Боши, Элен
- 1 year ago
- 0
- 0
Элен Мария де Кунинг ( англ. Elaine Marie de Kooning , урождённая Фрид ; 12 марта 1918 , Бруклин — 1 февраля 1989 , Саутгемптон , штат Нью-Йорк ) — американская художница , график и художественный критик . Представительница художественного течения абстрактный экспрессионизм , профессор искусств. Сыграла большую роль в развитии американской живописи в послевоенный период.
Родилась и выросла в Нью-Йорке. Рисовать начала ещё в детстве, под влиянием матери, водившей девочку по художественным музеям и предлагавшей зарисовать увиденные полотна. В 1936 году Элайн поступает в нью-йоркскую Школу искусств Леонардо да Винчи , затем переходит в Американскую художественную школу , где в 1938 году знакомится с голландским художником Виллемом де Кунингом , преподававшим там. В 1943 году они поженились.
Связь с Виллемом позволила Элен познакомиться с такими американскими художниками-авангардистами, как Аршиль Горки , Джон Грэхэм , Джексон Поллок , Франц Клайн , Марк Ротко , Марк Тоби , Клиффорд Стилл и другими — из круга, близкого к движению новый американский абстракционизм . Начиная с 1948 года художница пишет ряд статей по искусству для журнала Art news . В том же году она создаёт свои первые абстрактные работы. Вместе с Виллемом де Кунингом, Францем Клайном, Эдом Рейнхардтом и некоторыми другими она участвует в создании художественного общества The Club , объединившего «первое поколение» нью-йоркских абстракционистов.
В 1951 году Элен де Кунинг принимает участие в выставке в Нью-Йорке, ставшей одной из вех американского абстракционизма. В 1954 состоялась её первая персональная выставка в галерее Стейбла, Нью-Йорк. В этот период (середина 1950-х) художница рисует преимущественно полуфигуративные изображения безлицых мужчин ( Al Lazar (Man in a Hotel Room) , Peter (обе 1954)).
В конце 1950-х, после поездки по западным районам США и в Мексику, Элен де Кунинг резко меняет свою манеру живописи. Она отказывается от принятой среди её нью-йоркских коллег монохромной палитры ( ) и возаращается к фигуративной живописи, исполняемой яркими, сочными красками. В Мексике она пишет серию картин, посвящённых корриде (напр. Sunday Afternoon (1957)). В начале 1960-х Элен де Кунинг увлекается портретной живописью. В 1962 она получает заказ от библиотеки Трумэна на создание портрета президента США Джона Ф.Кеннеди . Потрясённая убийством Кеннеди в 1963, художница после его смерти на год бросает рисовать. К этому моменту она начинает свою преподавательскую деятельность; в 1972 Элен де Кунинг — профессор университетов Йеля и Карнеги . С 1974 года Кунинг — профессор в Школе дизайна Парсона в Нью-Йорке.
В своей личной жизни Элен де Кунинг была не столь удачлива. В то же время её брак с Виллемом де Кунингом, сопровождавшийся злоупотреблением алкоголем, взаимными изменами и скандалами, был на удивление плодотворен в творческом отношении — именно в годы совместной жизни они оба создали свои самые удачные полотна. В конце 1950-х годов эта пара разъехалась, однако формально сохраняла свой брак. Лишь в середине 1970-х, после того, как алкоголизм обоих был преодолён, Виллем и Элайн вновь стали жить вместе.
В 1976 году Э. де Кунинг пробует рисовать акриловыми красками. В 1980-е годы она совершает путешествия по Европе, Китаю и Японии. Вернувшись, под впечатлением увиденного, она занимается живописью тушью и графикой ( Ascending Wall , 1988). Страстная курильщица, Э. де Кунинг скончалась в 1989 году от рака лёгких.
Харизматическая фигура на американской художественной сцене XX столетия, Элен де Кунинг, наряду с такими мастерами, как Элен Франкенталер , Ли Краснер и Джоан Митчелл , относится к лучшим представительницам абстрактного экспрессионизма США.
(Избранные полотна художницы)