Баба гануш
- 1 year ago
- 0
- 0
Ку-Баба (букв. «Светлая Баба ») — царица, правившая в древнем шумерском городе Кише в начале XXIV до н. э.
Единственная представительница III династии Киша и единственная женщина, указанная в Шумерском царском списке . Позднее почиталась как персонаж шумеро-аккадской мифологии.
Мари было поражено оружием,
его царство
было перенесено в Киш.
В Кише Ку-Баба,
корчмарка,
та, которая укрепила основы Киша,
стала «царём» и царствовала 100 лет…
Кубаба - одна из очень немногих женщин, которые когда-либо правили самостоятельно в истории Месопотамии. Большинство версий списка царей помещают ее одну в ее собственную династию, 3-ю династию Киша , после поражения Шаррумитера Мари , но другие версии объединяют ее с 4-й династией, которая последовала за первенством царя Акшака . В списке королей говорится, что до того, как стать монархом, она была хозяйкой таверны. Согласно традиции, Ку-Баба считается родоначальницей 3-й и 4-й династии Киша . Древнейшая летопись шумеров, «Царский список» сообщает, что первоначально Ку-Баба была содержательницей кабака или таверны. Она смогла оказаться у власти в драматический момент, когда предшествующая 2-я Династия Киша пала в борьбе с Уруком . Неизвестно, каким образом женщина, да и столь низкого происхождения, смогла достичь царского величия и власти в Шумере, но «Царский список» свидетельствует что она «укрепила основы Киша».
Согласно «списку», Кубаба правила 100 лет, добившись независимости от правителя Лагаша Энаннатума I и Эн-Шакушаны Урука . В «хронике Уайднера», также известной как «хроника Эсагилы», составленной несколькими столетиями позднее, говорится, что Ку-Баба была современницей лугаля Акшака Пузур-Сумукана , что и за её лояльность Мардуку бог дал ей власть «над всем миром».
объясняет это преступлениями Пузур-Нираха перед главным божеством Вавилона Мардуком .
«В царствование Пузур-Нираха, царя Акшака, рыбаки Эсагилы ловили рыбу для трапезы великого владыки Мардука; стражники царя отнимали рыб. Рыбак был на рыбалке, когда 7 (или 8) дней спустя [...] в доме Кубаба, трактирщица [...] они привели к Эсагиле. В это время [...] заново для Эсагилы [...] Кубаба дала хлеба рыбаку и дала ему воды, она предложила ему рыбы для Эсагилы. Мардук, владыка и князь Абзу , обратил внимание на неё и сказал: "Да будет так!" Он поручил Кубабе, трактирщице, власть над всем миром».
Однако следует заметить, что в то время ни Вавилон, ни его бог Мардук не имели ровно никакого политического значения и хроника является явным анахронизмом , хотя и не лишённой некоторой исторической истины.
О значительности славы Ку-Бабы можно судить на основании того, что она упоминалась в текстах предзнаменований, а также позднем списке царей «после потопа» из библиотеки Ашшурбанапала . Возможно, что некоторые черты её образа впоследствии легли в основу сказаний о вавилоно-ассирийской царице Семирамиде .
Впоследствии Кубаба почиталась как богиня в разных частях Месопотамии. В частности, она была богиней, охраняющей город Каркемиш . Её образ мог повлиять на становление культа богини-матери Кибелы в Анатолии.
Ку-Баба входит в число 1038 женщин « Этажа наследия » (1974—1979), художественной инсталляции американки Джуди Чикаго , выражающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда.