Interested Article - Творчество (группа)

Члены группы «Творчество» в Чите, 1922 год. Слева направо в верхнем ряду — Пальмов, Чужак, Аветов, Незнамов, в нижнем ряду — Асеев, Третьяков, Силлов, Петровская

«Тво́рчество» футуристическая литературно-художественная группа, действовавшая во Владивостоке и Чите в 1919—1922 годах.

История

Группа стала складываться в 1919 году во Владивостоке. Её участниками стали писатели и поэты Николай Асеев , Сергей Третьяков , , , Владимир Силлов , Пётр Незнамов , художники Виктор Пальмов и Михаил Аветов . По словам Петровской, «участников группы объединяла общность литературных вкусов и большая работа по пропаганде творчества Маяковского, Блока , Пушкина , Хлебникова , Пастернака » .

Они объединились вокруг журнала «Творчество», который с июня 1920 года издавался во Владивостоке по инициативе Приморского краевого комитета РКП(б) . Его редактором был Чужак. Журнал печатал статьи Владимира Ленина , рассказывал о злодеяниях японских интервентов на Дальнем Востоке , в том числе об убийстве Сергея Лазо .

В связи с образованием Дальневосточной республики в 1921 году члены группы перебрались в Читу. Здесь в январе 1922 года группа оформилась организационно , установила связь с Советской Россией .

«Творчество» пропагандировало в Чите новое искусство, проводя массовые лекции в самом большом помещении города — зале Учредительного собрания. В 1921 году здесь, как и ранее во Владивостоке , группа создала Дальневосточные мастерские Искусствостроения («Искусстварь» — от слов «искусство» и «творить» ), целью которых была пропаганда нового искусства. Здесь работали секции, проводились выступления, выставки, конкурсы. Значимым направлением работы была пропаганда творчества Владимира Маяковского — его произведения публиковались в журнале «Творчество», а в декабре 1921 года Асеев поставил трагедию « » с Третьяковым в главной роли , имевшую большой успех . Группа состояла в хороших отношениях с государственным институтом народного образования, консерваторией, театром в Чите .

Художники «Творчества» занимались в основном прикладным искусством созданием плакатов, оформлением митингов, траурных мероприятий, спектаклей .

Собрания «Творчества» проходили дома у Виктора Пальмова. Здесь участники разрабатывали теорию нового искусства, читали и обсуждали языковедческие работы представителей ОПОЯЗа Виктора Шкловского , Юрия Тынянова , Бориса Эйхенбаума .

За время существования «Творчество» издало ряд книг. В 1921 в Чите вышел публицистический сборник «Неравнодушные строки», посвящённый памяти Сергея Лазо и других жертв японских интервентов и белогвардейцев . При «Творчестве» было создано издательство «Птач», названное по первым буквам фамилий участников группы — Пальмова, Третьякова, Асеева и Чужака. В «Птаче» опубликовали сборник «Сибирский мотив в поэзии», в который вошли стихи Давида Бурлюка и Сергея Третьякова, литературоведческие статьи Николая Чужака и Николая Асеева, а также сборник стихов Третьякова «Ясныш» и сборники статей Чужака «К диалектике искусства» и «На больные темы». Кроме того, под эгидой «Творчества» выходили поэтические сборники «Пёстрые щупальца», «Слова и пятна», «Художественные арабески», «Первое мая», «Цветостепь» , сатирический журнал «Дуболом» .

В августе 1922 года группа «Творчество» перебралась в Москву вслед за уехавшим в январе Асеевым , которого пригласил в столицу нарком просвещения Анатолий Луначарский . Позже почти в полном составе участники «Творчества» вошли в « Левый фронт искусств », лидером которого был Маяковский .

Позиция

Несмотря на то что участники группы были сторонниками футуризма, направленность журнала «Творчество» и реалии жизни ( Гражданская война , послереволюционные перемены) сделали их более обращёнными к социальной проблематике, чем было у футуристов до революции. Во многом они ориентировались на творчество Владимира Маяковского . По словам Ольги Петровской, неправильно считать «Творчество» сугубо футуристической группой: её участники стремились рассказать тем, кто приходил на доклады, об ответственности художника, о его участии в общепролетарском деле .

Фактически члены «Творчества» предвосхитили подход «Левого фронта искусств», пропагандируя пристальное внимание искусства к реальности, производственной тематике, переустройству быта, материальной культуре .

Отношение членов «Творчества» к искусству было обозначено в манифесте, декларации инициативной группы по организации Мастерских искусствостроения, принятой в сентябре 1921 года.

Общий революционный сдвиг современья диктует расширение и напряжение деятельности широких масс в области искусства... Художественный процесс должен стать всеобщим, активность работников искусства должна рассматриваться в творческой восприимчивости массы .

По словам жены Николая Асеева Ксении Асеевой (Синяковой), восприятие нового искусства, которое пропагандировало «Творчество», в Чите было неоднозначным: «У нас было много противников, держащихся за всё старое; молодое искусство им было недоступно. Но к нам пришли и приверженцы нового — молодые, свежие силы» .

Галерея участников

Примечания

  1. . Библиотека сибирского краеведения . Дата обращения: 6 мая 2021. 6 мая 2021 года.
  2. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 39 .
  3. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 38 .
  4. Асеева К. М. Из воспоминаний // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 24 .
  5. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 49 .
  6. Раппопорт Е. Г. Лет молодых наших порох. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1974. — С. 20.
  7. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 50 .
  8. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 53 .
  9. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 50—51 .
  10. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 37 .
  11. Ольга Петровская. Николай Асеев // Воспоминания о Николае Асееве. — М. : Советский писатель , 1980. — С. 40 .
Источник —

Same as Творчество (группа)