Interested Article - Кадулин, Владимир Фёдорович
- 2020-03-19
- 1
Влади́мир Фёдорович Каду́лин (псевдонимы: Н. Наядин , Наядин , К. Дулин , Вальдемар К. , Вальдемар ; монограммы: В. К., К. Д. и др.; 1884 , Каменец-Подольский , Подольская губерния , Российская империя — 22 января 1957 , США ) — российский и американский художник- график , карикатурист , плакатист . Автор серий карикатур «Типы студентов», «Типы курсисток», «Типы гимназистов» и др., свыше 200 художественных почтовых карточек, выпускавшихся киевским издательством «Рассвет», серии рисунков «Дело Бейлиса» и др.
Биография
Родился в 1884 году в дворянской семье. Учился в Санкт-Петербургском юнкерском училище , в 1900 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , с 1902 года продолжил обучение в Киевском художественном училище . Учёбе препятствовали материальные трудности .
Известно о прошении Кадулина на имя директора училища академика архитектуры В. Н. Николаева :
В настоящее время я поставлен в очень скверное положение — у меня нет не только денег на краски, холст и т. п., но нет (и негде достать, так как живу в Киеве недавно и почти не имею знакомых) на более существенные нужды. Почему я обращаюсь к Вашему Высокородию с просьбой помочь мне, давши заимообразно 10 руб.
В выдаче средств было отказано .
В 1905 году Кадулин не сдал экзамены и был отчислен «по причине непосещения» .
После революции 1905 года приобрёл известность как мастер сатирического рисунка, рисовал рекламные плакаты , сотрудничал с различными изданиями с иллюстрированными приложениями, в числе которых газеты «Киевская жизнь», « Киевская заря », « Киевская речь » (все 1906), «Киевский голос» (приложение «Киевская искра», 1907—1911), « Киевская мысль » (1907—1914), «Зритель» (1918), петербургский « Журнал журналов » (1906), киевские журналы «Гвоздь» (1907), «Киевский звонок» (1912), «Урод» (1918) .
Был приглашён издателем С. А. Абрамовым , возглавлявшим киевское издательство «Рассвет», для работы над серией художественных почтовых карточек «Русские юмористические открытки». Серия пользовалась успехом, в 1911 году, когда выпуск ещё не был завершён, издательство получило за неё золотую медаль на выставке открыток в Варшаве. Затем последовали серии «Типы студентов», «Типы курсисток», «Типы гимназистов», «Пьяная серия». Кадулин рисовал также карикатуры на бытовые сюжеты, пасхальные и рождественские открытки. Открытки выпускались в десятках тысяч экземпляров .
В 1910 году Кадулин участвовал во Всероссийском съезде художников и художественных деятелей в составе делегации киевских художников (В. П. Матвеев, Б. К. Яновский, А. И. Филиппов, П. Б. Миллер, Г. Г. Бурданов и др.) .
Ряд кадулинских рисунков 1913 года был посвящён « делу Бейлиса » . В годы Первой мировой войны художник создавал работы на военно-сатирические темы, в годы революции в числе объектов карикатур были большевики .
После революции 1917 года оказался в эмиграции. В начале 1920-х годов жил в Стамбуле , позднее в Нью-Йорке . Продолжал рисовать, обращаясь к самым разным темам, но такого успеха как на родине, не имел .
Умер в США в 1957 году. Похоронен на Русском кладбище в Ново-Дивееве .
Творчество
Темы и сюжеты
Характерными чертами этого художника было глубокое знание жизни той среды, из которой он черпал сюжеты для своих работ, высокий профессионализм и удивительная работоспособность.
В сериях «Типы студентов», «Типы курсисток», «Типы гимназистов», выполненных Кадулиным в 1911—1915 годах для издательства «Рассвет», карикатурно представлены типажи учащихся киевских учебных заведений, определяемые художником по специализации, национальности и убеждениям, а также сюжеты из студенческой жизни и картины быта .
