Елизавета, с глубокой искренностью благодаря логопеда, впервые обращается к нему по имени: «Спасибо, …Лайонел» (в английском языке это равнозначно «переходу на ты»).
Георг VI с женой и дочерьми выходит на балкон Букингемского дворца , где венценосную семью приветствуют воодушевлённые толпы жителей Лондона . За спиной короля, не замечаемый никем, кроме нескольких посвящённых, скромно стоит Лайонел Лог.
Заключительные титры сообщают, что в ходе Второй мировой войны Лайонел Лог готовил Георга VI ко всем его публичным и радиовыступлениям, благодаря которым король стал живым символом британского сопротивления. В 1944 году за заслуги перед монархией Лог был награждён Королевским Викторианским орденом и тем самым возведён в рыцари. Лайонел и Берти оставались друзьями вплоть до самой смерти короля Георга.
Актёр | Роль |
---|---|
Колин Фёрт | король Георг VI | Альберт, герцог Йоркский, затем —
Хелена Бонэм Картер | Елизавета Боуз-Лайон , герцогиня Йоркская, затем — королева-консорт Великобритании |
Фрея Уилсон | принцесса Елизавета , старшая дочь Георга VI и Елизаветы Боуз-Лайон |
Рамона Маркес | принцесса Маргарет , младшая дочь Георга VI и Елизаветы Боуз-Лайон |
Майкл Гэмбон | король Георг V , отец Эдуарда VIII и Георга VI |
Клер Блум | Мария , жена Георга V, королева-мать |
Гай Пирс | Дэвид, принц Уэльский , затем — король Эдуард VIII, позднее герцог Виндзорский |
Ив Бест | Уоллис Симпсон , позднее — герцогиня Виндзорская |
Джеффри Раш | Лайонел Лог |
Дженнифер Эль | Мёртл Лог, жена Лайонела Лога |
Дерек Джейкоби | Космо Гордон Лэнг , архиепископ Кентерберийский |
Энтони Эндрюс | Стэнли Болдуин , премьер-министр |
Невилл Чемберлен , премьер-министр | |
Тимоти Сполл | Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства |
Роберт Вуд, технический руководитель трансляций радио BBC | |
Эдриан Скарборо | диктор радио BBC |
The King's Speech (Original Motion Picture Soundtrack) | |
---|---|
Саундтрек Александра Деспла | |
Дата выпуска | 22 ноября 2010 |
Жанр | классическая музыка |
Длительность | 41:23 |
Страна | Великобритания |
Лейбл | Decca Records |
Профессиональные рецензии | |
|
№ | Название | Композитор | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Lionel and Bertie» | Александр Деспла | 02:10 |
2. | «The King's Speech» | Александр Деспла | 03:54 |
3. | «My Kingdom, My Rules» | Александр Деспла | 02:51 |
4. | «The King Is Dead» | Александр Деспла | 02:06 |
5. | «Memories of Childhood» | Александр Деспла | 03:36 |
6. | «King George VI» | Александр Деспла | 03:05 |
7. | «The Royal Household» | Александр Деспла | 01:43 |
8. | «Queen Elizabeth» | Александр Деспла | 03:35 |
9. | «Fear and Suspicion» | Александр Деспла | 03:24 |
10. | «The Rehearsal» | Александр Деспла | 01:42 |
11. | «The Threat of War» | Александр Деспла | 03:56 |
12. | «Speaking Unto Nations» ( Symphony No. 7 — Allegretto ) | Людвиг ван Бетховен | 05:02 |
13. | «Epilogue» ( Piano Concerto No. 5 — Adagio un poco mosso ) | Людвиг ван Бетховен | 03:56 |
14. | «The Logue Method» ( The Marriage of Figaro , Clarinet Concerto mvt. 1 ) | Вольфганг Амадей Моцарт | 03:45 |
Фильм удостоился признания критиков. На сайте Rotten Tomatoes он получил рейтинг равный 95 % на основе отзывов от 193 критиков, со средним баллом 8,6 из 10 . На сайте Metacritic оценка фильма, основанная на 41 отзыве, составила 88/100 . Журнал Empire дал картине пять «звёзд» из пяти .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
Золотой глобус | Лучший фильм (драма) | Том Хупер | Номинация | |
