Начал литературную карьеру, опубликовав первые новеллы в небольших парижских литературных журналах, в редакции которых познакомился с другими начинающими литераторами, в том числе с
(или Лефран // Auguste Lefranc) и
Марк-Мишелем
(Marc-Michel, настоящее имя Marc-Antoine-Amédée Michel). Молодые писатели решили объединиться под одним псевдонимом и стать драматургами, что и было сделано в 1838 году. Они придумали звучный псевдоним
Поль Дандре
, под которым написали несколько водевилей, имевших успех на французской сцене
. Однако долго эта литературная ассоциация не просуществовала, вскоре каждый из троих её членов стал работать самостоятельно, и даже когда они вновь объединялись для написания новых работ, они уже подписывались своими настоящими именами.
Эжен Лабиш — член
Французской академии
, дебютировал романом «La Clef des Champs» (
1838
). Написал около сотни пьес, сыгранных с большим успехом на бульварных сценах. Большинство комедий, фарсов и водевилей Лабиша были написаны в сотрудничестве с другими драматургами —
Т. Баррьером
,
Клервилем
,
Гондине
,
Эм. Ожье
и др.; их полное собрание было издано в
1878
—
1879
.
Творчество
Общий характер пьес Лабиша — внешний комизм положений, а не характеров, неправдоподобность сюжетов, основанных на нескончаемых
qui-pro-quo
, но вместе с тем большая живость действия и остроумие диалога. Самая известная пьеса Лабиша, не сходившая со сцены французских театров вплоть до начала XX века, — «Chapeau de paille d’Italie» (
Соломенная шляпка
). В своё время были широко известны «Voyage de M. Perrichon», «La Cagnotte», «Le plus heureux des trois», «Choix d’un gendre», «Deux papas très bien» и т. д. Многие водевили Лабиша с успехом шли на русской сцене.
В пьесе «Путешествие господина Перришона» («Voyage de M. Perrichon») Эжен Лабиш, французский автор XIX века, описывает на первый взгляд необъяснимое и в то же время удивительно распространённое поведение человека по отношению к другим. Это — неблагодарность.
Господин Перришон со своим слугой отправляется на Монблан, чтобы предаться радостям альпинизма. Его дочь ждёт его в маленьком шале. Возвратившись, господин Перришон представляет ей молодых людей, которых он повстречал в горах. Один из них — замечательный юноша. Он, Перришон, спас ему жизнь, когда тот едва не сорвался в пропасть. Молодой человек с жаром подтверждает, что его не было бы в живых, если бы не господин Перришон.
Слуга напоминает хозяину, что нужно представить и второго гостя, который спас самого Перришона, когда тот сорвался в расщелину. Господин Перришон пожимает плечами и заявляет, что опасность, ему угрожавшая, была не так уж велика, и выставляет своего спасителя наглецом и выскочкой. Он преуменьшает достоинства второго молодого человека и побуждает свою дочь оказать внимание первому — очаровательному юноше. Чем дальше, тем Перришону всё больше кажется, что помощь второго юноши была ему совершенно не нужна. В конце концов он даже начинает сомневаться, а срывался ли он в пропасть на самом деле?
Эжен Лабиш наглядно показывает, как странно ведёт себя человек, который мало того, что не чувствует благодарности и признательности, но и презирает тех, кто пришёл ему на помощь. Возможно, это происходит из-за нежелания быть кому-то обязанным. И, наоборот, мы любим тех, кому сами помогли, гордимся своими хорошими поступками и убеждены, что те, кого мы облагодетельствовали, обязаны испытывать вечную благодарность. (Материал подготовлен с использованием источника Эдмонд Уэллс «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том V.)
«Канава воды» —
La Cuvette d’eau
; совместно с
и
Марк-Мишелем
под псевдонимом
Поль Дандре
; первая пьеса Лабиша, увидевшая свет рампы в театре Люксембурга, 1837; опубликована не была.
«Месье де Куален, или Человек необычайной вежливости» —
Monsieur de Coyllin ou l’Homme infiniment poli
; совместно с
и
Марк-Мишелем
под псевдонимом
Поль Дандре
;
Театр Пале-Рояль
, 2 июля 1838.
