Interested Article - Миф двадцатого века

Миф двадца́того ве́ка ( нем. Der Mythus des zwanzigsten Jahrhunderts ) — книга Альфреда Розенберга , одного из главных идеологов Национал-социалистической немецкой рабочей партии и редактора нацистской газеты Völkischer Beobachter . Впервые опубликована в 1930 году .

Книга была для нацистов второй по важности после « Майн кампф » Адольфа Гитлера . Розенберг существенно повлиял на Гитлера, и, как считается, многое в «Майн кампф» было пересказом его идей .

История

В книге Розенберг пытался дать всестороннее обоснование превосходства « арийской расы » над всеми остальными народами, излагая суть идеологии национал-социализма . Книга написана под углом идей о доминировании в истории, политике и общественной жизни мотива этнической принадлежности, причём многие положения взяты из произведения Адольфа Гитлера « Моя борьба ». В рамках нацистской идеологии народы делятся на «здоровые» и «нездоровые», отрицательные общественно-исторические явления объясняются смешением рас и засильем евреев, « упадническое искусство » противопоставляется « арийской культуре » и т. д. Часть книги занимают нападки на христианскую церковь . Розенберг не только яростно критикует церковь за космополитизм и неприятие расовых теорий, но и вообще ставит под сомнение саму доктрину христианства, предлагая взамен прийти к « новому язычеству » .

Альфред Розенберг в 1939 году

Книга стала вторым в Германии политическим бестселлером после «Моей борьбы». В 1937 году Розенберга наградили «Национальной премией». Благодаря поддержке нацистов было продано более миллиона экземпляров книги к 1944 году. Однако Адольф Гитлер , как утверждается, никогда не читал эту книгу . В своих воспоминаниях Альберт Шпеер писал:

Официально эта книга считалась учебником по идеологии, хотя в « беседах за столом » Гитлер без обиняков говорил, что это малопонятный бред, написанный самоуверенным прибалтом.

С самого начала критиками отмечались многочисленные искажения Розенбергом исторических фактов. В ответ он называл учёных «коллекционерами фактов», лишёнными творческой фантазии. Как и его вдохновитель Хьюстон Чемберлен, Розенберг не имел исторического или антропологического образования . Истина для Розенберга состояла в том, что соответствовало интересам «органического расово-народного мировоззрения». Розенберг приходил к выводу, что миф сам будет создавать факты. Среди нацистских лидеров Розенберг был одним из самых главных противников Советской России, и под его влиянием Гитлер пришёл к идее колонизации славянских земель, в частности, аннексии Украины .

Содержание

  • Книга первая «Борьба ценностей»
    • Часть первая «Раса и её душа»
    • Часть вторая «Любовь и честь»
    • Часть третья «Мистика и действие»
  • Книга вторая «Сущность германского искусства»
    • Часть первая «Расовый идеал красоты»
    • Часть вторая «Воля и порыв»
    • Часть третья «Стиль личности и целесообразности»
    • Часть четвертая «Эстетическая воля»
  • Книга третья «Грядущая империя»
    • Часть первая «Миф и тип»
    • Часть вторая «Государство и поколения»
    • Часть третья «Народ и государство»
    • Часть четвертая «Нордическое германское право»
    • Часть пятая «Германская народная церковь и школа»
    • Часть шестая «Новая государственная система»
    • Часть седьмая «Единство сущности»

Розенберг писал о необходимости заново переписать мировую историю, стержень которой он видел в вечной борьбе между расами . Все крупнейшие достижения мировой культуры он относил к людям « нордической крови » и осуждал нынешний упадок германской культуры, которую разрушал либерализм. Розенберг связывал творческий дух с расой и отрицал его наличие у тех, кто происходил от смешанных браков . Розенберг рассматривал расу и народ как органическое единство души ( народного духа ) и тела, при котором сам образ мышления человека определялся строением его тела. Учение включало понятие «расовой души». Культуре, тесно связанной с народом, также приписывалась расовая мистическая основа, а национальному характеру — неизменность . Эти идеи обосновывали концепцию тоталитарного режима, сознательно ограничивавшего себя одним идеалом, одной политической партией и одним фюрером . Антиинтеллектуализм Розенберга наиболее явно выражался в призыве отринуть современную цивилизацию, построенную на излишнем интеллектуализме, разрывающим связи человека с природой и расой. Миф, по его мысли, содержал более глубокую истину, чем наука или здравый смысл. Розенберг сознательно строил «миф крови», или «религию расы» с целью создания нового человека и новой цивилизации . Для построения нового мифа Розенберг использовал исландскую « Эдду », германскую « Песнь о Нибелунгах », индийскую Ригведу , греческую « Илиаду ». Однако вопреки этим источникам, не знавшим понятия расы, историософия Розенберга рассматривала историю как борьбу рас .

