Местр, Ксавье де
- 1 year ago
- 0
- 0
Жозе́ф де Местр ( фр. Joseph de Maistre ; 1 апреля 1753 , Шамбери — 26 февраля 1821 , Турин , Турин ) — савойский католический философ , литератор , политик и сардинский дипломат , основоположник политического консерватизма . Известен как один из наиболее влиятельных идеологов консерватизма в конце XVIII — начале XIX веков . Старший брат Ксавье де Местра (1763—1852).
Жозеф де Местр родился 1 апреля 1753 года в Шамбери , в Савойе , являвшейся в то время частью Сардинского королевства , во французской аристократической семье. Его отец, Франсуа-Ксавье граф Местра ( ), являлся президентом Савойского Сената . Воспитывался в иезуитском колледже .
В 1774 году окончил Туринский университет , где изучал право . В том же году стал членом масонской ложи Шотландского устава Святого Иоанна «Trois Mortiers» (Три Мортиры) на востоке родного ему города Шамбери . Эта ложа была создана в 1749 году под эгидой Великой ложи Англии и была одной из первых масонских лож, созданных в континентальной Европе (за пределами Парижа ); братья ложи включали в свои задачи совмещение своей причастности к масонству со строгой католической верой, кроме того, она отвергала те тезисы, в которых утверждалось, что масонство и мартинизм принимали активное участие в заговоре, приведшем к Революции . Жозеф де Местр оставался членом этой ложи до 1790 года, достигнув должности великого оратора .
В 1774 году вместе с несколькими братьями из Шамбери, с которыми он основал четырьмя годами позже новую ложу «Искренность», он обратился к Жану-Батисту Виллермозу (1730—1824) в Лион за посвящением в мартинизм (он был принят в благодетельные рыцари Святого Града под именем «Josephus a Floribus»), откуда он черпал многочисленные элементы, которые затем мы обнаруживаем в его трудах, а именно: провиденциализм , пророчество, обратимость наказаний и т. д.
Глубоко вовлечённый в жизнь Ордена «Рыцарей благодетелей Святого Града», накануне Вилльгельмсбадского Конвента (1782 год) Жозеф де Местр отправляет занимавшему высокий пост Жану-Батисту Виллермозу свои знаменитые «Мемуары герцога Брауншвейгского ». Кроме того, граф Жозеф де Местр поддерживал дружеские отношения с Луи-Клодом де Сен-Мартеном , которым в высшей степени восхищался, и восхищение его было тем более сильным, что, как он писал своей сестре, он « во всех отношениях отстаивал ортодоксию », откуда и происходила его тяга к мартинизму. Его брат Ксавьер де Местр также был писателем.
В 1787 году, как и его отец, стал сенатором. Первоначально симпатизировал французской революции , но быстро в ней разочаровался . От Франциски Моран Сен-Сюльпис (Morand Saint-Sulpice) имел сына Рудольфа (1789—1866).
После оккупации Савойи французской армией в 1792 году де Местр перебрался в Швейцарию , где начал выступать в качестве публициста , опубликовав «Письма Савойского роялиста» (1793), в которых выступил с критикой сложившегося во Франции режима .
В 1796 году в Лозанне он опубликовал историко-политическую работу «Рассуждения о Франции» («Considérations sur la France»), где изложил собственную концепцию возникновения и развития французской революции .
В 1803—1817 гг. являлся сардинским посланником в России , где опубликовал две свои основные работы, в которых отразилась его полемика с А. С. Стурдзой :
После своего отзыва проживал в Турине , где занимал должности магистратора Турина, а также министра в правительстве Сардинского королевства . Продолжал активно публиковаться, в 1819—1821 гг. вышли его работы:
Скончался 26 февраля 1821 года в Турине.
Уже после его смерти, в 1835 году, в Париже, вышел его трактат « Examen de la philosophie de Bacon » («Рассмотрение философии Бэкона») .
В своих произведениях Жозеф де Местр выступает как философ- провиденциалист . В работе «Размышления о Франции» («Considérations sur la France», 1796) де Местр выдвигает собственную теорию революции , находя её причиной божественный замысел, цель которого состояла в очищении Франции от элементов, виновных в «покушении, совершённом на верховную власть во имя нации» . Такими элементами де Местр считает выродившиеся, по его мнению, либеральное дворянство и духовенство , которые попали под влияние философов Просвещения . Также в главе «О насильственном уничтожении человеческого вида» де Местр апологетизирует войну как неизбежный фактор прогресса , очищающий народы от бесполезных элементов .
В России Жозеф де Местр пробыл 14 лет, поэтому неудивительно, что его творчество нашло своё отражение в работах некоторых представителей социально-политической мысли России .
Прежде всего принято упоминать следующие фигуры: Пётр Чаадаев , который во многом вдохновлялся мыслями де Местра из «Четырёх глав о России»; Ф. Тютчев , М. Н. Катков ; Н. Я. Данилевский , чью концепцию культурно-исторических типов де Местр во многом предвосхитил в своей философии истории; Константин Леонтьев , яркий представитель русского эстетического консерватизма, который также близок де Местру в ряде пунктов учения, включая критику современного состояния Европы; такие представители консервативной мысли, как Константин Победоносцев и Лев Тихомиров .
Философ Исайя Берлин убежден, что де Местр оказал влияние на Льва Толстого ; существуют исследования, доказывающие преемственность идей савойского мыслителя в работах Фёдора Достоевского .
В черновиках романа Льва Толстого « Война и мир » Жозеф де Местр дважды упоминается как посетитель салона А. П. Шерер в 1805 году; возможно, он является прообразом виконта Мортемара . Имя де Местра упоминается Львом Толстым в т. IV романа «Война и мир» (ч.3, гл. XIX), где о нем говорится как об одном из «самых искусных дипломатов» эпохи войны 1812 года. Историк Альбер Сорель указал на близкое сходство между взглядами Толстого на войну и рассуждениями в седьмом диалоге Местра «Санкт-Петербургские вечера». В этих рассуждениях подчеркнуты никчемность планов сражения и зависимость результата последнего от духа армии. И эти же мысли у Толстого накануне Бородинской битвы высказывает князь Андрей Болконский . Лев Толстой не раз цитировал в различные годы остроумное замечание де Местра о трудности краткого изложения мыслей: «Извините длинноту этого письма. Я не имел времени сделать его более коротким».
Французский литературовед Эмиль Фаге : «Яростный абсолютист, оголтелый теократ, непримиримый легитимист, апостиль звериного триединства от папы, короля и палача, всегда и везде защитник самого строгого, узколобого, самого непреклонного догматизма, мрачная фигура из средних веков, наполовину учёный доктор, наполовину инквизитор, наполовину палач.»
Эстонский литературовед Александер Аспель (Айовский университет): «Чтобы доказать необходимость религиозной дисциплины и строгого государственного давления, он описывал [в книге „Санкт-Петербургские вечера“] с самыми ужасными красками господствующую роль зла в человечестве. Кровь должна литься с древнейших времён. Но всё это поставлена Божественным Предвидением. Войны и палачи исполняют его волю.»
Де Местр — один из героев романа Юрия Тынянова «Пушкин» (1936).