Объектами карикатур были «вечные студенты», академист и студент-путеец, первокурсник и первокурсница, физик и филолог, поляк и украинец, еврей и националист, член кавказского землячества и социал-демократ, медичка и фребеличка , русская суфражистка и распорядитель танцев, персонажи, придерживавшиеся позиции «Не хочу учиться, а хочу жениться» и др.; в числе сюжетов юмористических рисунков «квартирный вопрос», «проблема равновесия тел в пространстве» после вечеринки, беготня по урокам, очереди в ломбард и за билетами на галёрку. Подписи к карикатурам часто придумывал издатель Соломон Абрамов. Иногда Кадулин подписывал работы своей фамилией, иногда псевдонимами и монограммами — Наядин, К. Дулин, Вальдемар К., В. К., К. Д. и др.
Выполненный Кадулиным портрет Т. Г. Шевченко выпущен издательством Коломейца в Японии (1912) и издательством К. Гордиенко в Киеве (1917) . Рисунки, сделанные на судебном процессе по делу М. Бейлиса в 1913 году, были выпущены в альбомном издании «„Дело Бейлиса“ в рисунках худ. Кадулина и фотографиях» (Киев, 1913) . Рисунок « В. Короленко среди журналистов на балконе во время судебного заседания» воспроизводится в собрании сочинений писателя .
Объектами политических сатирических рисунков служили государственные деятели, министры, чиновники, в числе которых С. Ю. Витте , В. М. Пуришкевич , Б. М. Юзефович и др. , в ряде карикатур отразились сюжеты, связанные с Первой мировой войной , приходом большевиков .
Работы начала 1920-х годов связаны с Константинополем . В Нью-Йорке Кадулин работал как иллюстратор, обращался к российским темам и сюжетам .
Художественные особенности и оценки
Относя В. Ф. Кадулина к «ярким представителям киевских карикатуристов» предреволюционных лет, Е. П. Демченко отмечает, что «в его работах этого времени наглядно сочетаются мастерство исполнения и художественная выразительность, злободневность темы и острота сатиры» . По определению исследовательницы, особенность графического языка Кадулина — чередование «прозрачного и тонкого рисунка» с «ударами чёрных пятен» .
Называя характерными чертами Кадулина «глубокое знание жизни той среды, из которой он черпал сюжеты для своих работ» и «удивительную работоспособность», филокартист
отмечает его «высокий профессионализм»:Обладая той лёгкостью кисти, которой мог бы позавидовать каждый художник, В. Ф. Кадулин никогда не «вымучивал» заданный ему сюжет. Художественное решение рождалось и воплощалось в зримый образ в кратчайшие сроки .
Исследователь истории Киева М. Б. Кальницкий отмечает «поразительную наблюдательность и острый юмор» художника .
Наследие и память
Художественные карточки работы В. Ф. Кадулина, выпускавшиеся в Киеве в 1911—1915 годах, опубликованы в издании «Открытки издательств „Рассвет“ и „Творчество“: История. Издатель. Каталог» (СПб., 2004) .
В 2012 году кадулинские открытки и биографический очерк о художнике опубликованы в книге Сергея Сурнина «Весёлый „Рассвет“, или Юмор по-киевски» . В 2015 году собранные коллекционером работы Кадулина были представлены на выставке «Юмор по-киевски» в Киеве . По оценкам прессы, сюжеты открыток играют также «историко-документальную роль, помогая историкам и любителям старины совершить своеобразный экскурс в прошлое» .
Работы художника эмигрантского периода продаются на аукционах в США .
Комментарии
- Cлушательница курсов Ф. Фрёбеля .
Примечания
- ↑ (англ.) . Find a Grave . — Novo-Diveevo Russian Orthodox Cemetery, Nanuet, Rockland County, New York, USA . Дата обращения: 14 января 2018. 27 июня 2020 года.
- ↑ Демченко Є. П. (укр.) . Енциклопедія Сучасної України (2011). — Інститут енциклопедичних досліджень НАН України . Дата обращения: 18 января 2018. 19 января 2018 года.
- ↑ .