Розенберг разделял популярную в начале XX века гипотезу австрийского инженера Ханса Хёрбигера о смене земных полюсов, и считал, что в далёком прошлом климат северных широт был значительно мягче. Там существовал обширный континент, связываемый им с легендарной Атлантидой , где возникла одарённая раса голубоглазых и белокурых культуртрегеров-«арийцев». После того, как древний континент ушёл под воду, эта раса распространила свою высокую культуру, включая первую письменность, по всему миру, создавая известные древние цивилизации. Богами «арийцев» были златокудрый Аполлон и воинственная Афина Паллада . Примордиальный культурный центр на далёком Севере был центральной идеей мистического Общества Туле , с которым Розенберг был связан в 1919—1920 годах . С этим обществом также были связаны многие другие ключевые фигуры будущей НСДАП. Главным мифом Розенберг считал солнечный миф, который, по его мнению, происходил с далёкого Севера, где сезоны года были ярко выражены и значение солнечного тепла и света осознавалось особенно явственно . Затем, по Розенбергу, азиатские расы перешли в наступление из своих центров в Малой Азии, и последовал упадок «нордической расы», причиной которого было межрасовое смешение, согласно одной из основных идей расизма, порождающее неполноценное выродившееся потомство. Это смешение произошло, потому что «арийцы» ввели демократические порядки — послабления в отношении рабов, эмансипацию женщин, помощь бедноте. «Арийские» небесные боги в его книге выступали против малоазийских земных богов. Упадок «нордической расы» также определяла смена прежних светлых патриархальных богов на привнесенные из Азии образы богинь со змеями .

Розенберг относил к «нордической расе» амореев (в действительности семитоязычный народ), что позволило ему объявить «нордическим» первоначальный Иерусалим , позднее захваченный евреями. Эта идея позволила Розенбергу вслед за Хьюстоном Чемберленом считать Иисуса Христа «арийцем» . Розенберг объявлял непримиримую войну христианству, которое не соответствовало «германскому духу» . Он утверждал, что у основ Католической церкви стояли «этрусско-сирийские жрецы» и евреи. Они организовали средневековую охоту на еретиков ведьм, погубив последние остатки исконной «арийской веры» и исконного германского духа. Одним из наиболее пагубных действий Церкви, по Розенбергу, было навязывание всем расам единой религии и единого языка, навязывание «нордической расе» идеи греховности мира, которой у неё изначально не было. Розенберг предрекал, что люди и сама природа восстанут против этого неестественного порядка вещей .

Запрет

В 1948 году Ватикан включил книгу в « Индекс запрещённых книг », установив запрет на распространение подобной литературы среди служителей римско-католической церкви и чтение этой книги под угрозой отлучения. Несмотря на прекращение существования «Индекса» в 1966 году, моральное обязательство католиков не заниматься распространением этой книги осталось.

В Российской Федерации книга внесена в Федеральный список экстремистских материалов под № 1648 решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 15 октября 2012 года (издание 2005 года, выпущенное украинским издательством «Свитовид»).

Русскоязычные издания

  • Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. / Пер. с нем. С. Н. Лобанов. — Таллинн, Shildex, 1998. — 527 с. — ISBN 3-441-10303-8
  • Миф XX века. / Пер. с нем. — Харьков, Свитовид, 2005. — 512 с. — ISBN 3-441-10303-8 ( )

Примечания

  1. Viereck, Peter. Metapolitics. The roots of the Nazi mind . N. Y.: Capricorn Books, 1965. P. 219, 229, 230—231, 243, 252, 273—274.
  2. Лакер У. Россия и Германия. Наставники Гитлера. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1991. С. 102—114.
  3. Gugenberger, Eduard & Schweidlenka, Roman. Die Fäden der Nornen. Zur Machtder Mythen in politischen Bewegungen. Wien: Verlag für Gesellschaftskritik, 1993. S. 153—154.
  4. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // Переходные эпохи в социальном измерении: История и современность. М.: Наука , 2003, с. 351-377.
  5. Lukacs, John (1998). «Introduction to Mein Kampf by Adolf Hitler». Houghton Mifflin Books. ISBN 0-395-92503-7 . Страница 19
  6. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск, Русич, 1997
  7. Cecil, R. The myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi ideology . London: B. T. Batsford, 1972. P. 19, 22, 61—63, 82—83, 90–92, 187—190.
  8. , том 1, глава 3 Нацистский след, раздел «Нордический миф» Альфреда Розенберга, с. 75—82.
  9. Chandler, A. R. Rosenberg’s Nazi myth . N. Y.: Greenwood Press, 1968. P. 6, 18—22, 27, 30—31, 42, 70.
  10. Wiwjorra, Ingo. German archaeology and its relation to nationalism and racism // Margarita Diaz-Andreu, Timothy Champion (eds.). Nationalism and archaeology in Europe. London: UCL Press, 1996. P. 168.
  11. Davies, Alan T. 1981. The Aryan myth: its religious significance // Studies in religion. Vol. 10. No. 3. P. 296—297.
  12. Fest, J. C. The face of the Third Reich . London: Penguin Books, 1979. P. 254—255, 388—390.

Литература

Источник —

Same as Миф двадцатого века