Interested Article - Гуго из Пуатье (хронист)


- 2021-02-14
- 1

Гуго из Пуатье́ , или Гуго Пуатевинский , он же Гуго из Везле́ ( фр. Hugues de Poitiers , лат. Hugo Pictavinus , или Hugo Vezeliacensis ; около 1102 — после 1167 ) — бургундский хронист, монах- бенедиктинец из аббатства Св. Марии Магдалины в Везле́ (совр. франц. департамент Йонна ), автор «Истории обители Везле» ( лат. Historia Vizeliacensis monasterii ) . Его не следует путать со Святым Гуго из Пуатье (ум. 930), приором монастыря ( Бургундия — Франш-Конте ) .
Биография

Происхождение не установлено, скорее всего, был уроженцем Пуатье или его окрестностей , и в юном возрасте постригся в аббатстве Св. Марии Магдалины в Везле́ при настоятеле Понсе де Монбуассье ( фр. Ponce de Montboissier , 1138—1161), брате девятого аббата Клюни Петра Достопочтенного , славившемся своей образованностью и развернувшем кипучую деятельность по восстановлению монастырских зданий, пострадавших при пожаре 1120 года.

Получив в Везлейской обители образование, первоначально трудился писцом в её скриптории , а после 1140 года занимался составлением монастырского картулярия , состоящего в основном из королевских дипломов и папских булл , обосновывающих привилегии аббатства . Возможно, являлся очевидцем того, как 31 марта 1146 года на праздник Пасхи , в присутствии ста тысяч человек Бернард Клервоский провозгласил в Везле начало второго крестового похода .
Между 1155 и 1167 годами по просьбе аббата Понса начал работу над латинской «Историей обители Везле» ( лат. Historia Vizeliacensis monasterii ) , закончив её уже при новом настоятеле Гийоме де Мелло (1161—1171), у которого исполнял обязанности секретаря .
Умер в Везлейском аббатстве после 1167 года и, вероятно, там же и был похоронен.
Сочинения

