Interested Article - Погром в Хевроне

Еврейский погром в Хевроне ( ивр. טבח חברון ‎) прошёл 24 августа 1929 года в ходе арабских волнений 1929 года в подмандатной Палестине . В результате погрома 67 евреев, проживавших в Хевроне, были убиты, а остальные изгнаны или бежали из города.

Исторический фон

Еврейская община в Хевроне существовала с библейских времён. Город неоднократно упоминается в Ветхом Завете ; исследователи, в частности, отождествляют его с местом, где поселился Авраам в Земле Обетованной. В Хевроне, согласно иудейской и мусульманской традиции, похоронены праотцы еврейского народа Авраам, Исаак и Яков с жёнами, а сам город является одним из четырёх, священных для иудаизма. Хеврон семь лет пробыл столицей царства Давида до переноса её в Иерусалим . Евреи продолжали жить в Хевроне и после Вавилонского пленения , и после восстания Бар-Кохбы . Евреи вновь поселяются там в первый период арабского владычества, когда город называется Халил ар-Рахман (в честь Авраама), но вместе с мусульманами они были изгнаны из города крестоносцами. Очередное возрождение еврейской общины относится к мамлюкскому периоду (XIII век), и с тех пор еврейский квартал, выстроенный вокруг синагоги «Авраам Авину», существовал там постоянно.

К началу двадцатого века Хеврон в значительной степени утратил своё значение регионального центра, и еврейская община, хотя и не исчезла совсем, сократилась примерно до семисот человек. Она восстанавливается после Первой мировой войны , в первые годы британского мандата в Палестине , но евреи по-прежнему составляют лишь небольшую часть населения города (в 1922 году — 430 человек при общем населении 16 тысяч, к 1929 году — 700 человек при общем населении 18 тысяч).

Община, состоявшая в основном из сефардских евреев, относительно мирно уживалась с соседями-мусульманами. Отношения между арабским населением и студентами ашкеназской ешивы «Слободка», основанной в 1925 году , были более напряжёнными, и арабы относились к ним так же, как к « сионистам ».

Предшествующие события

15 августа 1929 года, в день иудейского поста Девятого Ава в ознаменование годовщины разрушения еврейских храмов, молодёжные группы движения « Бейтар » провели демонстрацию в защиту права евреев молиться у Стены плача . В ходе мусульманской демонстрации на следующий день участники, организованные Высшим мусульманским советом, прошли по узкой улице вдоль Стены плача и уничтожили еврейские молитвенные принадлежности, найденные рядом с ней. Ещё через день арабами был убит еврейский подросток. По Иерусалиму поползли слухи: в еврейской общине о готовящемся погроме, в мусульманской — о готовящемся осквернении евреями Храмовой горы . Арабская пресса, ведущая погромную агитацию уже длительное время, в эти дни её заметно усилила.

Похороны еврейского мальчика вылились в очередную демонстрацию, а в пятницу 23 августа среди мусульман Иерусалима разнёсся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим убиты двое арабов (арабский историк Джордж Антониус приводит имена: Ханна Каркар и Халил аль-Дауди) . На улицы Иерусалима вышли толпы арабов, многие из которых были вооружены. К проповедникам, призывающим к сдержанности, никто не желал прислушиваться, и толпа двинулась на еврейский квартал. Ценой жизни 13 евреев нападение было отбито, но аналогичные атаки также начались в других городах: Яффе , Цфате и Хайфе .

Хевронский погром

Уже 20 августа, после первых мусульманских выступлений в Иерусалиме, представители «Хаганы» обратились к руководству еврейской общины в Хевроне с предложением эвакуировать хевронских евреев или предоставить им защиту. Однако лидеры общины, верившие в хорошие отношения с арабской знатью и её способность защитить их самостоятельно, от этой помощи отказались.

Ближе к вечеру 23 августа (фр.) , командовавший немногочисленными полицейскими силами в Хевроне, состоявшими почти полностью из арабов, узнав о погроме в Иерусалиме, попытался предотвратить аналогичные события в Хевроне. Он выставил полицейские пикеты и обратился к арабской толпе, собравшейся на автобусной станции, в попытке разрядить обстановку. В это же время к нему обратился за помощью главный городской раввин , которого закидали на улице камнями. Кафферата приказал ему и другим евреям не выходить из дома. В тот же вечер сын Слонима, банкир и член городской управы Элиэзер Дан Слоним-Двек предложил всем желающим евреям укрыться у него в доме, и многие ашкеназские жители города приняли это приглашение.

Ближе к вечеру толпа атаковала здание ешивы «Слободка»; в результате нападения был убит учащийся Шмуэль Розенгольц. Через несколько часов делегация арабских старейшин сообщила Кафферате о том, что муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни требует от них действий против евреев. Кафферата просил их проследить за порядком в их деревнях.

Еврейский дом после погрома

В восемь часов утра в субботу толпа, вооружённая кольями, ножами, вилами и топорами (основу которой, по свидетельству очевидца, составляли погромщики, прибывшие из Иерусалима), вышла на улицы Хеврона. Двое еврейских юношей были убиты почти сразу. Попытка полиции, вооружённой дубинками, остановить погром была неудачной, и толпа двинулась на еврейский квартал. Мятежники предложили Слониму сделку: жизни евреев-сефардов будут сохранены, если ашкеназов выдадут на расправу арабам. Раввин отверг это предложение и был убит на месте. Он стал одним из 67 евреев, убитых в ходе погрома. Ещё 53 хевронских еврея были ранены.

