Робертины
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Кильсе-тубю (также Церковь на поляне Кильсе-тубю ) — пещерный храм XIV—XV века, расположенный в ближайшей округе Мангупа , расположенный в отдельно стоящем обломке скалы на склоне балки Корув-дере («Заграждённый овраг»), или Кильсе-дере («Церковный овраг») на южном склоне массива Чардаклы-баир, напротив мыса Чамну-бурун в верховьях Каралезской долины . Название памятника Н. И. Репников передавал, как Кильсе-тубе , ошибочно полагая, что должно быть Кильсе-тепе — «Пещерный храм» , поскольку топонимические словари трактуют «тубе — тубю», как «низ, дно» .
Пещерная церковь на поляне Кильсе-тубю, внутренними размерами 5,34 на 2,8 м и высотой до 2,4 м, вырубленная в скальном останце высотой до 5,0 м — одно нефный храм с одной апсидой , состоит из двух основных литургических зон — алтаря и нефа ( наоса ). Вход расположен в северной стене церкви; в настоящее время он значительно разрушен и частично заделан каменной кладкой из необработанных камней, но сохранились пазы для установки деревянной дверной коробки. Пол (предполагается, что во время функционирования храма он был деревянный) и потолок, неровные, с выбоинами. Размеры немного закруглённой апсиды, ориентированной на юго-восток — 2,0 на 2,5 и на 2,0 м. В апсиде, в 40 см от юго-восточной стены, вырублены четыре небольших квадратных гнезда по краям и одно в центре под прямоугольное основание престола (60 на 40 см) . Авторы работы «Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии» считают, что единственное возможное место для размещения протесиса ( жертвенника ) в храме — окно в северной стене апсиды. Это, а также наличие росписи, позволяет отнести храм к периоду VIII—XII века .
Алтарная часть была украшена фресками с изображением сцены Деисуса — изображения Иисуса Христа на троне в центре, по его сторонам — св. Иоанна Предтечи и Богоматери со свитком с остатками надписи греческими буквами. На сегодняшний день роспись практически не сохранилась, фрагментами просматривается на площади около 3 м² — следы изображения Богоматери со свитком. При обследовании в 2018 году Ю. М. Могаричёвым и А. С. Ергиной было установлено, что фрески недавно были кем-то «вымыты» водой с применением губки от копоти, в результате чего произошло отслоение штукатурного слоя от скальной основы, красочный слой орнамента стал тусклый, остался лишь подмалевок, в ряде мест роспись уничтожена полностью. На стенах внутри помещения имеются значительные трещины, в юго-западной части потолка образовался провал, что свидетельствует о возможном скором разрушении памятника. .
Памятник известен с 1870-х годов, однако, его комплексного архитектурно-археологического изучения никогда не проводилось. Единственное описание храма было составлено в 1939—1940 годах Н. И. Репниковым , обследовавшим памятник в процессе археологических разведок, проводившихся сотрудниками
Эски-Керменской археологической экспедиции . Учёный предварительно датировал церковь периодом в пределах конца XIV — начала XV века.
…в одиночном камне пещерный храм, прямоугольный в плане формы. В северной стене прорублено большое квадратное окно, а в западном конце сильно разрушенная дверь, имевшая деревянную коробку (пазы). В апсиде остатки сильно закоптевшей фрески — Деисус на синем фоне. Опушка широкой киноварной каймой. Христос, сидящий на престоле. Богоматерь и Предтеча в рост. Время стенописи — конец XIV или самое начало XV в
В 1996 году А. Г. Герценым и Ю. М. Могаричёвым выполнены внутренние обмеры памятника, но без его полной расчистки; археологи также определили возраст памятника XIV—XV веком . Ниже храма располагалось небольшое поселение, по находкам керамики датированное Репниковым XIII—XV веком. Также им был обнаружен гончарный водопровод «…из хорошо обожжённой глины, жёлтого цвета», идущий в район храма сверху по дну оврага .