«Капитан д’Аркур…» —
Le Capitaine d’Arcourt ou la Fée du château
; совместно с
и
Марк-Мишелем
, пьеса не была опубликована
«Адвокат Любэ» —
L’Avocat Loubet
; совместно с
и
Марк-Мишелем
; Théâtre du Panthéon, 28 августа 1838
La Clé des champs
, роман; опубликован в издательстве Gabriel Roux в 1839 году
«Кузница каштанов» —
La Forge des châtaigniers
; совместно с
и
Марк-Мишелем
под псевдонимом
Поль Дандре
; théâtre Saint-Marcel 4 апреля 1839
«Наказание в виде возмездия» —
La Peine du talion
; совместно с
и
Марк-Мишелем
под псевдонимом
Поль Дандре
; Théâtre du Luxembourg в июне 1839, пьеса не была опубликована
«Статья 960, или Пожертвование» —
L’Article 960 ou la Donation
; с соавторами
Поль Дандре
и
Ж.-Ф. Ансело
; Théâtre du Vaudeville le 20 августа 1839
«Последнее слово» —
Le Fin Mot
; совместно с
и
Марк-Мишелем
; Théâtre des Variétés, 21 июля 1840
«Отец и сыновья Боке, или Самый длинный путь» —
Bocquet père et fils ou le Chemin le plus long
; совместно с
Марк-Мишелем
и
Лоренсенoм
; Théâtre du Gymnase, 17 августа 1840; пьеса ставилась в Москве: 16 января 1842 года в бенефис
Д. Т. Ленского
под названием
«Приключение на искусственных водах, или Что у кого болит, тот о том и говорит»
, переделка с франц.
П. А. Каратыгина
; в помещении
Большого театра
)
«Плющ и морская раковина» —
Le Lierre et l’Ormeau
; совместно с О.Лефраном и
;
театр Пале-Рояль
, 25 декабря 1840
«Мадмуазель моя жена» —
Mademoiselle ma femme
с О.Лефраном;
театр Пале-Рояль
(Théâtre du Palais-Royal), 9 апреля 1846; пьеса была поставлена в Москве: 15 сентября 1854 в бенефис М. П. Соколова под названием:
«Небывалый брак, или Муж холостяк, а жена девица»
, пер. с фр.
П. А. Каратыгина
.
Rocambolle le bateleur
; совместно с О.Лефраном; Théâtre des Folies-Dramatiques, 22 апреля 1846; опубликовано в издательстве Editions Michel Lévy frères
Frisette
; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 28 апреля 1846; опубликовано в издательстве Editions Michel Lévy frères; пьеса была поставлена в Москве: 18 мая 1853 в бенефис
К. П. Колосова
под названием
«Жилец и жилица в одной квартире»
, переделка на русскую сцену
С. О. Бойкова
,
Малый театр
L’Inventeur de la poudre
; совместно с
и
; театр Пале-Рояль, 17 июня 1846
Un jeune homme pressé
; первая пьеса без соавторства; театр Пале-Рояль, 4 марта 1848
Le Club champenois
; с О.Лефраном; théâtre du Gymnase, 8 июня 1848
Oscar XXVIII
; в соавторстве с
(Adrien Decourcelle) и
(Jules Barbie); Théâtre des Variétés, 29 июля 1848
«Барометр на любую погоду» —
Le Baromètre ou la Pluie et le Beau Temps
; совместно с Марк-Мишелем;Théâtre du Vaudeville, 1 августа 1848; пьеса не была опубликована
Une chaîne anglaise
«На полпути» —
À moitié chemin
; совместно с Марк-Мишелем и О.Лефраном; Théâtre Beaumarchais, 12 августа 1848; пьеса не была опубликована
«История смеха» —
L’Histoire de rire
; в соавторстве с Сен-Ивом (Saint-Yves); théâtre du Gymnase, 13 августа 1848
Agénor le dangereux
; с
и Карлом (Karl); Théâtre du Palais-Royal, 16 сентября 1848.
Une tragédie chez M. Grassot
; с О.Лефраном; Théâtre du Palais-Royal, 12 декабря 1848
À bas la famille ou les Banquets
; с О.Лефраном; le Théâtre du Gymnase, 12 декабря 1848
«Обнимемся, Фольвиль!» —
Embrassons-nous, Folleville !
