Interested Article - Церковь Николая Чудотворца (Быньги)

Карта
Быньги (кликните по карте, чтобы увеличить её)

Вид с высоты

Церковь Николая Чудотворца — приходской храм Южного благочиния Нижнетагильской епархии Русской православной церкви , расположенный в селе Быньги Свердловской области .

Храм находится в 7 км к северу от города Невьянска в старинном уральском селе Быньги. Построен в конце XVIII века . Это один из первых храмов Урала, построенных в стиле классицизма . В его архитектуре сочетаются элементы раннего классицизма и позднего барокко . Архитектурные решения интересны из-за большого количества чугуна , используемого в оформлении: из этого металла сделаны части фундамента, оконные рамы, половые плиты, входные ступени и многие другие элементы .

Постановлением № 1327 Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года храму присвоен статус памятника архитектуры федерального значения . Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 храм Николая Чудотворца в Быньгах включён в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения .

Настоятель храма — митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников , клирик — протоиерей Виктор Зырянов .

История

Храм был построен по желанию и на средства владельца Невьянского и Быньговского заводов Петра Саввича Яковлева . Он подал прошение на строительство в Святейший Синод , это прошение, в свою очередь, было представлено императрице. 1 сентября 1788 года Екатерина II подписала указ о строительстве каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. 18 октября 1788 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам благословил закладку церкви и выдал грамоту на строительство . Строительные работы начались в мае 1789 года .

Одной из причин финансирования строительства храма Яковлевым стало противостояние старообрядчеству . До постройки храма Николая Чудотворца в Быньгах существовали две старообрядческие часовни , построенные в последней четверти XVIII века. После строительства храма Николая Чудотворца был открыт самостоятельных приход, и к нему были приписаны две деревни: Верхние и Нижние Таволги , населённые в основном староверами . Причт состоял из священника и псаломщика .

Основной этап строительство был завершён в течение семи лет, освящение храма состоялось 24 января 1797 года . 21 сентября 1815 года Невьянская заводская контора обратилась к епископу Пермскому и Екатеринбургскому Иустину с прошением устроить в храме с северной стороны придел . Благословение было получено и по завершении работ 8 ноября 1819 года протоиерей Феодор Карпинский освятил северный придел во имя Успения Божией Матери .

В 1852 году по периметру храма была возведена каменная ограда с тремя воротами. В 1857 году были проведены восстановительные и реставрационные работы, разобрана стеклянная перегородка отделявшая северный придел. С этого периода храм стал тёплым — были сложены новые печи, обновлена стенная живопись , стены окрашены жёлтой масляной краской, постлан новый чугунный узорчатый пол, а подвал засыпан песком. Перед алтарями устроены солеи и амвоны , деревянные крылечки были заменены на каменные со ступеньками из чугунных узорчатых плит, с главного хода на паперть устроена большая чугунная дверь, крыши покрыты железом, выкрашенным зелёной краской. Успенский иконостас был обновлён и повторно освящён 25 января 1858 года .

В 1862 году в храме были поставлены 4 новые печи-голландки в железных кожухах, а в куполе устроен круговой балкон ( балюстрад ) для хора певчих. К 1863 году был пристроен третий — южный придел, освящённый 30 января 1863 года во имя Сретения Господня

В 1926 году на Урале произошёл церковный, так называемый Григорианский раскол во главе со Свердловским архиепископом Григорием . С 1926 по 1938 год община входила в юрисдикцию раскольников .

С 1939 по 1944 годы богослужения в храме не совершались из-за отсутствия священника, хотя юридически церковь не закрывалась . В 1944 году при содействии уполномоченного по делам религий В. Н. Смирнова храм был вновь открыт и освящён архиепископом Свердловским Варлаамом

С 2011 года храм относится к Нижнетагильской епархии . С 2013 года реставрационные работы ведутся при поддержке фонда « Город без наркотиков » .

Архитектура

Храм расположен в центральной части села Быньги и по периметру окружён церковной площадью .

Здание каменное, центрического типа, со сложными очертаниями плана. Квадрату приданы четыре трёхгранных выступа с диагональными боковыми стенами. У здания пять глав, увенчанных крестами и колокольня с часами-курантами, изготовленными мастерами Невьянского завода . Высота колокольни достигает 57 метров . Вместе со срезанными углами самого квадрата и примыкающей с запада колокольней возникает оригинальная двадцатигранная конфигурация, в которой прямые углы имеет только основание колокольни .

Выступы основного объёма, за исключением алтаря , оформлены двухколонными портиками римско-дорического ордера ; вход под колокольней решён как портик, только с двумя парами колонн. Все портики имеют фриз с триглифами и заполненными розетками метопами , венчаются треугольными фронтонами . В 1852 году храм был обнесён оградой, следующей его очертаниям. В ограде трое ворот, обработанных тосканскими полуколоннами, полуциркульными и килевидными архивольтами . Средняя часть ворот повышена и завершается аттиком . Имя архитектора неизвестно .

Интерьер

Главный иконостас создан ко времени освящения храма в начале 1797 года. Деревянный позолоченный иконостас, выполнен в барочном стиле и украшен резьбой, имеет необычную и сложную конструкцию. Его средняя — главная — часть почти круглой формой сильно выступает на очень просторную солею . Главные иконы — ростовые изображения Господа Вседержителя и Богородицы Великой Панагии — находятся по бокам этой округлости иконостаса, и увидеть их одновременно возможно только в ракурсе и только частично, так как деревянные щиты икон, повторяя форму конструкции, искусственно закруглены .

