Базилика Девы Марии (Шэшань)
- 1 year ago
- 0
- 0
Большая базилика — общепринятое название развалин православного храма на Мангупе , по мнению историков — главного храма Феодоро и центра Готской епархии (с 1333 года — митрополии ). Надежда Бармина в работе «Мангупская базилика» 1973 года употребляла наименование «храм св. Константина и Елены» , но в более поздних трудах историков такое посвящение не встречается и этим именем сейчас принято называть другой храм .
Базилика расположена в центральной части плато, у основания мыса Чуфут-Чеарган-Бурун, примерно в 150 м к северо-западу от Дворца князя Алексея . В ансамбле комплекса крепости и пещерного города «Мангуп-Кале» Большая базилика объявлена объектом культурного наследия народов РФ федерального значения в России и памятником культурного наследия Украины национального значения . Развалины базилики местами сохранились на два ряда кладки, северная стена — на высоту до 2,1 м, раскопки и исследования памятника считаются не завершёнными .
Памятник, по мнению историков, бывший епископским комплексом, включает собственно базилику, почти примыкающий к ней с запада баптистерий, предназначенный для крещения взрослых (позже превращённый в часовню), резиденцию епископа и термы .
Здание базилики, прямоугольное в плане, с пристроенными с южной и северной сторон галереями — А. Л. Якобсон относил её к « эллинистическому типу» , размерами, по данным Н. И. Барминой 32,5 на 28,0 м , А. Л. Якобсон приводит размеры 31,5 на 26,2 м , указал 30,6 на 19,0 м (без боковых галерей) . Храм представлял собой трёхнефную базилику , разделённую внутри двумя рядами колонн по 6 штук на три
продольные части. Якобсон предполагал, что колонны изначально были мраморными, которые при перестройках заменили на изготовленные из местного известняка, что подтверждается последующими раскопками: были найдены мраморные коринфские капители и твёрдо установлено, что в в архитектурном оформлении использовался проконнесский мрамор . Центральный и южный нефы заканчивались трёхгранными апсидами . Стены были выложены в два ряда, « в перевязь », из крупных тёсаных блоков ( квадров , средний размер 1,14 на 0,42—0,46 на 0,17—0,30 м), с узкой забутовкой между ними, заполненной небольшим слоем мелкого бутового камня и щебня, залитого известковым раствором с примесью толчёного кирпича и черепицы толщина стен около 0,95—0,97 м — примерно, три византийских фута — распространённый ранневизантийский строительный стандарт (римская система кладки) . При перестройке храм восстанавливался по первоначальному плану и вторично (иногда с подтёской) использовались камни из прежней кладки, но уже без соблюдения строгих строительных норм. Предполагается, что здание имело деревянную крышу и большое количество окон .
Вход в храм первоначально располагался с западной стороны, но, возведённая в начале XV века «Вторая оборонительная стена» прошла достаточно близко от него (через паперть ) и был устроен новый вход с южной стороны. На каменных блоках по бокам западного входа были вырезаны вписанные в круг ранневизантийские кресты, портал южного был украшен резьбой по камню в виде так называемой «сельджукской цепи» — двойного переплетающегося жгута и сложного растительного орнамента . Западный вход имел уложенные на материковую скалу ступени из каменных плит и деревянные двери (сохранились гнёзда дверных косяков). Оба входа вели в притвор , также имевший мозаичный пол (практически не сохранился), из которого в центральный неф также вела ступенька . Алтарная преграда была выполнена из профилированных мраморных плит, мрамор также широко использовался в отделке алтаря .
Полы базилики были изначально вымощены многоцветной мозаикой с рисунком из пересекающихся кругов (аналогичный херсонесским), выложенная из кубиков четырёх цветов: белые из мрамора, тёмно-красные (розовые) из кирпича, желтые из местного известняка и чёрные из балаклавского песчаника. Круги были изображены красными кубиками и обрамлены чёрными, внутренние сегменты заполнены белыми кубиками, образовавшиеся в результате их пересечения ромбы — жёлтыми. Солея выложена каменными плитами, уложенными на известковое основание , о чём впервые сообщал Ф. А. Браун в 1890 году . Р. Х. Лепер , в 1912 году нашедший фрагмент мозаичного пола у северной стенки алтаря, полагал, что «мозаичные полы украшали всю поверхность пола около солеи и амвона» . Часть пола была вымощена в редкой в Крыму сложной и дорогостоящей технике пластиночной мозаики ( лат. opus sectile ) . Впоследствии, в период Феодоро , остатки мозаик заложили плитами известняка и плинфой , а стены были расписаны фресками (в «поэме иеромонаха Матфея», посетившего Мангуп в 1390-х годах, роспись базилики, в отличие от мозаик, не упоминается ). Фрагменты мозаик базилики были сняты, законсервированы и переданы археологическому музею исторического факультета Симферопольского госуниверситета , который впоследствии сгорел; вместе с ним погибли и отреставрированные фрагменты мозаики .