; совместно с
;
театр Пале-Рояль
, 6 марта 1850
Traversin et Couverture
; совместно с
;
театр Пале-Рояль
, 26 апреля 1850
Un garçon de chez Véry
; театр Пале-Рояль, 10 мая 1850
Le Sopha
; совместно с
Мелесвилем
(Mélesville) и
(Charles Desnoyer); театр Пале-Рояль, 18 июля 1850
«Хорошо охраняемая дочь» —
La Fille bien gardée
(название является парафразом — есть известный балет
Жана Доберваля
La Fille mal gardée
(ру.: Плохо присмотренная/охраняемая дочь, в России известный как «Тщетная предосторожность»); совместно с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 6 сентября 1850
«Бал в халате» —
Un bal en robe de chambre
; совместно с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 12 октября 1850
Les Petits Moyens
; совместно с
(Gustave Lemoine) и
(Adrien Decourcelle); théâtre du Gymnase, 6 ноября 1850
«Претенденты Жимблетты» —
Les Prétendus de Gimblette
; совместно с М.Мишелем,
(фр. Senneif, наст.имя Мартерель де Фиенес) и О.Лефраном; Théâtre de la Gaîté, 24 ноября 1850
«Пропавший кларнет» —
Une clarinette qui passé
; с Марк-Мишелем; Théâtre des Variétés, 4 января 1851; пьеса была поставлена в Москве: 10 января 1855 в бенефис
М. С. Щепкина
под названием «Странствующий кларнет», пер. с фр. К. П. Барсова,
Малый театр
«Женщина, потерявшая подвязки» —
La Femme qui perd ses jarretières
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 8 февраля 1851
«Требуются портные по пошиву штанов» —
On demande des culottières
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 2 марта 1851
«Мамзель делает зубы» —
Mam’zelle fait ses dents
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 9 апреля 1851
En manches de chemise
; совместно с
(Auguste de Villebichot); театр Пале-Рояль, 8 августа 1851
«
Соломенная шляпка
» —
Un chapeau de paille d’Italie
; в соавторстве с
М.Мишелем
;
театр Пале-Рояль
, 14 августа 1851; водевиль признан мировым шедевром, обошел многие мировые театральные сцены, неоднократно экранизировался для кинематографа и телевидения. На русский язык водевиль был переведен
П. С. Федоровым
.
«Мамаша Сабулё» —
Maman Sabouleux
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 13 марта 1852
«Господин, который берет на мушку» —
Un monsieur qui prend la mouche
; с Марк-Мишелем; Théâtre des Variétés, 25 марта 1852; пьеса ставилась в Москве: 10 декабря 1854 в бенефис
М. Д. Львовой-Синецкой
под названием
«Беда быть таким»
, пер. с фр. П. Н. Баташева и
В. И. Родиславского
,
Малый театр
«Смотри мне в глаза» —
Soufflez-moi dans l'œil
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 1 мая 1852
«Продолжения после первого замужества» —
Les Suites d’un premier lit
; с Марк-Мишелем; Théâtre du Vaudeville, 8 мая 1852; пьеса ставилась в Москве: 9 декабря 1853 в
бенефис
М. Д. Львовой-Синецкой
под названием
«Следствие первого брака»
, пер. с фр. А. Эттингера,
Малый театр
Le Misanthrope et l’Auvergnat
; совместно с
(Lubize) и
(Paul Siraudin); театр Пале-Рояль, 10 августа 1852; пьеса ставилась в Москве: 20 сентября 1854 в бенефис
И. М. Немчинова
под названием
«Коломенский Диоген, или Добрая ложь лучше худой правды»
, в пер. с фр.
П. А. Каратыгина
, Малый театр.
«Два глотка воды» —
Deux gouttes d’eau
; совместно с
О. Анисе-Буржуа
; Théâtre des Variétés, 22 сентября 1852; пьеса ставилась в Москве: 26 ноября 1854 в бенефис
В. И. Живокини
под названием
«Две капли воды»
в переводе
, Малый театр.
Piccolet
; совместно с
и Монжуа; театр Пале-Рояль, 30 сентября 1852; пьеса была поставлена в Москве: 2 ноября 1853 в бенефис
П. М. Садовского
под названием
«Живчик»
в переделке
К. А. Тарновского
и
, Малый театр.
«Эдгар и его служанка» —
Edgar et sa bonne
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 октября 1852; пьеса ставилась в Москве: 8 января 1854 в бенефис
М. С. Щепкина
под названием
«Госпожа-служанка»
, пер. с фр.
Ф. А. Бурдина
, Малый театр
«Кавалер дам» —
Le Chevalier des Dames
; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 декабря 1852; пьеса ставилась в Москве: 14 декабря 1853 в бенефис
Д. Т. Ленского
под названием
«Все для женщин, или Из огня да в полымя»
, пер. с фр.
К. А. Тарновского
,
Малый театр
«Мой Исмени» —
Mon Isménie
; с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 17 декабря 1852; пьеса ставилась в Москве: 23 ноября 1853 в бенефис танцовщицы
Е. А. Санковской
под названием «Мотя» (Мon Ismenie), перед. с фр.
