Interested Article - Рай, Сатьяджит

Сатьяджит Рай ( бенг. সত্যজিত রায় или бенг. সত্যজিৎ রায় (инф.) , англ. Satyajit Ray ; 2 мая 1921 , Калькутта 23 апреля 1992 , там же) — крупнейший индийский кинорежиссёр , сценарист , детский писатель, композитор , продюсер , издатель, кинокритик , иллюстратор. Первый индийский лауреат премии «Оскар» . Автор музыки ко многим своим фильмам.

По собственному признанию, Рай был очарован кино будучи студентом колледжа, а большую часть его таланта составляет результат неоднократных просмотров фильмов известных классических режиссёров — Джона Форда , Феллини , Витторио Де Сика , Орсона Уэллса .

После выхода на экран фильма « Песнь дороги » (1955) провозглашён создателем неореалистичного направления в индийском кино . Именно с этого фильма началась одна из самых блестящих режиссёрских карьер не только в Индии , но и во всём мире.

Является одним из трёх режиссёров, которые более одного раза получили приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале .

Биография

Предки Сатьяджита Рая прослеживаются по меньшей мере на десять поколений .

Сатьяджит Рай родился 2 мая 1921 года в Калькутте в известной семье. Он был единственным сыном Сукумара Рая и внуком видного мыслителя из движения Брахмо Самадж . Когда ему исполнилось 2 года умер его отец и Рай с матерью переехал жить к родственникам. В детстве он рос замкнутым и молчаливым ребёнком.

Семья Рая была бедной, поэтому его мать вынуждена была искать деньги, чтобы послать Сатьяджита учиться в Президентский колледж Калькуттского университета , в котором учился и его отец Сукумар. В колледже Рай изучает экономику, физику и другие науки. Там он всерьёз начал увлекаться западной классической музыкой и кино. Рай не только просматривал фильмы, но и читал специальную литературу посвящённую кинематографу. В 1940 году Сатьяджит с отличием окончил колледж и поступил в , основанный Рабиндранатом Тагором в городе Шантиникетан . Там он почти два года изучал графику. Среди его учителей были известные художники Нондолал Бошу и Бинод Бихари Мукерджи .

В 1942 году Рай, обеспокоенный приближением Второй мировой войны , бросил учёбу и вернулся домой, где устроился работать в рекламное агентство . На протяжении десяти лет он работал в рекламном агентстве, пройдя путь от простого графика до художественного руководителя.

В 1947 году совместно с Чидананда Гуптой он создал первый в стране киноклуб, который впоследствии посещали многие известные люди. Одним из этих посетителей был известный французский режиссёр Жан Ренуар , у которого Рай работал ассистентом на съёмках фильма « Река » .

В 1948 году Рай женился на своей двоюродной сестре Биджойе .

Творчество

Начало карьеры. Трилогия об Апу

Находясь в командировке в Лондоне Рай смог посмотреть огромное количество фильмов. Самое большое впечатление на него оказали работы режиссёров итальянского неореализма . Тогда он решает экранизировать роман бенгальского классика Б. Бандьопадхяя «Песня дороги», который рассказывает о жизни обычной деревенской семьи.

Вернувшись домой, Сатьяджит делится своим планами с Ренуаром . Он получает поддержку и одобрение известного режиссёра. В 1952 году Рай приступает к съёмкам фильма, которой принесёт известность и славу не только Раю, но и его стране. Съёмки сопровождались финансовыми трудностями, но при поддержке правительства Западной Бенгалии Раю удалось закончить дебютный фильм.

« Песнь дороги » («Патер Панчали») вышел на экраны в 1955 году . В течение восьми недель фильм собирает аншлаги в кинотеатрах. Вот как критики писали о молодом режиссёре, который стал лицом индийского кинематографа:

Его бесхитростный глаз видит жизнь и людей. Композиция его кадров столь виртуозна, что её можно сравнить с манерой немногих выдающихся режиссёров во всей истории мирового кино… Но не в ракурсах камеры и не в монтаже планов кроется главный секрет его успеха. Сила Рея — в той легкости, с которой он проникает в самое нутро своих героев и показывает, что происходит в их умах и сердцах.

Мусский И. А. «100 великих режиссёров»

При содействии Джавахарлала Неру фильм был показан на Каннском кинофестивале 1956 года, где его встретили овациями и удостоили приза «Лучший человеческий документ года». Так индийское кино стало известно во всём мире. « Песнь дороги » — первая часть трилогии об Апу, которая является одной из жемчужин мирового кино.

На фоне неожиданного успеха Рай снимает вторую часть трилогии, посвящённой взрослению и вхождению в большой мир деревенского мальчика Апу. В 1956 году выходит фильм « Непокорённый ». Картина отмечена многими престижными премиями — венецианским « Золотым львом », американским «Золотым лавром» и многими другими наградами.

Заключительная часть трилогии создана Раем в 1959 году. Она называется «Мир Апу». Фильм получил «Золотую медаль» президента Индии. Кроме того, « Мир Апу » был назван лучшим иностранным фильмом года в США и отмечен призом Эдинбургского кинофестиваля . Существует предположение, что в образе Апу Рай вывел молодого Р. Тагора . Он показал порывы и сомнения его души в процессе овладения творчеством. «Трилогия об Апу» — признанная классика авторского кинематографа.

