Interested Article - Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая
- 2020-06-05
- 1
Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая (в 1934—2021 гг. — Казахский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени Абая Министерства культуры Казахской ССР ) — театр оперы и балета в городе Алма-Ата , один из ведущих оперных театров Казахстана .
Здание Казахского государственного академического театра им. Абая — ГАТОБ является одной из известнейших достопримечательностей города Алматы. Современный ГАТОБ является одним из крупнейших театров Евразийского пространства. Самые прославленные мастера сцен входят в творческую группу ГАТОБа. Концертный зал вмещает 793 зрительских места.
История создания
1930-е годы
Предтечей театра стала создана музыкальная студия, которая состояла из пятидесяти актёров, двадцати музыкантов симфонического и двенадцати человек национальных оркестров. Студия была организована в Алма-Ате в 1933 году . В 1934 году её преобразовали в музыкальный театр . У истоков нового театра стояли работники Казахского театра драмы (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова ) .
13 января 1934 года под эгидой музыкальной студии состоялось первое публичное исполнение музыкальной комедии « Айман Шолпан » на либретто Мухтара Ауэзова . В состав произведения вошли народные песни и кюи, обработанные Иваном Коцыком. Это событие считается днём рождения Казахского музыкального театра .
Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Брусиловским были сочинены оперы « Кыз-Жибек »(1934), «Жалбыр» ( 1935 ), «Ер Таргын» ( 1936 ) .
В 1935 году на базе Куйбышевского оперного театра была создана русская оперная труппа. Профессиональный коллектив за короткий срок (1936— 1937 годы ) осуществил постановки девяти спектаклей русской и мировой оперной классики: « Кармен », « Евгений Онегин », « Пиковая дама », « Демон », « Фауст », « Аида » и др.
С 1937 года театр именуется Казахским театром оперы и балета . Благодаря обмену опытом с артистами Куйбышевского (ныне Самарского) театра оперы и балета была организована балетная труппа, осуществившая первые постановки: « Коппелия » Лео Делиба (1937, балетмейстер Ю. П. Ковалев), « Лебединое озеро » П. И. Чайковского (1938, балетмейстер Л. А. Жуков) . В 1938 году также был поставлен первый казахский балет «Калкаман и Мамыр» Василия Великанова .
7 ноября 1941 года состоялось официальное открытие нового здания театра. В этом же году театр получил статус академического, а в 1945 году ему было присвоено имя Абая .
1940—1970-е годы
В военные и послевоенные годы значительную долю среди постановок театра составлял национальный репертуар. Знаковыми постановками того периода стали оперы « Абай » Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди ( 1944 ), « Биржан и Сара » Мукана Тулебаева ( 1946 ; 2-я ред. — 1957 ), «Дударай» Е. Брусиловского ( 1953 ), а также уйгурская опера «Назугум» Куддуса Кужамьярова .
Во время блокады в 1942 году Галина Уланова работала в труппе Казахского театра оперы и балета , где танцевала партии Марии и Жизели , а также выступала в концертных номерах.
В начале 1950-х годов в театре работал известный советский балетмейстер Михаил Моисеев , поставивший такие балеты, как « Красный мак » Рейнгольда Глиэра , «Камбар и Назым» В. Великанова. В середине 1950-х годов балетмейстер Даурен Абиров осуществил постановку балетов « Юность » Михаила Чулаки ( 1952 ), «Берег счастья» Антонио Спадавеккиа (1953), « Медный всадник » Р. Глиэра ( 1955 ), « Шурале » Фарида Яруллина ( 1956 ). В то же время в театр пришёл Заурбек Райбаев , ставший не только танцором, но и постановщиком ряда балетов: « Шопениана » Михаила Фокина на музыку Фридерика Шопена , « Болеро » Мориса Равеля , « Франческа да Римини » П. И. Чайковского, «Легенда о белой птице» Газизы Жубановой (совместно с Д. Абировым) и др.
Народный артист Казахской ССР Газиз Дугашев трижды был главным дирижёром театра ( 1950 — 1951 , 1956— 1958 и 1969 — 1971 ), а в промежутках работал в Москве ( Большой театр ), Киеве ( Украинский оперный театр ) и Минске ( Белорусский оперный театр ) .
В 1959 году театр награжден орденом Ленина .
Главные национальные постановки ГАТОБ им. Абая периода 1960-х годов — оперы «Камар-сулу» ( 1963 , 2-я ред. — 1982 ) Еркегали Рахмадиева и «Айсулу» Сыдыка Мухамеджанова ( 1964 , 2-я ред. — 1973 ), балеты «Легенда о белой птице» и «Хиросима» Г. Жубановой (оба 1966) . В 1969 году З. Райбаевым на сцене театра был поставлен первый уйгурский балет «Чин-Томур» на музыку К. Кужамьярова .