К. А. Тарновского
,
Малый театр
Une charge de cavalerie
; совместно с
и
А. Делакуром
; театр Пале-Рояль, 31 декабря 1852
Le Bras d’Ernest
; совместно с
(Hippolyte Leroux);
театр Пале-Рояль
, 26 января 1857; публикация Editions Michel Lévy frères
«Дело на улице Лурсин» —
L’Affaire de la rue de Lourcine
; совместно с
(Albert Monnier) и
(Édouard Martin);
театр Пале-Рояль
, 26 марта 1857; публикация éditions Michel Lévy frères. Пьеса неоднократно ставилась на разных сценах:
«Убийство на улице Лурсин»
,
Театр им. Вахтангова
,
«Кошмар на улице Лурсин»
,
Театр Сатиры
.
«Дама с лазурными ногами» —
La Dame aux jambes d’azur
; с Марк-Мишелем;
театр Пале-Рояль
, 28 декабря 1871; публикация éditions Michel Lévy frères
Les Noces de Bouchencœur
; совместно с
(Albert Monnier) и
(Édouard Martin);
театр Пале-Рояль
, 10 июня 1857
«Секретарь дамы» —
Le Secrétaire de Madame
; с Марк-Мишелем;
театр Пале-Рояль
, 5 октября 1857
«Смотрины зятя» —
Un gendre en surveillance
; с Марк-Мишелем; théâtre du Gymnase, 11 декабря 1857
«Я приглашаю полковника!» —
J’invite le colonel!
; с Марк-Мишелем; Théâtre du Palais-Royal le 16 января 1860; публикация éditions Michel Lévy frères
La Sensitive
; совместно с
А. Делакуром
, Théâtre du Palais-Royal, 10 марта 1860; публикация Editions Librairie Théâtrale
«Двое застенчивых» —
Les Deux Timides
; с Марк-Мишелем; théâtre du Gymnase le 16 марта 1860; публикация Editions Michel Lévy frères; пьеса была экранизирована: «
Двое робких
» (Les Deux Timides), режиссёр
Рене Клер
, 1928
Le Voyage de monsieur Perrichon
; совместно с
; премьера: théâtre du Gymnase, 10 сентября 1860; пьеса неоднократно ставилась на разных сценах; была поставлена в Москве: 1 декабря 1872 в бенефис
С. П. Акимовой
под названием
«Тетеревам не летать по деревам»
в переводе Семена Райского (
К. А. Тарновского
), Малый театр.
La Famille de l’horloger
; совместно с Raimond Deslandes; Théâtre du Palais-Royal le 29 сентября 1860
Un gros mot
; совместно с Dumoustier; Théâtre du Palais-Royal le 29 сентября 1860
«Я компрометирую собственную жену» —
J’ai compromis ma femme
; совместно с
А. Делакуром
, théâtre du Gymnase le 13 февраля 1861; публикация Editions Michel Lévy frères
Les Vivacités du capitaine Tic
; совместно с
; Théâtre du Vaudeville le 16 mars 1861; публикация éditions Michel Lévy frères
L’Amour en sabots
; совместно с
А. Делакуром
, Théâtre des Variétés le 3 апреля 1861
«Тайна улицы Русселе» —
Le Mystère de la rue Rousselet
; с Марк-Мишелем; Théâtre du Vaudeville le 6 мая 1861; публикация Editions Librairie Nouvelle
La Poudre aux yeux
; совместно с
; Théâtre du Gymnase, 19 октября 1861; публикация éditions Michel Lévy frères
«Станция Шамбоде» —
La Station Champbaudet
; с
Марк-Мишелем
;
театр Пале-Рояль
, 7 марта 1862; публикация éditions Michel Lévy frères
«Маленькие птички» —
Les Petits Oiseaux
; совместно с
А. Делакуром
, Théâtre du Vaudeville, 1 апреля 1862; публикация Editions Dentu; пьеса была поставлена в России: 15 декабря 1867 в бенефис
Л. П. Никулиной-Косицкой
под названием
«Воробушки»
в переделке К. А. Нарского (
К. А. Тарновского
),
Малый театр
.
Le Premier Pas
; совместно с
А. Делакуром
, théâtre du Gymnase le 15 mai 1862; публикация Editions Dentu
Les 37 Sous de M. Montaudoin
; совместно с
; театр Пале-Рояль, 30 декабря 1862; публикация Editions Dentu