«История обители Везле» ( лат. Historia Vizeliacensis monasterii , или Historia Vizeliacensis coenobii ) Гуго из Пуатье, охватывающая события с 846 по 1167 год, дошла до нас в единственной пергаментной рукописи XII века из библиотеки премонстрантского в Осере (MS. Auxerre 227), в XVI столетии сильно повреждённой и утратившей несколько листов .
Основной целью труда Гуго являлось обоснование земельных и имущественных прав Везле́, гарантированных непосредственной зависимостью его от Святого Престола , а одной из главных тем — вековая борьба аббатства со своими главными врагами и, по совместительству, светскими патронами, влиятельными местными феодалами графами Неверскими , практически каждый год требовавшая вмешательства не только римских пап , но и французских королей и епископов .
Впервые хроника частично напечатана была в середине XVII века в Париже королевским историографом Андре Дюшеном , включившим её в своё собрание «Историков Франции» ( лат. Historiae Francorum scriptores ). В 1668 году она опубликована была во фрагментах историком- иезуитом Филиппом Лаббе в «Сборнике курьёзов» ( фр. Les Mélanges curieux ), или «Золотом ключе к истории Франции» ( фр. La Clef d'or de l'Histoire de France ), а затем почти полностью, за исключением первой книги, издана учёным монахом из конгрегации Святого Мавра Люком д'Ашери в собрании «Spicilegium sive collectio veterum aliquot scriplorum qui in Galliae bibliothecis, maxime Benedictinorum, latuerunt» (1655—1677) .
Люк д'Ашери первым разделил текст хроники на четыре книги. Первая, в основу которой положен монастырский картулярий, представляет собой собрание хартий , служащих источниками для последующих глав, объединённых в книги II, III и IV-ю. В частности, Гуго сообщает, что основатель аббатства граф Жерар Руссильонский со своей супругой Бертой Турской изначально заложили два аббатства, мужское в Потьере , недалеко от Шатийон-сюр-Сен , и женское в Везле́, в долине реки , поблизости от Сен-Пер-су-Везле, подтверждая это выписанной из картулярия хартией от 850 года. Однако 19 сентября 877 года папа Иоанн VIII , направлявшийся на собор в Труа для утверждения Бозона Вьеннского королём Италии, дал своё согласие на преобразование последней обители в мужскую .
Книга II хроники главным образом посвящена судебным спорам между аббатом Понсом и двумя епископами Отёна , (1140—1148) и Генрихом Бургундским (1148—1171), младшим братом герцога Эда II , разрешённым при посредничестве римских пап Иннокентия II (1130—1143) и Евгения III (1145—1153). Книга III посвящена распрям Понса де Монбуассье с графами Неверскими Гийомом II (1097—1147) и Гийомом III (1147—1161), и жителями Везлé, дважды, между 1152 и 1155-м и в 1167 году, восстававшими против монастырских властей и создававшими против них собственную коммуну , а также арбитражу, который поручен был Бернару Клервоскому и Гуго дю Тилю во время проповеди второго крестового похода, произнесённой в марте 1146 года в Везле́.
Книга IV рассказывает об избрании в 1161 году нового аббата Гийома де Мелло, оспоренном как графом Гийомом IV Неверским (1161—1168) из-за отказа от формальной инвеституры , так и аббатством Клюни , в подчинении у конгрегации которого Везлейский монастырь находился c 1102 года , о последовавшем бегстве нового настоятеля и монахов от войска графа, захватившего в ноябре 1165 года обитель, и вмешательстве в конфликт Людовика VII , совершившего в январе следующего года поход в Бургундию . Лишь к ноябрю 1166 года конфликт был практически улажен, после того как граф Неверский получил от короля земли графа , устроившего резню клюнийскому ополчению у замка Шато-де-Лурдон . Несмотря на то, что ещё в 1154 году епископ Генрих Отёнский пообещал соблюдать исключительные права Везлейской обители, самими клюнийцами они признаны были только в 1162-м, и лишь в 1181 году окончательно подтверждены буллой Урбана III .
Конец книги посвящён процессу в Везлé в 1167 году над группой еретиков , называвшихся «телонарианцами» или «попликанами», семеро из которых были сожжены заживо . Некоторые исследователи видят в них предшественников альбигойцев Лангедока .