Прихожанин, стоящий напротив Царских врат, в нижнем ряду хорошо видит только образы Архангелов, написанные на диаконских вратах. Ажурная резьба Царских врат гирляндами из ветвей и цветов опоясывает круглые медальоны с изображениями евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона Благовещения разделена на две половины, которые при закрытых вратах образуют круг. Все образа Царских врат покрыты ризами . Выше, в проёме арки, в круге золотых лучей находится маленькая круглая иконка с образом Господа Саваофа . Над Царскими вратами помещён образ Тайной вечери , традиционную композицию которого иконописец дополнил « Омовением ног». Все остальные иконы алтарной преграды — это образы праздничного цикла, преимущественно Господские .

Стиль живописи большинства икон соответствует невьянскому конца XVIII — первого десятилетия XIX века. В художественном отношении живопись иконостаса представляет собой «богатыревский» стиль невьянской иконописной школы. Кто именно создал иконы — неизвестно, но манера их исполнения по некоторым признакам отличается от живописной манеры мастерской Богатырёвых. Также несомненно, что иконописец работал не один: образы Архангелов Михаила и Гавриила написаны, вероятно, чуть позже и несколько иначе, нежели образы Спасителя, Богородицы и некоторых праздников, — более ярко, в том числе и по колориту .

Настоятели и священники

За время действия храма сменилось три десятка священнослужителей:

Преподобномученик Ардалион

Один из настоятелей храма причислен к преподобномученикам Ардалион (Александр Пономарёв) был репрессирован в 1937 году . В 1899 году после окончания Пермской семинарии был рукоположен в священники. Первым местом его службы стал храм Николая Чудотворца в Быньгах. В 1933 году отец Александр принял постриг с именем Ардалион. В 1934 году митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена — «за усердное служение Церкви Божией». С 1936 по 1937 год он фактически возглавлял Челябинскую епархию. Игумен Ардалион был возведён в сан архимандрита. Осуждён ОСО при НКВД СССР и арестован в начале января 1937 года в Невьянске. После приговора архимандрит отправлен в Архангельскую область в пересыльный лагерь города Котлас , затем отправлен в Воркуту , где умер 29 июля 1938 года .

В культуре

Храм Николая Чудотворца фигурирует в кадрах нескольких советских художественных фильмах: « Угрюм река » 1968 года и « Приваловские миллионы » 1972 года, обе работы режиссёра Ярополка Лапшина .

Галерея

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 июля 2018. 14 июля 2018 года.
  2. . tagileparhiya.ru . Дата обращения: 6 ноября 2021. 6 ноября 2021 года.
  3. , с. 64.
  4. . docs.cntd.ru . Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Дата обращения: 13 июля 2018. 13 июля 2018 года.
  5. . Дата обращения: 14 ноября 2021. 14 ноября 2021 года.
  6. . tagileparhiya.ru . Дата обращения: 6 ноября 2021. 6 ноября 2021 года.
  7. . tagileparhiya.ru . Дата обращения: 25 декабря 2021. 6 ноября 2021 года.
  8. sobory.ru . Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения: 13 июля 2018. 13 июля 2018 года.
  9. Каплин П. В. Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
  10. Православные Храмы. Путешествие по Святым местам. Выпуск № 77, 2014 г.
  11. от 8 ноября 2021 на Wayback Machine , Журнал № 132.
  12. И. Некрасов. . ura.news . Дата обращения: 29 ноября 2021. 29 ноября 2021 года.
  13. .
  14. . culture.ru . Культура.РФ. Дата обращения: 29 ноября 2021. 29 ноября 2021 года.
  15. .
  16. . semantic.uraic.ru . Семантическая библиотека. Дата обращения: 13 июля 2018. 13 июля 2018 года.
  17. .
  18. . uralizdat.ru . Уральское провинциальное издательство. Дата обращения: 25 декабря 2021. 11 июня 2021 года.
  19. . fnperm.ru . Забытые имена Пермской губернии. Дата обращения: 25 декабря 2021. 25 декабря 2021 года.
  20. . znak.com . znak.com . Дата обращения: 25 декабря 2021. 8 мая 2021 года.
  21. . base.memo.ru . Мемориал. Дата обращения: 14 ноября 2021. 14 ноября 2021 года.
  22. . svyatural.com . По святым местам Урала. Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.

Литература

  • Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская . — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ» , 2008. — Т. 2. Свердловская область. — 648 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-88664-323-7 .
  • Бурлакова Н. Н. Забытые храмы Свердловской области . — Екатеринбург: Сократ, 2011. — С. 128—129. — ISBN 978-5-88664-395-4 .
  • . — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. — С. 647.
  • Рязанова Л. Д. Свято-Николаевский храм в Быньгах. — ОМТА, 2006.
  • Христолюбов М. Краткий исторический очерк Быньговского храма и прихода. — Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ), 1897.
  • Павел Распопов. . uraloved.ru . Авторский проект Павла Распопова «Ураловед» (11 апреля 2013). Дата обращения: 31 октября 2021.
  • Рундквист Н. А. , Задорина О. В . // Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / рецензент В. Г. Капустин . — Екатеринбург: Квист, 2009. — 456 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-85383-392-0 .

Ссылки


Источник —

Same as Церковь Николая Чудотворца (Быньги)