Свенцицкий, Юлиан Адольф
- 1 year ago
- 0
- 0
Адольф де Лёвен (фр. Adolphe de Leuven; Париж, 20 сентября 1803 — Марли-ле-Руа, 9 августа 1874; другие языковые разделы Википедии приводят иные даты жизни: 1800 — 14 апреля 1884), иначе называемый Гранваллет и граф Адольф Риббинг ( фр. Grenvallet et de comte Adolph Ribbing ) — французский драматург и театральный режиссёр, очень близкий друг выдающегося романиста Александра Дюма-старшего .
Не путать с его отцом, тоже Адольфом де Лёвеном — Адольфом Людвигом де Лёвеном (Стокгольм, 10 января 1765 — Париж, 1 апреля 1843), участником заговора против Густава III Шведского , приговоренным к смертной казни, замененной на пожизненное изгнание. При Империи переселился в Брюссель и стал во главе газеты «Врэ либераль» (1819); стал прообразом графа Самуила Риббинга (бас) в известной опере Верди « Бал-маскарад ».
Будущий драматург и режиссёр Адольф де Лёвен родился в Париже , куда после разных скитаний занесло его отца, изгнанного из своей страны. Адольф де Лёвен был по происхождению аристократом, и в родном Париже, как и положено молодому человеку его сословия, он вел жизнь бонвивана , при этом, правда, пробующего свои силы в сферах искусства.
Именно Адольф де Лёвен ввел в литературу выдающегося романиста Александра Дюма-старшего . Юный Александр Дюма, провинциальный, не слишком грамотный юноша, познакомился с Адольфом де Лёвеном в семье своего опекуна Коллара. Тот наезжал в городишко Вилле-Коттре , где жила семья Дюма, из Парижа. Для провинциала Дюма это был удивительный человек, который умел писать стихи, был знаком со столичными знаменитостями — литераторами, драматургами и актрисами — и разжигал воображение своего провинциального приятеля рассказами об этой необыкновенной для провинции жизни . Рассказы о парижской жизни привели юного Александра Дюма в такой восторг, что, как написал Анри Труайя , «он уговорил нескольких друзей из Вилле-Котре создать любительскую труппу. Адольф де Левен, как нельзя более кстати вернувшийся из Парижа, пришел в восторг от этой затеи. И Александр, осмелев от его поддержки, предложил старшему другу сыграть в Вилле-Котре те его пьесы, от которых отказались в других местах: дескать, это станет проверочным испытанием перед триумфальным движением театральной труппы к столице» .
Адольф де Лёвен оказался не просто хорошо воспитанным человеком, лишенным пустого снобизма и снизошедшим до провинциального увальня; это был умный и высокопорядочный человек, ставший верным другом Александра Дюма на всю жизнь, и если бы не его дружба и помощь, не было бы и великих романов Дюма, которыми мир зачитывается уже третий век.
Об их дружбе упоминал Андре Моруа в книге «Три Дюма».
Существует мнение, что де Лёвен послужил прообразом Атоса — одного из четырёх мушкетеров знаменитого романа Дюма. Так пишет об этом пресса: «В Атосе воплотились черты старшего друга Дюма, Адольфа де Левена. Он действительно был графом, сыном шведского эмигранта. Он взял шефство над юным браконьером из Вилле-Котре, приобщил его к театру, подтолкнул на путь самообразования и стал его первым соавтором. Именно о нём Дюма мог бы сказать, вслед за д’Артаньяном, что он так помог своим словом и примером воспитанию в нём дворянина. Заметим в скобках, что Левен одно время тоже сильно закладывал за воротник. Дружба их продолжалась до самой смерти Дюма. И после неё тоже. Его виконтом де Бражелоном стал Дюма-сын: он сделал его своим единственным наследником и оставил ему своё имение Марли. Несколько холодный внешне, как все те люди, которые хотят знать, кого они дарят своей дружбой, ибо не могут дарить её без уважения к человеку, дабы не лишить его потом ни того, ни другого, — несколько холодный внешне, Левен был самым надежным, самым преданным, самым нежным другом для тех, кому удалось растопить лед первого знакомства…» .