1960-е годы

Большинство фильмов, снятых Раем на заре режиссёрской карьеры, посвящены сложным проблемам семейных отношений. Данная тема была продолжена бенгальцем в фильмах « Канченджанга » ( 1962 ), и в социальной мелодраме « Большой город » ( 1963 ).

В 1964 году, по повести Тагора «Разрушенное гнездо», Рай снимает фильм « Чарулата ». По мнению критиков, «Чарулата» — самое совершенное творение режиссёра. По признанию самого режиссёра это единственный исторический фильм, который ему удался.

За фильмы «Большой город» ( 1963 ) и «Чарулата» ( 1964 ) он получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале .

Известно, что Рай был ярым противником насилия богатых над бедными и оправдывал сопротивление последних. В 1966 году он призывал прекратить репрессии в отношении голодающих бенгальцев . Позже на центральной площади Калькутты Сатьяджит зачитал заявление деятелей индийской культуры, в котором осуждалась война во Вьетнаме .

Его творческая деятельность не ограничивалась одной лишь режиссурой. Рай писал сценарии и музыку к своим фильмам. Он автор многочисленных рассказов и романов на бенгальском языке. Сатьяджит создал героя по имени Продош Миттер (прозванный Пхелу), который стал любимцем бенгальцев. Огромный успех имели его песни, которые он сочинил для своей фольклорной дилогии « Гупи поет, Багха танцует » (1968) и « Королевство алмазов » (1969). Также Рай занимался книжным дизайном. Ему удалось создать шрифт, названный Ray Roman .

1970—90-е годы

В 1973 году Рай рай снимает фильм «Отдалённый гром». Этой картиной режиссёр завершает путешествие в мир людей, которое он проделал в своих предыдущих фильмах.

«Отдалённый гром» рассказывает о событиях 1942—1943 годов, когда в богатой и плодородной Бенгалии наступил ужасный голод. Яркие, сочные тона, красочный пейзаж, красивые женские лица и сари наполняют фильм картинами мирной жизни. По мере смены событий яркие тона исчезают с экрана и сменяются серыми. Также мрачной становиться природа. Финал выдержан в тёмных тонах. Фильм награждён « Золотым медведем » кинофестиваля в Берлине и « Золотым Хьюго » фестиваля в Чикаго .

В 1978 году Сатьяджит снимает фильм Шахматисты . Это единственный фильм, который был снят им на языке урду и английском. Герои фильма настолько одержимы игрой в шахматы, что потеряли интерес ко всему происходящему вокруг. Фильм получил приз за лучшую режиссуру.

Потом Рай тяжело заболел и долгое время не снимал. В это время он редактирует и иллюстрирует детский журнал «Шондеш».

Последний фильм режиссёра «Странник» (1991) был встречен с восхищением. Будучи тяжелобольным Рай был награждён премией «Оскар» за вклад в киноискусство .

Умер в 1992 году в Калькутте .

Особенности творчества

В фильмах Рая показаны самые различные проблемы жизни индийского народа. Например, крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за гражданские права .

Семья

Дед — Упендракишор Рай (Рай Чоудхури) — известный индийский издатель, музыкант, детский писатель.

Отец — Сукумар Рай (1887—1923) — индийский писатель, классик литературы на языке бенгали, фотограф и мастер литографии. Автор юмористических и детских стихов, рассказов, пьес .

Жена — Биджойя Рай (1917—2015).

Факты

Во время создания фильма «Песнь дороги» Рай пережил финансовый крах. Он был вынужден заложить фамильные драгоценности жены, чтобы профинансировать съёмки.

Считал своим наставником великого философа и гуманиста Рабиндраната Тагора , который был другом его дедушки .

Однажды известный продюсер Дэвид Селзник приглашал его в Голливуд, чтобы обговорить с ним возможность создания индийского варианта «Анны Карениной». Селзник видел Рая не только как режиссёра фильма, но и как исполнителя роли Вронского . Рай ответил отказом.

Награды и премии

Рай — один из трёх режиссёров, сумевших получить «Серебряного медведя» за режиссуру более, чем один раз . Он был вторым кинодеятелем после Чарли Чаплина , награждённым почётной докторской степенью в Оксфордском университете . Ниже приведён неполный список его наград:

Кроме того, Рай был награждён несколькими государственными наградами, отмечен специальными призами различных киноорганизаций. Ему присвоены докторские степени в некоторых университетах Индии и мира .

В 1992 году голосование критиков Sight & Sound поместило Рая на 7 место в списке лучших 10 режиссёров всех времён, сделав его самым высоко оценённым азиатским кинодеятелем в списке . В 2002 году голосование критиков и режиссёров Sight & Sound поставило Рая на 22 место в списке величайших режиссёров всех времён , что делает его четвёртым среди азиатских режиссёров в списке . В 1996 году журнал Entertainment Weekly поставил Рая 25 номеров в своём списке пятидесяти величайших режиссёров . В 2007 году журнал Total Film включил Рая в свой список ста величайших кинорежиссёров во все времена .