В 1970-е годы известный дирижёр и постановщик, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Валерий Руттер поставил на сцене ГАТОБ им. Абая 15 опер и балетов . Другие известные постановки этого периода — оперы «Алпамыс» (1973) Е. Рахмадиева, «Енлик и Кебек» (1975) Г. Жубановой , балеты « Спартак » Арама Хачатуряна (балетмейстер З. Райбаев), «Русская сказка» М. Чулаки, «Аксак-кулан» A. Серкебаева (балетмейстер Минтай Тлеубаев ), «Алия» Мансура Сагатова (балетмейстер Жанат Байдаралин) .
Современный период
В 1980-е — 1990-е годы в репертуаре театра появились авангардные балеты «Фрески» Тимура Мынбаева (балетмейстер З. Райбаев), «Брат мой, Маугли» А. Серкебаева, «Дама с камелиями» на основе музыки из оперы « Травиата » Джузеппе Верди , «Прощание с Петербургом» на музыку Иоганна Штрауса (балетмейстер М. Тлеубаев). Другие новые постановки балетов 1990-х годов — «Мадам Баттерфляй» на музыку Г. Жубановой ( 1996 , балетмейстеры Асами Маки и Киозо Meтани, Япония ), «Каракоз» ( 1991 , балетмейстер Георгий Алексидзе ). В стиле модерн-балета и неоклассицизма выдержаны постановки сестёр Габбасовых, «Космос души» Альфреда Шнитке и «Театр Масок» Франсиса Пуленка в постановке Г. Туткибаевой . С июня 1995 по 13 декабря 2000 года в театре была осуществлена генеральная реконструкция, сохранившая основной архитектурный стиль – ампир, сочетающийся с итальянским классицизмом и традиционными элементами национальной формы в архитектуре Казахстана .
В январе 2015 года театр полностью перешёл на автоматизированную систему продаж и учёта билетов, используя онлайн-продажу билетов через Тикетон . .
19 декабря 2020 года Указом Президента Республики Казахстан театру присвоен статус Национального.
Здание театра
Строительство здания началось в 1936 году и было завершено в 1941 году (архитекторы Н. Круглов, Н. Простаков, Т. Басенов , В. Бычков, П. Поливанов, художники В. Крошин, Н. Цивчинский , консультант — академик архитектуры А. Щусев ) . Первый спектакль в новом здании состоялся 7 ноября 1941 года .
Здание выдержано в стиле сталинского ампира в сочетании с итальянским классицизмом и национальными казахскими элементами . После неоднократных переработок проекта (1933—1941 гг.) в реализованном варианте насыщены орнаментированными формами фасады здания, объёмно-планировочно и композиционно-пластически напоминающего Александринский театр в Санкт-Петербурге (1816—1832 гг., архитектор К. Росси ) .
Расположенный на невысоком, но относительно широком стилобате, параллелепипедообразный основной объём имеет выступающий четырёхколонный портик-лоджию на главном фасаде. Колонны имеют квадратное сечение. Им соответствуют аналогично решенные полуколонны в обрамлении проёма лоджии и на внутренней её стене. В зоне первого этажа под колоннами выполнены массивные лопатки, опирающиеся на развитый цоколь. Между лопатками находятся большие проёмы дверей главного входа .
Первый этаж с крупнорустованными поверхностями стен композиционно служит своего рода стереобатом всего здания. Зоны второго и третьего этажей акцентированы мелкой рустовкой. Портик имеет мощные пилоны, переходящие в глухие боковые стены. На пилонах в образующих стрельчатую арку барельефных орнаментальных обрамленьях расположены цитаты по вопросам искусства, взятые из работ В. И. Ленина. Венчание главного фасада выполнено в виде достаточно высокого антаблемента с решетчатым орнаментальным парапетом. Фриз занят чередующимся узорами многофигурным рельефом на тему творчества деятелей искусства Казахстана. В его уровне на пилонах помещены крупные орнаментные картуши .
Боковые фасады решены метрическими членениями, создаваемыми простеночными пилястрами и большими прямоугольными окнами. Узоры включены в широкие наличники прямоугольных проёмов дверей, стрельчатые архивольты окон и неглубоких ниш с текстами, решетки ограждений лоджии второго этажа, фризовые панно, архитравные и карнизные пояса, капители и базы пилястр и колонн, парапетную решетку, картуши светильников. Конфигурация, размеры элементов и высота рельефа орнаментов дифференцирована в зависимости от места в композиции и поверхности размещения .
С июня 1995 по 13 декабря 2000 года проводилась генеральная реконструкция здания . В ходе реконструкции был частично изменен рисунок орнаментов фигурного ограждения кровли, причём оно оставлено только на центральном ризалите. Стены во втором ярусе из низкорустованных превращены в гладкие. Орнаментированные детали и барельефный фриз на центральном ризалите позолочены, а вместо орнаментированного арочного обрамления и надписей по его краям теперь наличествуют высокие ниши с обрамляющими пилястрами и развитыми сандриками . В ходе генеральной реконструкции был сохранен ведущий архитектурный стиль — ампир, который сочетается с классицизмом Италии и классическими традиционными элементами государственной формы архитектуры Казахстана .
С использованием современных отделочных материалов, сохранены декор и главные художественно-стилевые решения здания . Зрительный зал в настоящее время насчитывает 793 места .
