Interested Article - Жизнь и смерть дворянина Чертопханова

«Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» — советский двухсерийный художественный телефильм производства « Беларусьфильм ». Драма режиссёра Виктора Турова по мотивам рассказов Ивана Тургенева «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова» и «Певцы» из цикла « Записки охотника » .

Сюжет

Главный герой фильма — дворянин Пантелей Еремеевич Чертопханов, небогатый помещик из обедневшего старинного рода, отличающийся гордым и неуживчивым характером.

На похоронах своего дальнего родственника, богатого барина, Чертопханов заступился за Тихона Ивановича Недопюскина, получившего по завещанию барина небольшую деревню Бесселендеевку с 22 крестьянами, над которым издевались другие наследники умершего. После этого происшествия Чертопханов и Недопюскин, скромный и нерешительный человек, становятся близкими друзьями. Также в доме Чертопханова живёт молодая женщина Маша, которую Чертопханов считает неофициальной женой.

Однажды на ярмарке Чертопханов спасает Мошеля Лейбу от избивавших его крестьян. В благодарность Лейба недорого продаёт Чертопханову отличного коня, которого Чертопханов называет Малек-Аделем.

Однако счастливая жизнь Чертопханова продолжалась недолго. Сначала от Чертопханова, несмотря на его уговоры, уходит Маша, а затем, тяжело заболев, умирает единственный друг Чертопханова, Недопюскин. Отправившись в трактир после смерти друга, Чертопханов становится свидетелем замечательного соревнования двух певцов – Якова Турка и Рядчика.

Вскоре Чертопханов лишается и своего любимого коня, которого ночью крадут из стойла. Чертопханов вместе с Мошелем Лейбой отправляются на поиски первого хозяина коня, который, по мнению Чертопханова, и украл его.

Вернувшись через некоторое время с конём, Чертопханов ненадолго обретает душевный покой, но, обнаружив, что он ошибся и что приведённый им конь не Малек-Адель, окончательно теряет волю к жизни, начинает горько пить и вскоре умирает.

В ролях

Съёмочная группа

Отзывы

Кинокритик Леонид Павлючик назвал картину одним из «бесспорных завоеваний «Беларусьфильма» в экранизации классики» и одной из «самых тонких и вдохвновенных интерпретаций И. С. Тургенева» в истории советского кинематографа. По его словам, она стала исповедью для режиссёра :

В этом фильме, может быть, произошло наиболее гармоничное слияние лирической интонации, которая всегда пронизывает его фильмы, с миром природы, полным глубокой поэзии, с миром тургеневских образов, овеянных неким загадочным флёром. Но и этот мир, такой на первый взгляд ясный и умиротворённый, оказывается насквозь конфликтным, его пронизывают токи каких-то грядущих потрясений... Драма Чертопханова — это драма безверия, драма «лишнего» (или «преждевременного»?) человека — драма одинокого бунтаря, не знающего, против кого бунтовать. Это драма «русского Дон Кихота » (так определил свою актёрскую задачу... Бабкаускас)».

Обозреватель газеты « Вечерний Минск » М. Пушкина оценила фильм как один из этапных в творчестве Турова, его самое серьёзное размышление о смысле жизни: «Герой фильма, остро ощущая красоту жизни, гармонию природы, не может в то же время обрести душевного равновесия, не находит приложения собственным силам. Ни один герой туровских картин не находился в таком разладе с самим собой, в конфликте с окружающим миром» .

Киновед отмечал сходство с фильмом Сергея Соловьёва « Станционный смотритель » :

«Картина Виктора Турова... кажется более затянутой, в ней заметны сбои вкуса, разностильность актёрского исполнения. Но и здесь в основе всего та же разлитая в воздухе непонятная и тревожная тоска, боль, недосказанность... В [названных фильмах]... упор сделан на то, что за сюжетом: авторы оставляют простор для поэтических раздумий, избегая дидактики, готовых выводов. Потому так значимо в фильме то и дело возникающее закадровое пение... высокий и чистый голос, как будто рвущийся из тесноты на простор».

Евгений Сергеев, также проводя параллели с картиной Соловьёва, где «присутствует Белкин , хотя бы по временам приобретающий право голоса», не обнаружил в экранизации Турова личности рассказчика. Режиссёр, по его мнению, заменил «рассказ свидетеля событий показом самих событий», оставив лишь диалоги и сюжет, который приходилось постоянно корректировать, и в итоге создал просто ещё одну вариацию на тему тургеневских образов :

«Но в новеллах Тургенева герои, их отношения, поступки, слова, манеры, их быт, окружающая природа — всё живёт только в восприятии рассказчика, наполняет его симпатиями и антипатиями, его иронией и лиризмом... Камера периодически пристально вглядывается в луга, поля, перелески, рассматривает дорогу, пашню, одуванчик... Да вот ведь странность: глядя на эти прекрасные, достойные рекламного путеводителя виды, вдруг убеждаешься, что всё-таки лучше один раз услышать от такого рассказчика, как Тургенев, чем сто раз увидеть».

Киновед высоко оценила картину, похвалив её художественные особенности, «тонкое лирическое дарование и мастерство оператора», и подчеркнув, что фильм хорошо смотрелся бы и на большом экране. Вместе с тем, он «ещё раз показал большие возможности телевизионного фильма в лирическом прочтении на экране тончайших нюансов внутренней жизни человека. Это прежде всего актёрский фильм, воздействующий на зрителя при помощи крупных планов героев, раскрывающий лирическое своеобразие прозы И. Тургенева актёрскими средствами» .

Награды

Приз газеты « Советский Узбекистан » режиссёру Владимиру Турову «за лучшую режиссёрскую работу» на V Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов ( Ташкент , 1972) .

Примечания

  1. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич . — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. . — 640 с.
  2. Павлючик Л. В. От исповеди к эпосу : Судьба и фильмы В. Турова. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985. — С. 50—56. — 112 с.
  3. Пушкина М. Разбудить в себе сердце своё... // : газета. — 1986. — 27 октября.
  4. Александр Липков. Жил человек... // Советский экран : журнал. — 1973. — № 7 . — С. 2—3 .
  5. Сергеев Е. А. Перевод с оригинала : Телеэкранизации русской литературной классики. — М. : Искусство, 1980. — С. 76—81. — 200 с.
  6. Становление художественного телефильма. — Минск: Наука и техника, 1976. — С. 120—126. — 197 с.
  7. Игорь Авдеев, Лариса Зайцева. Все белорусские фильмы. Том 2. Игровое кино (1971-1983). — Минск: Беларуская навука, 2000. — С. 10—13. — 299 с. — ISBN 985-08-0348-7 .

Ссылки

(англ.) на сайте Internet Movie Database

Источник —

Same as Жизнь и смерть дворянина Чертопханова