Зов предков (фильм, 2020)
- 1 year ago
- 0
- 0
Культ предков — формы почитания родовых святынь и хранителей, культ семейно-родовых предков. Считалось, что предки ( чуваш. ваттисе́м ) покровительствуют своим живым потомкам-сородичам, поэтому в их честь старались устраивать праздники и проводить обряды .
Главным обрядом, посвящённым предкам, является обряд юпа́ ( чуваш. юпа ирттерни ) — осенние поминовения предков, проводившиеся в месяц юпа́ (соответствует месяцу октябрь ), то есть в месяц поминок (по чувашскому календарю) . В дни осенних поминок ставили постоянный намогильный столб — памятник из дерева или камня, вместо или рядом с временным « салам калакĕ », который ставили во время похорон. Основное место в культе предков занимают жертвоприношения с молитвами ( чуваш. хывни ). Культ предков заключается в погребении по установленным правилам, обычае установления салам калакĕ и памятника ( юпа ), праздниках, связанных со всеобщим поминовением усопших.
Атрибутами обряда являются: скульптура юпа , разжигание огня (костра), танцы на горящих углях, хоровод с песнями ( чуваш. юпа юррисем ), музыкальное сопровождение на скрипке ( гуслях , волынке ) и т. д. На специальном алтаре для свечей «Улчепи» ( чуваш. Уша́ юпи́ ) , когда столб лежал в полном облачении как покойник в избе на постели, и на столбе после его водружения на кладбище, зажигали свечи, поддерживая горение до утра. По представлениям древних, после создания «белого света» предок являлся к живым, его угощали, чтобы сохранить благополучие живых, продлить род. От предков зависело состояние природы, плодородие полей и т. п.
По представлениям древних, умерший человек превращался в предка постепенно, со временем. С культом предков были связаны весенние обряды Калăм , летние — Çимĕк , осенние — Юпа .
Ка́лам ( чуваш. Калăм ) — один из самых значительных праздников, связанных с почитанием духов предков; предновогодняя неделя, начало которой всегда выпадало на среду. Также известен как Мункун . Начиналась с детской игры « хĕрлĕ çăмарта́ » — «красного яйца», распространённый у многих народов Поволжья (ср. с татарско-мишарским : « Кызыл йомырка көне » — «день красного яйца»). В это время взрослое население готовилось к празднику, который начинался с молитвы. Главным участником становится один из старших родственников, чьё положение подчёркнуто уважительное — его сажают на подушку, и он единственный сидит во время молитвы:
Помилуй, аминь, Боже.
Совершаю молитву в честь Калăм ,
Дай мне провести этот год веселясь и играя,
Дай накормить приходящего голодным,
Дай обогреть приходящего озябшим.
Молитву наивных сыновей и дочерей
прими благовейно и благосклонно.
Помилуй, аминь, Боже.
После чего все подходят к порогу двери и три раза преклоняют голову, после чего хозяин обращается к выбранному родственнику со словами: «Пусть старые скирды будут такими же». Важным элементов является ритуальное разделывание гуся .
Си́мек ( чуваш. Çимĕк ) — летний праздник, посвящённый поминовению усопших с посещением кладбищ. Проводился через семь недель после Пасхи в четверг перед Троицей . Полагают, что празднование Симек распространилось не ранее середины XVIII века , но обрядово-ритуальные действия древние. Они включают в себя мытьё в бане лечебными травами и кореньями, обрамление окон, ворот, дверей зелёными ветками (чаще всего рябиновыми ), выпечку блинов, пирогов, приготовление предписанных ритуальных блюд и напитков, закалывание живности, зажжение ритуальных свеч, совершение молитвы и ритуальное кормление усопших дома, посещение кладбища, моление духам предков, принесение даров усопшим (на могильный столб вешали вышитое полотенце, в зависимости от пола покойного — рубашку или — элемент головного убора замужней женщины) и ритуальное кормление на могилах, общая молитва стариков и общее угощение с поминальной песней, музыкой и пляской. Согласно поверью, веселье передавалось на тот свет, к умершим.
Многие атрибуты культа предков, в частности, юпа чувашей и дунайских болгар , аналогичны.