Крещальня, расположенная на расстоянии не более 1 м севернее базилики и предназначенная для крещения взрослых, олицетворяет важность епископского комплекса, а взаимное расположение с базиликой указывает на их одновременное функционирование и взаимодействие. Для крещальни в северной стене северной галереи были устроены две двери : западная предназначалась для неофитов , идущих к крещению, а восточная — для вновь окрещённых, которые направлялись ближе к алтарю для принятия первого причастия . Купель была круглой снаружи, диаметром 0,92 м, и крестообразной изнутри, глубина достигала 0,42 м, изнутри была отделана цемянковым раствором, ступени, судя в купель вели с востока . Такой тип купели был широко распространён в VI веке . Установлено два строительных периода в истории крещальни: ранневизантийский (VI век, возможно, конец V века) и средневековый, когда крещальню перестроили в мемориальную часовню, когда к первоначальному прямоугольнику крещальни пристроили апсиду для размещения канунника . Мозаичные полы, изначально сделанные в технике « opus tessellatum » были заменены каменными плитами, уложенными прямо на мозаичный пол (в новой апсиде пол был вымощен кирпичом). М. А. Тиханова считала, что перестройка в часовню могла произойти в X веке .
Раскопки базилики, с самых первых в XIX веке, открыли множество погребений различных типов по бокам центрального нефа, в боковых нефах и в притворе, датированные начиная с V—VI века до совершённых уже после разрушения базилики — 87 гробниц и 482 грунтовых захоронения. Всего идентифицировано три яруса христианских погребений — типичная картина христианских захоронений в церковном здании и у его стен; часто они совершались неоднократно в одной и той же могиле, пока церковь действовала, а после её разрушения все занятое ею пространство часто превращалось в кладбище, что, фактически, произошло с мангупской базиликой. Исследователи разделили захоронения на пять групп: склепы, мавзолеи, каменные ящики, саркофаги и могилы, высеченные в скале, что является основным хронологическим показателем .
За время изучения на территории памятника было найдено несколько эпиграфических памятников, относящихся к разным периодам жизни храма. Все обнаруженные в храме надписи не датированы, и время их создания определяется, в основном, методом палеографического анализа.
Трактуется, как обращение к Богу (или его благодарение) знатных феодоритов, один из которых носил титул комита , вероятно, с просьбой об исцелении упомянутой по имени девочки-младенца. палеографический анализ позволяет отнести надпись к X—XI веку . Описана В. В. Латышевым в статье 1918 года .ср.-греч. Ὦ ἔ]νδοξε μυ̣[στοδότα (e.g.)], [τὸν θ]εόν σε προσκ[αλοῦμεν] resp. προσκ[αλοῦσιν] [.. ? ..]υ̣βαηα, νύπιος κώμ[ητος τοῦ δεῖνος, καὶ?] [.. ? ..]α̣τ, υἱὸς Μούνζη τοῦ — … [с]лавный Та[йнодавче (?), Б]ога Тебя приз[ываем…]ивея, младенец ком[ита и] …ат, сын Мунзи…
ср.-греч. Οὗ ἀρᾶς τὸ στόμα αὐτοῦ γέμη κ(αὶ) πικρίας κὲ δόλου — «Егоже клятвы уста его полна суть и горести, и лести»
Историю базилики подразделяют на три строительных периода — ранневизантийский (VI век), средневизантийский (IX—X век) и палеологовского времени , которые хронологически совпадают с отдельными этапами истории самого Мангупа . Считается, что небольшой храмовый комплекс на месте базилики существовал с VI века , что подтверждается археологическими находками: в 1938 году была обнаружена нижняя часть коринфской капители с мягким аканфом — аканф этого типа, как и профилированные мраморные плиты из алтаря был массовой продукцией проконнесских мастерских в последние десятилетия V века и в первой половине VI века . Анализ литургических аспектов храма также позволяет отнести его создание к ранневизантийскому времени . Н. И. Бармина полагает, что самый ранний храм мог быть построен в IV веке, а не ранее начала VII века на его месте сооружается однонефная церковь и крещальня (не позднее VI века датируется и известняковая капитель из крещальни местной работы в ранневизантийском коринфском стиле ). Ранее существовала версия, что первоначальный храм был перестроен в однонефную базилику не ранее начала VII века , либо в VIII веке , но в работе 2017 года Н. И. Бармина высказала мнение, что большой трёхнефный храм возник лишь в IX—XIII веке на месте ранней и более скромной церковной постройки , разрушенной при захвате Мангупа хазарами в VIII веке . Трёхнефный храм, в свою очередь, согласно Барминой, был полностью разрушен в конце XIV века, а князь Алексей восстановил лишь южный неф, превратив его в подобие дворцовой часовни, расписанной фресками (известно, что ранний храм, украшенный многочисленными мраморами, погиб в пожаре ). По мнению А. Г. Герцена в 1420-е — 1430-е годы, в правление князя Алексея, базилика была возобновлена в полном объёме (два ряда восьмигранных колонн из местного известняка, украшенные «сельджукскими» мотивами и алтарная преграда в южной апсиде относятся историками к позднему периоду базилики ). В связи со строительством в то же время недалеко княжеского дворца, восстановленный храм должен был, кроме чисто церковных, реализовывать и представительские функции: значительно перестраивается стена у главного входа, портал которого украшается сложной резьбой, как парадный вход для князя в соответствии со вкусами эпохи. После захвата Мангупа турками в 1475 году в облике базилики также происходили изменения: К южному нефу пристраивается алтарная апсида, перенесённая из другого храма, которая украшается архитектурными деталями, выполненными в новом стиле, в южной галерее строятся помещения с двумя смежными комнатами . К началу XVI века базилика пришла в окончательный упадок . Польский дипломат Мартин Броневский в 1578 году храм уже не упоминает .