Свои первые пьесы Дюма писал вместе именно с де Лёвеном: «Майор из Страсбурга», «Дружеский обед», «Абенсеррах», затем «Охота и Любовь» (театр «Амбигю», 22 сентября 1825) — первая их совместная пьеса, которая была поставлена.
Настоящий драматургический успех пришел к де Лёвену с появлением его пьес «Зеленое-зеленое» (совместно с и Ф. Дефоржем; первая постановка: Пале-Рояль , 5 марта 1832; к этому водевилю А.Адан сочинил музыку для балета) и « » (совместно с Леоном Леви; первая постановка: Опера-Комик , 13 октября 1836).
Пьесы, написанные в сотрудничестве с Дюма: «Свадьба под барабанный бой» (Варьете, 9 марта 1843), «Девушки из Сен-Сира» ( Комеди Франсез , 25 июля 1843), «Луиза Бернар» (Порт-Сен-Мартен, 18 ноября 1843), «Эрл Дэмбик» (Одеон, 30 декабря 1843), «Дочь регента» (Комеди Франсез, 1 апреля 1845), «Волшебная сказка» (Варьете, 29 апреля 1845), «Уистити» (Водевиль, 1 октября 1851).
Он стал знаменитым французским театральным деятелем, драматургом, автором приблизительно 170 пьес и оперных и балетных либретто.
В течение нескольких лет, с декабря 1862 года по январь 1874 , возглавлял как сорежиссёр парижский театр Опера-Комик , где неоднократно ставились оперы по его сюжетам. Два оперных либретто для театра Опера-Комик они вновь написали вместе с Александром Дюма, это: «Таис» (постановка: 4 ноября 1858), «Роман Эльвиры» (постановка: 4 февраля 1860).
Лёвен работал с такими композиторами, как Адольф Адан , Луи Клаписсон , Амбруаз Тома . В частности, он был автором либретто к балету Жозефа Мазилье « » (музыка Адольфа Адана с использованием мелодий Михаила Глинки , премьера состоялась 11 августа в 1845 в Зале ле Пелетье , главные роли исполнили Карлотта Гризи , Люсьен Петипа , Жозеф и , а также Жан Коралли ). Этот балет неоднократно переставлялся в России: в московском Большом театре под названием «Сумбурщица-жена» ( 1846 , постановщик и исполнительница гл. партии Екатерина Санковская ); в петербургском Большом театре под названием «Своенравная жена, или Со всем прибором сатана» ( 1851 , постановка Жюля Перро ), позднее в Мариинском театре как «Своенравная жена» ( 1885 , балетмейстер Мариус Петипа , перенесён в Москву в 1888 году Алексеем Богдановым).
Также в петербургском Большом театре шёл другой балет по его сценарию, Vert-Vert («Зеленое-зеленое», балетмейстер Жозеф Мазилье ). Московская императорская труппа, дававшая оперы и балеты на сцене Большого, а пьесы и водевили — на сцене Малого театров, ставила: водевиль «Зелёное-зелёное» (25 мая 1834 в бенефис В. И. Живокини ), «Влюбленный рекрут, или Поддельная Швейцария» («La Suisse a Trianon», совместно с Ж.-А. Сен-Жоржем , пер. с фр. Н. И. Куликова ; 27 января 1839 в бенефис М. С. Щепкина ), «Лауретта, или Красная печать» («Laurette, ou Le cachet rouge», совместно с Ж.-А. Сен-Жоржем , пер. с фр. ; 24 января 1841 в бенефис артиста оперной труппы А. О. Бантышева ), «Лев и крыса» («Le lion et le rat», совместно с , пер. с фр. В. И. Родиславского и Н. П. Доброклонского; 19 октября 1853 в бенефис К. Н. Полтавцева ).
Более всего работал в соавторстве с Анри де Сен-Жоржем и драматургом и либреттистом Артуром де Бопланом .
Среди его других пьес: