Interested Article - Лемберский, Феликс Самойлович

Феликс Самойлович Лемберский ( 11 ноября 1913 , Люблин , Российская империя 2 декабря 1970 , Ленинград , СССР ) — российский советский живописец и педагог, член Ленинградского Союза художников .

Биография

Феликс Самойлович Лемберский (Фалик Самойлович Лемберский) начинал художественное образование на Украине, учился в Культур-Лиге (1927—1930), в Киевском Художественном Институте (1933—1935) у Павла Волокидина, в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1935—1941). Ранен на защите Ленинграда в июле 1941, тяжело болен. В декабре 1941 защитил диплом в блокадном Ленинграде. Окончил институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Стачка» по мотивам Уральских заводов 1905 года.

В 1942 был эвакуирован из блокадного Ленинграда на Урал, в Нижний Тагил, где находился до 1944 года. Работал с Павлом Бажовым и Мариэттой Шагинян . Участвовал в художественной жизни, писал портреты и пейзажи. Принял активное участие в создании местной организации художников и картинной галереи, положившей начало Нижнетагильскому Государственному Музею изобразительных искусств, а также первой в Нижнем Тагиле в советское время школы для начинающих художников.

После возвращения в Ленинград был принят в 1944 году в члены Ленинградского Союза художников . В конце 1940-х Лемберский преподавал в ленинградском Художественно-педагогическом училище, а также давал частные уроки в своей студии. С конца 1940-х постоянно участвовал в выставках. Выставка работ Лемберского и скульптора Мойсея Ваймана состоялась в ЛОСХе 1960. Работы конца 1950-х и 1960-х годов не соответствовали формату Социалистического реализма и никогда не выставлялись в Советском союзе.

Искусство Феликса Лембергского отличается подчеркнутым драматизмом образов, обращено к темам человеческого страдания и стойкости, сопротивления злу и насилию. Он обладал сильным живописным темпераментом: форсированный, горячий, тревожный цвет, резкая, стремительная форма, экспрессия пластических и символических соответствий. Вместе с тем путь Лемберского — от соцреализма ранних лет к условному, преображенному, метафорическому языку поздних произведений — оказывается моделью исторической судьбы честного и думающего художника в условиях тоталитарного государства. Лемберский является также фигурой, методологически значимой для изучения и понимания российского искусства XX века. Действительная история этого искусства будет написана только тогда, когда в неё на равных правах войдут мастера такого типа: те, кого трудно однозначно соотнести с определенным художественным лагерем, кто находился вне какого бы то ни было общего потока, кто на каком-то этапе искренне, а не конъюнктурно соприкасался с соцреализмом, а вступив с ним в противоречие, боролся с доктриной на её территории, не примкнув к нонконформизму как организованному движению.

Скончался 13 ноября 1970 года в Ленинграде на 58-м году жизни.

Произведения Ф. С. Лемберского находятся в музеях и частных собраниях в России, Израиля, США и других странах.

Примечания

  1. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., Первоцвет, 2007. С.55.

Галерея

Источники

  • Серебряный И. Молодые живописцы // Ленинградский альманах. Кн. 9. Л., Лениздат, 1954. С.338-342.
  • Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников. // Смена, 1954, 18 декабря.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.394.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., Первоцвет, 2007. С.55.
  • Хилтон А., Лемберская Е. Феликс Лемберский. Живопись и Графика . М., Галарт, 2009.
  • Карасик И. Феликс Лемберский . ДИ, 2010.

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Лемберский, Феликс Самойлович