Interested Article - Северный монастырь

Северный монастырь — пещерный монастырь, расположенный на обрыве западного склона мыса Чуфут-Чеарган-бурун в балке Табана-Дере, вблизи Главной линии обороны Мангупа . Создан в начале XIII века, расцвет обители приходится на эпоху княжества Феодоро XV века, включает в себя пещерную церковь и 6 сопутствующих помещений, расположенных в три яруса.

Описание

Церковь, расположенная в 15 м к от калитки крепостной стены, почти квадратная, с апсидой конхиальной формы , ориентированной почти на восток. Вход находится в южной стороне, в западной стене сохранилась часть арочного окна. Размеры нефа 2,9 на 2,86 м, апсиды — 1,7 на 1,7 м и 2,0 м высотой. Скала в апсиде тщательно обработана и, судя по следам, была оштукатурена известковым раствором . Вдоль стены апсиды расположен довольно низкий (20 см) синтрон , в центре которого вырублено прямоугольное углубление по престол . У северной стены в полу — две вырубленные гробницы, а над ними в самой стене устроена гробница в аркообразной нише (аркосолий). Над аркой находится пятистрочная греческая строительная надпись (шириной 60,0 см и высотой 26,0) 1224/1225 года; сохранившиеся слова в переводе гласят

В 6733 году. Строится ныне … господином… все…ейшим иеромонахом и …

Историк и востоковед А. Ю. Виноградов считает, что, возможно, в 1220-е годы храм создавался как погребальный , А. Г. Герцен также относит возникновение монастырского комплекса к началу XIII века.

Кроме церкви, в комплекс монастыря входило шесть небольших вырубленных в скале помещений в трёх ярусах, в одной из пещер которого сохранились фрагменты надписи 1220/1221 года ( В 6729 году… ) .

Помещение № 4 (по нумерации А. Г. Герцена, с верхнего яруса вниз ), прямоугольное нижнее, с двумя ступенями перед дверным проёмом, выполняло роль входного тамбура. Перед ним был порог из двух ступеней. Судя по вырубленным в южной стене проушинам для привязывания животных и также вырубленному корытцу-яслям в юго-западном углу, оно могло служить стойлом для скота. В юго-восточном углу пещеры две вырубки округлой формы, в северной стене — проём, за ним лестница из 6 ступеней, ведущая в пещеру следующего, верхнего яруса (помещение № 3).

Помещение № 1 , в третьем ярусе, прямоугольное, со скругленными углами и входом по 6-ти ступенчатой лестнице через люк из расположенной ниже пещеры № 4. В центральной части восточной стены на двух уровнях расположены две неправильной формы ниши, над входным люком — большая ниша прямоугольной формы, напоминающая внутристенные усыпальницы.

Помещение № 2 соединяется с предыдущим узким проходом по краю обрыва, имеет форму прямоугольника со скругленными углами. В полу в южной части пробит прямоугольный люк в расположенное ниже помещение № 3.

Помещение № 3 , прямоугольная в плане пещера 2 «этажа», в его северной части — сдвоенное гнездо для пифосов, имеются вырубки в стенах для крепления неких деревянных конструкций.

Помещение № 5 расположено выше церкви к востоку от неё. В полу имеется несколько прямоугольных вырубок, в западной стене два дверных проёма и два окна, в южной стене — арочная ниша, у западной — остатки скальной скамьи.

Помещение № 6 расположено к юго-востоку от пещеры № 5 на том же уровне, имеет форму овала и по устройству похоже на скальные склепы, каковым, возможно, и было изначально, впоследствии приспособленное под келью.

История изучения

Первым учёным, упомянувшим пещеры (ещё не знавшим, что это монастырь), был Пётр Паллас в 1793 году , первый схематичный план церкви опубликован А. Поповым в 1888 году в книге «Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности…» , в 1912 году пещеры были расчищены и обследованы экспедицией под руководством Р. Х. Лепера . Надписи из монастыря на средневековом греческом языке освещался В. В. Латышевым в 1918 году . В 1975 году экспедицией Симферопольского университета были проведены раскопки в районе монастыря: были обмерены пещерные сооружения комплекса, зафиксирована надпись на стене церкви, но, в общем итоге, исследования дали очень мало находок для понимания истории обители.

Примечания

  1. Этот объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. Виноградов А. Ю. Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini. Дата обращения: 8 апреля 2022. 15 февраля 2022 года.
  3. Виноградов А. Ю. Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini. Дата обращения: 8 апреля 2022. 15 февраля 2022 года.
  4. А. Г. Герцен . Крепостной ансамбль Мангупа // Материалы по археологии, истории, этнографии Таврики : журнал. — Симферополь, 1990. — Вып. 1 . — С. 89—166 . — ISBN 5-7780-0291-2 . — ISSN .
  5. Пётр Симон Паллас . = Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 / Борис Венедиктович Левшин . — Российская Академия наук. — Москва: Наука, 1999. — С. 64. — 244 с. — (Научное наследство). — 500 экз. ISBN 5-02-002440-6 . 4 февраля 2021 года.
  6. Попов, Александр Николаевич. IV.Четвёртый день экскурсии // . — Симферополь: Таврическая губернская типиография, 1888. — С. 116—117. — 131 с. 19 апреля 2021 года.
  7. Лепер Р. Х. // Известия Императорской Археологической комиссии. : журнал. — 1913. — Т. 47 . — С. 76 . 5 марта 2022 года.
  8. Латышев В. В. Новыя христианския греческия надписи из Крыма // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии . — Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1918. — Т. 54. — С. 21. — 400 с. 5 марта 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Северный монастырь