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1955 ф Песнь дороги পথের পাঁচালী режиссёр, сценарист
1956 ф Непокорённый অপরাজিত режиссёр, сценарист
1958 ф Философский камень পরশ পাথর режиссёр
1958 ф Музыкальная комната জলসাঘর режиссёр
1959 ф Мир Апу অপুর সংসার режиссёр, сценарист
1960 ф Богиня দেবী режиссёр, сценарист
1961 ф Три дочери তিন কন্যা режиссёр, сценарист
1962 ф Канченджанга কাঞ্চনজঙ্ঘা режиссёр, сценарист
1962 ф Поездка অভিযান режиссёр, сценарист
1963 ф Большой город মহানগর режиссёр, сценарист
1964 ф Чарулата চারুলতা режиссёр, сценарист
1965 ф Трус কাপুরুষ режиссёр, сценарист
1965 ф Святоша মহাপুরুষ режиссёр, сценарист
1966 ф Герой নায়ক режиссёр, сценарист
1967 ф Зверинец চিড়িয়াখানা режиссёр, сценарист
1969 ф Приключения Гупи и Багхи গুপী গাইন বাঘা বাইন режиссёр, сценарист
1970 ф Дни и ночи в лесу অরণ্যের দিনরাত্রি режиссёр, сценарист
1971 ф Противник প্রতিদ্বন্দ্বী режиссёр, сценарист
1971 ф Компания с ограниченной ответственностью সীমাবদ্ধ режиссёр, сценарист
1973 ф Отдалённый гром অশনি সংকেত режиссёр, сценарист
1974 ф Золотая крепость েসানার েকল্লা режиссёр, сценарист
1976 ф Посредник জনঅরণ্য режиссёр, сценарист
1977 ф Шахматисты শতরঞ্জ কি খিলাড়ি режиссёр, сценарист
1979 ф Слава отцу Фелунатху জয় বাবা ফেলুনাথ режиссёр, сценарист
1980 ф Королевство алмазов হীরক রাজার দেশে режиссёр, сценарист
1981 ф Избавление সদগতি режиссёр, сценарист
1984 ф Дом и мир ঘরে বাইরে режиссёр, сценарист
1990 ф Враг народа গণশত্র режиссёр, сценарист
1990 ф Ветви одного дерева শাখা প্রশাখা режиссёр, сценарист
1991 ф Странник আগন্তুক режиссёр, сценарист

Примечания

  1. Satyajit Ray // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  2. Satyajit Ray // (англ.) — 1995.
  3. Satyajit Ray // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. (англ.) — 2007.
  5. Bose B. (англ.) : A Reading of Indian Cinema IU Press , 2008. — Vol. 2, Iss. 1. — P. 35–58.
  6. Часто неверно с английского Рей
  7. . Дата обращения: 6 января 2014. 6 января 2014 года.
  8. Seton, Marie. (англ.) . — Indiana University Press , 1971. — P. . — ISBN 0253168155 .
  9. . Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано из 13 декабря 2013 года.
  10. Мусский Игорь Анатольевич. 100 великих режиссёров. — Москва : Вече, 2008. — С. 96-97. — ISBN 978-5-9533-3061-9 .
  11. . Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано из 29 марта 2013 года.
  12. РЕЙ Сатьяджит // Большой Энциклопедический словарь . — 2000.
  13. РЕЙ Сатьяджит // Энциклопедия кино . — 2010.
  14. . listal (24 ноября 2008). Дата обращения: 19 апреля 2009. Архивировано из 17 октября 2012 года.
  15. Robinson, A (2003). Satyajit Ray: The Inner Eye: The Biography of a Master Film-Maker. I. B. Tauris. ISBN 1-86064-965-3
  16. Сатьяджит Рей / Составитель: ; Вступительная статья Г. Чухрая . — М. : Искусство , 1979. — С. 208. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 25 000 экз.
  17. . Internet Movie Database . Дата обращения: 19 апреля 2009. 17 октября 2012 года.
  18. . Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано из 14 июня 2012 года.
  19. . Дата обращения: 12 сентября 2012. 27 июня 2013 года.
  20. . California Institute of Technology . Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано из 17 октября 2012 года.
  21. Kevin Lee. . Asian American Film Commentary (5 сентября 2002). Дата обращения: 24 апреля 2009. Архивировано из 17 октября 2012 года.
  22. . . Дата обращения: 19 апреля 2009. 17 октября 2012 года.
  23. . . Дата обращения: 19 апреля 2009. 17 октября 2012 года.

Литература о кинорежиссёре

На русском языке
  • Сатьяджит Рей / Составитель: ; Вступительная статья Г. Чухрая . — М. : Искусство , 1979. — 216, [32] с. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 25 000 экз.
  • Рей, Сатьяджит. Наши фильмы, их фильмы: сборник статей всемирно известного индийского кинорежиссера / Перевод с английского А. Г. Софьян. Предисловие, комментарий и примечания А. Г. Софьян. — М. : РИФ «РОЙ», 1999. — ISBN 5-89956-120-3 .
На других языках

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Рай, Сатьяджит