- ↑ . Татьянин день (2 октября 2017). — Молодёжный журнал МГУ . Дата обращения: 14 января 2018. 19 января 2018 года.
- . — М. : Книга, 1960. — Т. 2. — С. 53.
- ↑ , с. 566.
- ↑ Беляева М. // Капитал : газета. — 2014. — Вып. 1 апреля , № 47 (224) . 19 января 2018 года.
- , с. 561, 566—567.
- , с. 461.
- ↑ .
- ↑ : журнал. — М.: Книжная палата, 1996. — Вып. 1—3. — С. 138.
- ↑ . LiveAuctioneers. Дата обращения: 14 января 2018. 16 января 2018 года.
- ↑ , с. 57.
- ↑ .
- ↑ .
- Корнійчук М. А. (укр.) . (30 декабря 2010). — Наукова конференція «Українська писемність та мова у манускриптах і друкарстві» . Дата обращения: 18 января 2018. 16 декабря 2017 года.
- Короленко В. Г. . — Т. 9: Публицистика. — С. 655. — 730 с. 28 марта 2016 года.
- , с. 62—68.
- . Дата обращения: 14 января 2018. (недоступная ссылка)
- (англ.) . Vergangene Auktion. Дата обращения: 14 января 2018.
- , с. 62.
- , с. 66.
- , с. 570.
- .
- .
- Шапиро Е. // День : газета. — Киев, 2014. — Вып. 3 апреля , № 61 . 5 марта 2022 года.
- . Минпром ИА «Агентство промышленной политики» (5 июня 2015). Дата обращения: 14 января 2018.
Библиография
- «Дело Бейлиса» в рисунках худ. Кадулина и фотографиях. — К. : Пётр Барский в Киеве, 1913. — 23 с.
- Открытки издательств «Рассвет» и «Творчество» : История. Издатель. Каталог. — СПб. : Сад искусств, 2004. — 224 с. — (Русская открытка). — ISBN 5-94921-013-1 .
- Сурнин С. Весёлый «Рассвет», или Юмор по-киевски / Сергей Сурнин. — К. , 2012. — 233 с. — 3000 экз. — ISBN 978-966-1565-06-6 .
- Забочень М. С., Поліщук О. С., Яцюк В. М. Україна у старій листівці. На спомин рідного краю: [Альбом-каталог] / М. Забочень, О. Поліщук, В. Яцюк. — К. : Криниця, 2000. — 505 с. — ISBN 966-7575-02-0 . (укр.)
Литература
- Демченко Е. П. / Евгения Демченко. — К. : Наук. думка, 1976. — 186 с.
- Демченко Е. П. / Евгения Демченко. — К. : Наук. думка, 1984. — 201 с.
- Забочень М. С. // Среди коллекционеров : журнал. — М. : Наше наследие, 1992. — Вып. 1 . — С. 48—58 .
- Ишунина (Абрамова) Л. С. : Истоки просветительской деятельности С. А. Абрамова // Искусствознание : журнал. — М. : Гос. ин-т искусствознания, 2015. — № 1—2. — ISSN .
- Савицкая Л. Л. : Искусство Украины в 1890—1910-е годы / Лариса Савицкая. — Харків : Эксклюзив, 2003. — 467 с. — ISBN 966-8204-09-3 .
- Чапкина М. Я. . — М. , 2009.
- Кальницкий М. // Комсомольская правда в Украине : газета. — 2015. — Вып. 22 января .
- Жуков В. Ю. // За строительные кадры : газета. — СПб. , 2017. — Вып. Апрель , № 130 .
Ссылки
- Демченко Є. П. (укр.) . Енциклопедія Сучасної України (2011). — Інститут енциклопедичних досліджень НАН України . Дата обращения: 18 января 2018.
- (англ.) на сайте Find a Grave
-
.
Татьянин день
(2 октября 2017). — Молодёжный журнал МГУ
.
Дата обращения: 14 января 2018.
- (Ekaterina Aygün)
- 2020-03-19
- 1