Комментированный французский перевод «Истории обители Везле» увидел свет в 1825 году в Париже в 7 томе «Коллекции мемуаров, относящихся к истории Франции» под редакцией историка Франсуа Гизо . Полное оригинальное издание её было опубликовано в 1855 году учёным аббатом Жаком Полем Минем в 194 томе « Patrologia Latina »; отрывки напечатаны в 1882 году в Ганновере в 26 томе « Monumenta Germaniae Historica » (SS) немецким историком Георгом Вайцем . Новейший английский перевод с комментариями подготовлен был к изданию в 1992 году Центром исследований средневековья и раннего Возрождения Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк , США ) под редакцией историков- медиевистов Джона Скотта и Джона О. Уорда.
Начиная с Филиппа Лаббе, перу Гуго из Пуатье приписывают также краткую латинскую хронику «Происхождение, или История графов Неверских» ( лат. Origo vel Historia comitum Nivernensium , Origine et Historia Brevis Nivernensium Comitum ), содержащую родословие знатных соперников Везлейского аббатства из Неверского дома , начиная с образования графства в каролингский период при Роберте Сильном (815—866) и до вступления в 1197 году на престол Гийома II.
В начале XX века французский историк и библиограф Огюст Молинье предположил, что сохранившаяся в рукописи из Осерского аббатства «Везлейская хроника» ( лат. Chronicon Vizeliacense ), охватывающая события от Рождества Христова до 1324 год , в части до 1168 года также могла быть составлена Гуго из Пуатье .
Примечания
- от 2 мая 2022 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
- от 2 мая 2022 на Wayback Machine // LCCN — 2013.
- // общий каталог Национальной библиотеки Франции
- от 14 марта 2022 на Wayback Machine // Католическая Россия. Азбука католицизма.
- ↑ Méhu D. от 2 мая 2022 на Wayback Machine . — Lyon, 2010. — p. 342.
- ↑ Rech Régis. от 2 мая 2022 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
- Méhu D. от 2 мая 2022 на Wayback Machine . — p. 341.
- ↑ Molinier A. от 30 апреля 2022 на Wayback Machine // Les Sources de l'histoire de France. — Pt. II. — Paris, 1902. — p. 95.
- Waitz Georg (ed.). от 11 февраля 2022 на Wayback Machine // Monumenta Germaniae Historica . — T. XXVI. — Hannoverae, 1882. — p. 144.
- Люшер А. . — СПб.: Евразия, 2018. — C. 270–271.
- Floyde Marilyn. от 29 июля 2017 на Wayback Machine // Myths & Legends. King Arthur's French Odyssey. — Pt. 3. Avallon – The Healing Sanctuary. — 2007.
- ↑ Méhu D. от 2 мая 2022 на Wayback Machine . — p. 343.
- Méhu D. от 2 мая 2022 на Wayback Machine . — p. 344.
- Jager Jean-Nicolas. от 2 мая 2022 на Wayback Machine . — Tome VIII. — Paris, 1864. — p. 250.
- Ньель Фернан. от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // В кн.: Магр Морис. Сокровище альбигойцев. — М.: Энигма, 2009. — С. 35.
- от 2 мая 2022 на Wayback Machine — Консорциум европейских научных библиотек.
Издания
- Histoire du monastère de Vézelay, par Hugues de Poitiers // Collection des Mémoires relatifs à l'histoire de France, publiés et traduite par François Guizot. — Tome 7. — Paris: Brière, 1825. — pp. 93–337.
- Historia Vizeliacensis Monasterii Auctore Hugoni Pictavino, accurante J.-P. Migne // Patrologiae cursus completus, sive Biblioteca universalis. Series Latina. — Tomus 194. — Paris, 1855. — Coll. 1561–1682.
- // Recueil des historiens des Gaules et de la France. Nouvelle édition publiée sous la direction de M. Léopold Delisle. — Tome XI. — Paris: Victor Palmé, 1876. — pp. 384–385.
- Ex Hugonis Pictavini Libro de libertate monasterii Vizeliacensis. Edidit Georg Waitz // Monumenta Germaniae Historica . — Tomus XXVI. — Hannoverae, 1882. — pp. 143–150. — (Scriptores in folio).
- Histoire du Monastre de la Madeleine, par Hugues de Poitiers, Moine et Secrtaire de l'Abb de Vzelay, traduit du Latin en Franais par Franois Guizot, prsent & annot par Franois Vogade. — La Charité szur Loire: L'Imprimerie Bernadat, 1969. — 273 p.
- Hugh of Poitiers. The Vézelay Chronicle and other documents from MS. Auxerre 227 and elsewhere. Edited by John Scott and John O. Ward. — Binghamton, New York: Pegasus Press, 1992. — x, 402 p. — (Medieval & Renaissance Texts & Studies). — ISBN 978-0-86698-095-4 .
Библиография
- Molinier Auguste. // Les Sources de l'histoire de France – Des origines aux guerres d'Italie (1494). — Volume II. Époque féodale, les Capétiens jusqu'en 1180. — Paris: A. Picard et fils, 1902. — p. 95.
- Méhu Didier. . — Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2010. — 636 p. — (Collection d’histoire et d’archéologie médiévales, 9). — ISBN 978-2-7297-0830-6 .
- Rech Régis. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
Ссылки
- (франц. пер. книги III Фр. Гизо 1825 г.)
- (франц. пер. II, III и IV книг Фр. Гизо на Gallica)
- (полное парижское издание Ж. Миня 1855 г.)
- (ганноверское издание 1882 г.)

- 2021-02-14
- 1