Лучший режиссёр | Том Хупер | Номинация | ||
Лучший актёр (драма) | Колин Фёрт | Победа | ||
Лучший актёр второго плана | Джеффри Раш | Номинация | ||
Лучшая актриса второго плана | Хелена Бонэм Картер | Номинация | ||
Лучший сценарий | Дэвид Сайдлер | Номинация | ||
Лучшая музыка к фильму | Александр Деспла | Номинация | ||
Британская академия | Лучший фильм | Иэн Каннинг, Эмиль Шерман, Гарет Анвин | Победа | |
Лучший британский фильм | Том Хупер, Дэвид Сайдлер, Иэн Каннинг, Эмиль Шерман, Гарет Анвин | Победа | ||
Лучший режиссёр | Том Хупер | Номинация | ||
Лучший актёр | Колин Фёрт | Победа | ||
Лучший актёр второго плана | Джеффри Раш | Победа | ||
Лучшая актриса второго плана | Хелена Бонэм Картер | Победа | ||
Лучший оригинальный сценарий | Дэвид Сайдлер | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Александр Деспла | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Дэниэл Коэн | Номинация | ||
Лучший грим | Фрэнсис Хэннон | Номинация | ||
Лучший дизайн костюмов | Дженни Беван | Номинация | ||
Лучшая работа художника-постановщика | Ив Стюарт, Джуди Фарр | Номинация | ||
Лучший монтаж | Тарик Анвар | Номинация | ||
Лучший звук | Джон Мидгли, Ли Уолпол, Пол Хэмблин | Номинация | ||
Оскар | Лучший фильм | Эмиль Шерман, Иэн Каннинг, Гарет Анвин | Победа | |
Лучшая режиссёрская работа | Том Хупер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Колин Фёрт | Победа | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Джеффри Раш | Номинация | ||
Лучшая женская роль второго плана | Хелена Бонэм Картер | Номинация | ||
Лучший оригинальный сценарий | Дэвид Сайдлер | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Александр Деспла | Номинация | ||
Лучшая операторская работа | Номинация | |||
Лучшая работа художника-постановщика | Ив Стюарт, Джуди Фарр | Номинация | ||
Лучший дизайн костюмов | Дженни Беван | Номинация | ||
Лучший монтаж | Тарик Анвар | Номинация | ||
Лучший звуковой монтаж | Пол Хэмблин, Мартин Дженсен, Джон Миджли | Номинация | ||
Аманда | Лучший зарубежный фильм | Том Хупер | Номинация | |
Премия британского независимого кино | Лучший британский независимый фильм | Эмиль Шерман, Иэн Каннинг, Гарет Анвин | Победа | |
Лучший режиссёр | Том Хупер | Номинация | ||
Лучший сценарий | Дэвид Сайдлер | Победа | ||
Лучший актёр | Колин Фёрт | Победа | ||
Лучший актёр второго плана | Джеффри Раш | Победа | ||
Лучшая актриса второго плана | Хелена Бонэм Картер | Победа | ||
Лучший актёр второго плана | Гай Пирс | Номинация | ||
Лучшее техническое достижение | Ив Стюарт (за работу художника) | Номинация | ||
Давид ди Донателло | Лучший фильм Европейского Союза | Том Хупер | Победа | |
Премия Гильдии кинорежиссёров США | Выдающееся режиссёрское достижение | Том Хупер | Победа | |
European Film Awards | Лучший фильм | Том Хупер, Дэвид Сайдлер, Эмиль Шерман, Иэн Каннинг, Гарет Анвин | Номинация | |
Лучший актёр | Колин Фёрт | Победа | ||
Лучший монтаж | Тарик Анвар | Победа | ||
Лучший композитор | Александр Деспла | Номинация | ||
Лучший фильм по мнению зрителей | Том Хупер | Победа | ||
Гойя | Лучший европейский фильм | Том Хупер | Победа | |
Независимый дух | Лучший зарубежный фильм | Том Хупер | Победа | |
Премия Гильдии киноактёров США | Лучшая мужская роль | Колин Фёрт | Победа | |
Лучшая мужская роль второго плана | Джеффри Раш | Номинация | ||
Лучшая женская роль второго плана | Хелена Бонэм Картер | Номинация | ||
Лучший актёрский ансамбль | Победа |