Фальконе, Этьен Морис
- 1 year ago
- 0
- 0
Аньелло (Аниэлло) Фальконе ( итал. Aniello Falcone ; 15 ноября 1600 , Неаполь — 14 июля 1656 , Неаполь) — итальянский живописец и гравёр эпохи барокко неаполитанской школы , известный баталист , современник Диего Веласкеса , с которым его часто сравнивают за выразительность работ .
Аньелло Фальконе родился в семье живописца и позолотчика Винченцо Фальконе (? —1648) и его жены Джованны де Лука. Он был родственником живописцев и архитекторов Никола и Пьетро Фальконе; его двоюродный дед — скульптор Андреа Фальконе (ок. 1630—ок. 1675), зять — неаполитанский живописец Филиппо Витале .
Аньелло рано проявил свои художественные способности. Учился в Неаполе у Хосе де Риберы , прославился искусством изображать сражения, вследствие чего получил прозвание «Оракул сражений» (Oracolo delle bataglie). Фальконе своими картинами сумел привлечь внимание фламандского коллекционера и торговца Гаспара Ромера . Так Фальконе стал одним из художников, получавших заказы от короля Испании Филиппа IV , владевшего тогда Неаполем, в частности заказ на создание серии картин из древнеримской истории для дворца Буэн-Ретиро близ Мадрида (совместно с Вивиано Кодацци ; дворец не сохранился) .
В своей неаполитанской мастерской Аньелло Фальконе обучал молодых художников приёмам живописи. Среди его учеников были Сальватор Роза , Карло Коппола , Паоло Порпора , Андреа ди Леоне, Доменико Гарджуло .
Убийство испанцами одного из его родственников побудило Фальконе примкнуть к вооружённому отряду, известному под названием «Общество смерти» (Compania della morte) и участвовать в восстании Мазаньелло с целью «убить всех испанцев». После неудачи восстания художник бежал во Францию. Когда Неаполитанское королевство, после почти года революции, вернулось под власть Испании, бывшая мастерская Фальконе перешла к Луке Джордано .
Фальконе вместе с Сальватором Розой отправился в Рим , где его работы заметил Боргоньоне (Фоссано) и стал его другом, а француз уговорил его поехать во Францию, где Людовик XIV стал одним из его покровителей. В конце концов первый министр Жан-Батист Кольбер принял просьбу художника вернуться в Неаполь, где он умер во время эпидемии чумы 1656 года.
Фальконе изображал динамичные и захватывающие сцены сражений, его считают одним из самых выдающихся художников батального жанра за всю его историю. Прозвание «Оракул сражений» дал ему Лука Джордано. Известность художника привлекла к нему внимание аристократических заказчиков, а также благосклонность со стороны церкви и монашеских орденов, например доминиканцев , которые заказывали изображения эпизодов побед христианства над неверными. В эти годы в творчестве неаполитанских художников значительными были влияния Караваджо , что также отразилось на характере произведений Фальконе .
Помимо живописи Аньело Фальконе занимался гравюрой в технике офорта , всего известно около двадцати офортов его работы.
Картины и офорты Фальконе приобретали многие коллекционеры того времени. Помимо Гаспара Румера — принцы Караччоло из Авеллино, Ферранте Спинелли, принц Тарсии, Чезаре Фиррао, принц Сант-Агаты. Гаспар Румер в 1647 году поручил художнику написать фрески на своей «Вилле Бизиньяно» (Villa Bisignano) в Неаполе. Фальконе написал большую «Батальную сцену» и «Истории из жизни Моисея» (эти работы фактически составляют единственные фресковые произведения художника). Картина, изображающая столкновение турок с христианской конницей, входила в коллекцию Людовика XIV во Франции, ныне хранится в парижском Лувре .
Итальянский историк искусства Роберто Лонги , анализируя стиль живописи Аньелло Фальконе на предмет качеств натурализма, выразительности и пафоса, всецело отнёс искусство художника к караваджизму . Р. Лонги также первым сблизил Фальконе с Диего Веласкесом, начиная с изучения картины «Драка в испанском посольстве», созданного севильским живописцем в 1630 году .