Объекты на прилегающей территории
В 1971 в году в западном сквере театра был установлен бюст Джамбулу Джабаеву . Скульптор — народный художник Казахстана Х. Наурызбаев , архитектор М. Мендикулов . Памятник выполнен цельно с постаментом из серого гранита, высотою 2,3 метра. На лицевой стороне выгравирована орнаментированная надпись, выделяющая бюст над постаментом. В скульпторе запечатлен образ акына в момент творческого состояния. Длинные пальцы слегка выступающей левой руки, легкий наклон головы к левому плечу создают впечатление естественного движения .
В прилегающих к театру скверах также располагаются бюст Мухтара Ауэзова и фонтаны .
Управление
До распада СССР управлялся Министерством культуры Казахской ССР. Затем управлялся Министерством культуры Республики Казахстан. Сегодня управляется Министерством культуры и спорта Республики Казахстан .
Звёзды оперной труппы
- Курманбек Джандарбеков (годы выступлений 1933—1944)
- Куляш Байсеитова (1933—1957)
- Гарифулла Курмангалиев (1934—1966)
- Жамал Омарова (1934—1937)
- Ришат Абдуллин (1939—1985)
- Байгали Досымжанов (1941—1964)
- Шабал Бейсекова (1941—1966)
- Каукен Кенжетаев (1946—1966)
- Роза Багланова (1947—1949)
- Ермек Серкебаев (1947—2006)
- Роза Джаманова (1953—1977)
- Бибигуль Тулегенова (1954—1956), (1971—1982)
- Алибек Днишев (1978—1997)
- Нуржамал Усенбаева (1984—1997)
- Майра Мухамед-кызы (1996—2002)
Звёзды балетной труппы
- Шара Жиенкулова (1934—1940)
- Александр Селезнёв (1937—1945)
- Инесса Манская (1945—1965)
- Булат Аюханов (1957—1959)
- Людмила Рудакова (1965—1980)
- Рамазан Бапов (1966—1988)
- Раушан Байсеитова (1966—1986)
- Лариса Сычёва (1974—1978)
- Майра Кадырова (1976—1997)
- Гульжан Туткибаева (1982—2002)
- Сауле Рахмедова (1987—1989, 2009—2019)
- Куралай Саркытбаева (1993—2006)
- Лейла Альпиева (1995—1996) и (2000—2009)
- (1998—1999)
- Досжан Табылды (2003—2005)
- Фархад Буриев (2005—2017)
- Гульвира Курбанова (2004—нынешнее время)
Репертуар театра
Опера
- Абай
- Аида
- Абылай Хан
- Айсулу
- Бал-маскарад
- Биржан и Сара
- Богема
- Весёлая вдова
- Дневник Анны Франк
- Дон Паскуале
- Евгений Онегин
- Енлик кебек
- Жұмбақ қыз
- Золушка
- Иоланта
- Искатели жемчуга
- Мадам Баттерфляй
Балет
- Анна Каренина
- Бахчисарайский фонтан
- Баядерка
- Болеро
- Дон Кихот
- Жизель
- Кармен-сюита
- Кармина Бурана
- Коппелия
- Корсар
- Лебединое озеро
- Легенда о любви
- Павана Мавра
- Пульчинелла
- Ромео и Джульетта
Примечания
- (недоступная ссылка — ) .
- Алма-Ата. Энциклопедия / Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983. — С. 512—513. — 608 с. — 60 000 экз.
- ↑ : [ 22 января 2023 ] / Л. В. Измайлова // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 414. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ (недоступная ссылка — ) . Sputnik Казахстан (19 марта 2019). Дата обращения: 21 августа 2019.
- ↑ // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ Е. Г. Малиновская. // Academia. Архитектура и строительство. — 2017. — № 2 . — С. 25—35 . 25 августа 2017 года.
- ↑ : [ 22 января 2023 ] / Л. В. Измайлова // Исландия — Канцеляризмы [Электронный ресурс]. — 2008. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
- Л. Григорьев, Я. Платек. Современные дирижёры. — М. : Советский композитор , 1969.
- . ЦГА РК. Дата обращения: 14 июля 2014. 14 июля 2014 года.
- Б. Г. Ерзакович . // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия ; Советский композитор , 1974. — Т. 2. — 960 с.
- ↑ . www.gatob.kz . Дата обращения: 29 октября 2021. 26 мая 2020 года.
- . Дата обращения: 14 января 2015. 14 января 2015 года.
- . 14 января 2015 года.
- . Дата обращения: 13 января 2021. 16 января 2021 года.
- ↑ Д. Ш. Кузенбаев, К. И. Самойлов. // Global Science and Innovations 2019; Central Asia : материалы конференции. — 2019. — 18 марта.
- . Дата обращения: 1 апреля 2016. 22 августа 2021 года.
- . . Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
- . Достопримечательности г. Алматы . Дата обращения: 25 августа 2019. 1 апреля 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 19 декабря 2021. 24 февраля 2021 года.
Ссылки
- . 4 марта 2016 года.
- 2020-06-05
- 1