Чуди, Иоганн Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Иога́нн Я́коб Фро́бергер ( нем. Johann Jakob Froberger ; 18 мая 1616 , Штутгарт — 16 мая 1667 , Мёмпельгард ) — немецкий композитор , клавесинист и органист .
Базовое музыкальное образование Фробергер получил в родном Штутгарте, где в придворной капелле (с 1621) работал капельмейстером его отец Базилий (Basilius). В 1634 г. Фробергер переехал в Вену , где в 1637 г. стал органистом при дворе Фердинанда III . В том же году Фробергер уехал в Рим , где учился у Джироламо Фрескобальди , подружился с Афанасием Кирхером и Микеланджело Росси , пристально изучал современную итальянскую музыку. В 1641 г. Фробергер вернулся в Вену, где работал придворным органистом вплоть до 1657 г., периодически покидая город по дипломатическим поручениям императора: он посетил Брюссель , Дрезден , Антверпен , Лондон и Париж , где в 1652-53 гг. концертировал и изучал французскую музыку. В Париже Фробергер познакомился с клавесинистом Луи Купереном , лютнистами Дени Готье , Ф. Дюфо, (Ш. Флёри). После смерти Фердинанда III (ум. 1657) Фробергер переехал в замок близ Мёмпельгарда ( владение герцогов Вюртембергских ), где преподавал и сочинял музыку.
До наших дней дошли около 30 клавирных сюит (именно в творчестве Фробергера сформировался жанр 4-частной сюиты). Среди часто исполняемых (обычно на клавесине) — аллеманда из Сюиты № 20 D-dur, известная под названием «Размышление о моей будущей смерти» , и «Плач в Лондоне о преодолении меланхолии» из Сюиты № 30. Кроме сюит Фробергер сочинял клавирную музыку в различных распространённых жанрах своего времени, таких как токкаты , каприччио , канцоны , фантазии , ричеркары . В ряде произведений использовал программные заголовки, в том числе в эпитафиях (tombeaux) и «плачах» (lamento) на смерть лютниста Бланкроше , императора Фердинанда III (1657) и его безвременно усопшего сына Фердинанда IV (1654). Некоторые произведения (особенно медленные вступительные части сюит) напоминают квази-импровизационные бестактовые прелюдии , распространённые в то время в лютневой и клавесинной музыке французов. В музыкальной эпитафии на смерть Бланкроше и в плаче на смерть Фердинанда IV композитор воспользовался приёмами музыкальной звукописи : он представил падение Бланкроше с лестницы, приведшее к его гибели, нисходящей гаммой, а вознесение души Фердинанда — восходящей.
Из вокальной музыки известны лишь два мотета для терцета голосов, двух скрипок и basso continuo .
Сочинения Фробергера сохранились почти исключительно в рукописях. При его жизни были опубликованы только два произведения – Фантазия на гексахорд (Рим, 1650), и пьеса [ уточнить ] в сборнике "Фуги и каприсы" (Париж, 1660). В 2006 году была обнаружена рукопись (по всей вероятности, поздний автограф) с 35 пьесами Фробергера, из которых 18 ранее не были известны .
Творчество Фробергера оказало влияние на Дитриха Букстехуде , Георга Бёма , Иоганна Пахельбеля и И. С. Баха .
Впервые большую подборку клавирной музыки Фробергера опубликовал на LP (лейбл L'Oiseau-Lyre ) Тёрстон Дарт в 1961 году (интерпретация выполнена на клавикорде ). Возрождение исполнительского интереса засвидетельствовали аудиозаписи видных клавесинистов и органистов — Густава Леонхардта , Людгера Реми, Кристофа Руссе , Бландин Верле , сделанные в конце XX века и в первом десятилетии XXI века. Полное собрание клавирных сочинений Фробергера опубликовал (на лейбле Aeolus ) Боб ван Асперен .