Пирожкова, Вера Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ра Алекса́ндровна Трефи́лова (в некоторых источниках Иванова ; 8 октября 1875, Владикавказ — 11 июля 1943, Париж ) — русская балерина и педагог, артистка Мариинского театра в 1894—1910 годах, в 1921—1926 годах выступала с Русским балетом Дягилева . Была замужем за издателем и коллекционером (1877—1915) и балетоведом Валерианом Светловым (1860—1934) .
Вера Трефилова родилась в артистической семье. Её мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла . Крёстной стала выдающаяся драматическая актриса Мария Савина .
Училась в Петербургском театральном училище , где среди её педагогов были Екатерина Вазем и Павел Гердт . После выпуска в 1894 году была зачислена в кордебалет петербургской труппы Императорских театров . 28 июля того же года участвовала в спектакле, приуроченном к бракосочетанию Ксении Александровны и Александра Михайловича , исполнив партию Амура в « Пробуждении Флоры » на сцене придворного Эрмитажного театра ( Флора — Матильда Кшесинская ).
В 1898 году на премьере балета Льва Иванова « » Трефилова заменила Екатерину Гельцер , но выход прошёл неудачно , оставив её ещё на несколько лет в кордебалете — тем не менее, она выступала в небольших сольных партиях.
Уже работая на сцене, она продолжала брать уроки, занимаясь с такими педагогами, как , Энрико Чекетти , Мори (в Париже), Евгения Соколова , Николай Легат . В 1906 году заняла положение солистки Мариинского театра .
После того, как балерина вышла замуж за издателя и коллекционера (её первый муж А. Бутлер, сын сенатора, был пьяницей и картёжником, и брак долго не просуществовал), она оставила сцену — по требованию супруга, либо из-за обострившихся отношений с режиссёром труппы Николаем Сергеевым . Последним её спектаклем в Мариинском театре стало « Лебединое озеро » 24 января 1910 года. В 1912 году или чуть позднее Соловьёв приобрёл на Лицейской улице , где и поселился с супругой. После его смерти в 1915 году Трефилова пыталась продолжить издание его журнала « Русский библиофил », однако с издательской деятельностью не справилась. Она также попыталась вернуться на сцену, выступив в драматической роли в Михайловском театре .
В 1916 году вновь вышла замуж — третьим мужем стал литератор и балетный критик, редактор журнала « Нива » Валериан Светлов . После революции супруги уехали в Париж . Великолепное собрание Трефиловой книг и балетных гравюр было распродано по частям.
В 1921 году Трефилова получила приглашение от Дягилева исполнить партию Авроры в постановке « Спящей красавицы » во время лондонского сезона его труппы . После этого неоднократно танцевала в « Русском балете », исполняя главные партии в «Спящей красавице», «Лебедином озере», « Видении розы ». Последний раз вышла на сцену в 1926 году .
В Париже у Трефиловой была собственная балетная студия . Среди её учениц — Нина Вырубова , , ( Mary Skeaping ), ( Mari Bicknell ).
Скончалась в Париже во время Второй Мировой войны 11 июля 1943 года .
Трефилова была приверженцем классического балета , отрицая новаторство. Она стала мастером академического танца. Пресса отмечала: «Трефилова — одна из последних классических балерин дофокинского балета. Её танец не ослеплял виртуозной бравурностью, но привлекал законченной гармоничностью, тщательной отделкой каждого движения, мягкой и пластичной кантиленой, выразительной скульптурностью поз» .
Критик Валериан Светлов , в 1916 году ставший мужем балерины, писал о ней: «Мы увидели в ней настоящую, вполне готовую балерину, и притом недюжинную, а интересную, пластичную, грациозную, с богато развитой техникой и даже виртуозностью классического танца. Что особенно ценно в ней — это полнейшее взаимодействие рук, ног и корпуса: все в гармонии, ничто не режет глаз, ни одного фальшивого движения, ни одной неоконченной позы» .
(*) — первая исполнительница партии.