Шидер-Шваленберг
- 1 year ago
- 0
- 0
Теодор Шидер ( нем. Theodor Schieder ; 11 апреля 1908 , Эттинген , Бавария , Германия — 8 октября 1984 , Кёльн , Северный Рейн — Вестфалия Германия ) — немецкий историк.
Теодор Шидер родился в бюргерской протестантской семье. В 1926—1933 изучал историю, германистику и географию в Мюнхене и Берлине . Горячо поддержал захват власти нацистами. В 1934 Шидер переехал в Кёнигсберг ( Восточная Пруссия ), где по рекомендации Эриха Машке в 1935 был назначен на работу в Восточно-Прусское региональное агентство по изучению послевоенной истории («Landesstelle Ostpreußen für Nachkriegsgeschichte»), филиал Тайного государственного архива прусского наследия при Кёнигсбергском университете. Был близок к немецким консервативным историкам, скептически относившимся к Веймарской демократии, в том числе к Хансу Ротфельсу . Вступил в НСДАП в 1937 году . В 1942 году Шидер стал профессором новой истории в Кёнигсбергском университете , позже деканом философского факультета и активным членом Национал-социалистического союза немецких доцентов . В конце 1944 года Шидер вместе с семьей бежал на запад незадолго до прихода в Восточную Пруссию Красной армии .
После войны Шидер поселился в ФРГ , где быстро стал одним из самых влиятельных историков. В 1952 году Шидер возглавил правительственную комиссию по исследованию изгнания немцев из разных регионов Восточной Европы после Второй мировой войны. В 1962—1964 годах ректор Кёльнского университета , с 1965 года — глава исследовательского департамента на факультете истории. Президент Академии наук федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия. В 1967—1972 годах Шидер возглавлял Германский союз историков.
Шидер занимался проблемами истории Польши и Восточной Европы в целом. В 1939 году он защитил хабилитационную диссертацию по теме «Немецкий дух и сословная свобода в Привислинье. Политические идеи и политическая литература в Западной Пруссии от Люблинской унии до разделов Польши (1569—1772/1773)» (Deutscher Geist und ständische Freiheit im Weichsellande. Politische Ideen und politisches Schrifttum in Westpreußen von der Lubliner Union bis zu den polnischen Teilungen, 1569—1772/73). Диссертация была опубликована в Кёнигсберге в 1940. В период правления национал-социалистов Шидер стал одним из основоположников «народной истории», носившей прогрессивный в методологическом и реакционный в политическом отношении характер. Шидер был автором «Меморандума 7 октября 1939 года», призывавшего к изгнанию евреев и славян из Восточной Европы, в частности из Польши, в целях освобождения пространства для немецких переселенцев. Эти идеи легли в основу Генерального плана Ост . Поддержав вторжение в Польшу, Шидер вместе с Вернером Конце консультировал нацистский режим по вопросам осуществления расовой политики в Восточной Европе. В 1940 Шидер подготовил для гауляйтера Эриха Коха отчёты, касавшиеся политических, социальных и этнических аспектов жизни населения территорий, присоединённых к Восточной Пруссии. В послевоенный период Шидер возглавил работу по сбору документации, связанной с историей Vertreibung, изгнания этнических немцев с земель, которые Германия утратила по итогам Второй мировой войны. Результаты работы были представлены в сборниках «Документация об изгнании немцев из Центрально-Восточной и Восточной Европы в 1945—1948 годах» (Dokumentation der Vertreibung der Deutschen aus Ostmittel- und Osteuropa in den Jahren 1945 bis 1948). Шидер наряду с Вернером Конце активно продвигал принципы «социально-исторической науки», призванной обновить методологический аппарат западногерманской историографии. В этой работе ему помогал ряд учеников и сотрудников, впоследствии ставших крупнейшими немецкими историками. Среди них Мартин Брошат, Вольфганг Моммзен, Ханс-Ульрих Велер, Томас Ниппердей, Йорн Рюзен и другие.
В 1998 году Шидер вместе с другими историками (Вернер Конце, Альберт Бракман, Отто Бруннер и др.) оказался в центре споров вокруг концепции Гёца Али , причислившего этих немецких исследователей к «интеллектуальным предшественникам уничтожения» («Vordenker der Vernichtung») . Г. Али, и другие историки молодого поколения возложили на Шидера и Конце ответственность за подготовку идеологических основ нацистской политики в отношении народонаселения Восточной Европы и за Холокост. Во время дискуссии ученики Шидера активно защищали его от критиков. Вольфганг Моммзен обратил внимание на то, что в период Третьего рейха Шидер был молодым человеком и не мог реально влиять на формирование основ нацистской расовой политики . Ханс-Ульрих Велер подчеркивал, что после войны Шидеру был дан «второй шанс», и он радикально дистанцировался от своих прежних взглядов . Споры о масштабах ответственности интеллектуала за политические последствия высказываемых им идей обозначили «разрыв поколений» среди современных немецких историков .