Interested Article - Храм Константина и Елены (Мангуп)

Церковь Константина и Елены — руины православного храма XV—XVII веков в Крыму , на месте средневекового города Дорос (Мангуп) . Расположены в центральной части плато, в верховье оврага Гамам-дере. Однонефная базилика , размерами 7,3 м на 4,5 м; вероятно, была кладбищенской церковью — в церкви и вокруг неё обнаружено 175 захоронений. В настоящее время остатки стен местами сохранились на высоту до 2 м.

Вебель М. Б. Мангуп. Развалины греческой церкви. 1853 г.

Церковь, по мнению историков, была построена в 1427 году: время строительства храма известно из греческой надписи на плите белого мрамора (9¾ вершка (около 43,3 см) высотой, 1 аршин 13,½ вершка (131,1 см) шириной и чуть более 3 вершков толщиной), которая, в русском переводе, гласит

Построен храм сей с благословенной крепостью, которая ныне зрится, во дни господина Алексея, владетеля Феодоро и поморья и ктитора святых славных, боговенчанных, великих царей равноапостольных Константина и Елены в месяце октябре, индикта шестого, лета 6936

Место и время обнаружения плиты не установлено, предполагается, что она была найдена между 1803 и 1805 годом : впервые была опубликована П. И. Сумароковым , во II томе труда «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» , причём А. Л. Бертье-Делагард , говоря о рисунке Сумарокова, утверждал, что путешественник видел её не в стене церкви, а уже снятою, в каком-то другом месте, поскольку с установленной плиты такой подробный рисунок сделать невозможно . По данным И. А. Стемпковского , сообщённым Петром Кеппеном , артефакт находился в Инкермане , откуда был вывезен в имение таврического губернатора А. М. Бороздина . Ф. А. Браун при археологических работах 1890 года обнаружил встроенную в одну из башен мраморную плиту, на которой, после извлечения, оказались остатки греческой надписи , относимой историками к концу XIV — началу XV века и происходящей из храма Константина и Елены . Считается, что Церковь Константина и Елены была последним действующим христианским храмом Мангупа . Храм был разрушен после падения Мангупа в 1475 году, но, впоследствии восстановлен и действовал до XVII века — польский дипломат Мартин Броневский в 1578 году ещё видел сохранившуюся церковь и оставил об этом соответствующую запись

Теперь остались там только греческая церковь Св. Константина и другая Св. Георгия, совершенно ничтожные

Церковь отмечена на обоих планах Мангупа, выполненных русскими топографами в 1780-е годы, в числе трёх греческих или христианских церквей, как они обозначены в экспликациях к чертежам. О росписи храма упоминал в 1793 году П. С. Паллас

…можно ещё рассмотреть сохранившиеся иконы святых, писанные красками на стенах, и в одной — прекрасный образ Марии

Примечания

  1. Этот объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. Латышев В. В. // . — Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1896. — С. 51—53. — 143 с.
  3. Сумароков, Павел Иванович . . — Санкт-Петербург: Императорская типография, 1805. — Т. 2. — С. рисунок 20. — серия= с. 5 ноября 2021 года.
  4. А. Л. Бертье-Делагард . Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма // . — Одесса: Типография Алексомати, 1888. — Т. XIV. — С. 190. — 815 с. 5 марта 2022 года.
  5. Пётр Кеппен . . — СПб. : Императорская академия наук, 1837. — С. 95, 220. — 417 с. 31 января 2022 года.
  6. Браун Ф. А. Рукописный отчет о раскопках на Мангупе // . — Санкт-Петербург: Издательство Императорской Археологической комиссии, 1893. — С. 19—20. — 133 с. 18 июня 2022 года.
  7. А.Г. Герцен . // Таврические духовные чтения. Материалы международной научно-практической конференции к 140-летию открытия Таврической духовной семинарии : сборник трудов конференции. — 2013. — Т. 2 . — С. 310 . 22 марта 2022 года.
  8. Мартин Броневский . Описание Крыма (Tarlariae descriplio) Мартына Броневского // / Шершеневич И. Г. (переводчик). — Одесса: Типография Алексомати. — Т. VI. — С. 333—367. — 647 с. 27 октября 2014 года.
  9. А.Г. Герцен , В. Е. Науменко , Т. Ю. Шведчикова. Археологические исследования некрополей Мангупского городища. Антропологические исследования материалов из раскопок некрополей Мангупского городища. // / А.И. Айбабин. — Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. — С. 56—109, 143—145. — 272 с. — 300 экз. ISBN 978-5-4469-1341-1 . 11 февраля 2022 года.
  10. Пётр Симон Паллас . = Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 / Борис Венедиктович Левшин . — Российская Академия наук. — Москва: Наука, 1999. — С. 64. — 244 с. — (Научное наследство). — 500 экз. ISBN 5-02-002440-6 . 4 февраля 2021 года.
Источник —

Same as Храм Константина и Елены (Мангуп)