Спасители евреев

В то время, как часть полицейских примкнула к погромщикам , некоторые арабские жители города пытались спасать евреев.

Большинство хевронских евреев спаслось, причём более двух третей спасшихся нашли убежище в арабских семьях. Списки евреев, спасённых арабами Хеврона, хранятся в Центральном Сионистском Архиве ; один из списков содержит 435 имён спасённых. 28 арабских семей дали приют своим еврейским соседям, в некоторые дома набились десятки преследуемых . Современники называют имена Нассера эд-Дина и Абу Ид Зайтуна. Спасители рисковали жизнью. Арабский врач, доктор Абдал Аал, не только предоставил убежище в своем доме целой еврейской семье, но и ходил по городу, отыскивая раненых евреев и оказывая им помощь, хотя подвергался опасности. За своё мужество и милосердие он получил благодарственное письмо от главы иерусалимского отделения Сионистского исполнительного комитета, полковника Фредерика Киша. Факты о спасении евреев Хеврона их соседями-арабами приведены в книгах двух израильских историков: «Книга Хеврона» Одеда Авишара и «Пора анемонов» Тома Сегева .

Евреи также укрывались в здании британской полиции, которое провело в осаде три дня. Через два часа после начала погрома толпа была разогнана полицией, уже вооружившейся огнестрельным оружием, но евреям не разрешали покидать здание полиции, чтобы «не возбуждать страсти» .

Последующие события

Еврейский житель Хеврона в разорённом квартале

В ходе мятежа в августе 1929 года погибли 135 евреев и ещё около трёхсот были ранены; десятки арабов были убиты британскими войсками и полицией при подавлении мятежа, в том числе и в Хевроне. После подавления беспорядков британские власти приняли решение эвакуировать еврейское население Хеврона и Газы . Некоторое количество евреев впоследствии вернулось в Хеврон, но их вновь эвакуировали, когда началось арабское восстание 1936-1939 годов.

В 1930 году вышел очередной выпуск Белой Книги, ужесточавший ограничения на въезд евреев в Палестину и накладывавший запрет на продажу земли в Палестине евреям, что являлось уступкой арабскому руководству.

За отвагу, проявленную в первый день погрома, Реймонд Кафферата был представлен к медали. Впоследствии он с большим служебным рвением преследовал еврейское подполье в Рамат-ха-Шароне и Хайфе, и боевики « Иргуна » даже совершили на него покушение в 1946 году .

В следующий раз евреи вернулись в Хеврон только после Шестидневной войны , когда Израиль установил контроль над Западным берегом Иордана . Сегодня евреи проживают в поселении Кирьят-Арба , территориально входящем в границы Хеврона, и в трёх кварталах старого города. Отношения между еврейским и арабским населением Хеврона остаются напряжёнными, выливаясь в регулярные стычки.

В 1994 году , на фоне терактов против евреев после заключения Соглашений Осло , житель Кирьят-Арбы Барух Гольдштейн расстрелял группу молящихся мусульман в пещере Махпела . Многие евреи-жители Хеврона и Кирьят-Арбы были убиты в результате терактов и после акции Гольдштейна.

Хевронский погром в искусстве

Фильм Дана и Ноит Гева «Что я видела в Хевроне», снятый в 1999 году , рассказывает историю погрома со слов очевидцев, в первую очередь бабушки создателей фильма.

Примечания

  1. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. от 10 марта 2007 на Wayback Machine (англ.)
  3. Susan Silsby Boyle. . — Taylor & Francis, 2001. — P. 155. — ISBN 978-0-8133-3759-3 .
  4. Richard Andrew Cahill. (англ.) . BBC News (26 августа 2009). Дата обращения: 2 октября 2009. 8 апреля 2012 года.
  5. Петр Люкимсон. . Мнения (3 сентября 2009). Дата обращения: 2 октября 2009. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  6. от 12 декабря 2020 на Wayback Machine (англ.)
  7. Вера Райдер . от 26 января 2009 на Wayback Machine
  8. от 19 августа 2006 на Wayback Machine (англ.)
  9. (англ.) . Forward (20 августа 2004). Дата обращения: 2 октября 2009. 10 февраля 2010 года.
  10. Richard Andrew Cahill. (англ.) (pdf). Jerusalem Quarterly №38 . The Institute of Jerusalem Studies (лето 2009). Дата обращения: 2 октября 2009. 8 апреля 2012 года.
  11. Алекс Брасс. . «Военный вестник Израиля» №8 (28 февраля 2008). Дата обращения: 12 января 2010. Архивировано из 8 апреля 2012 года.
  12. от 24 января 2010 на Wayback Machine (англ.)
  13. на сайте « Jerusalem Post » (на 2009) (англ.)
  14. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Ссылки

  • от 15 января 2017 на Wayback Machine на сайте от 31 мая 2012 на Wayback Machine (англ.)
  • от 18 февраля 2010 на Wayback Machine на сайте от 18 февраля 2010 на Wayback Machine (англ.)
  • от 19 февраля 2010 на Wayback Machine (англ.)
  • от 19 февраля 2010 на Wayback Machine (англ.)
  • При работе над статьёй использованы материалы статей Википедии на английском языке и
Источник —

Same as Погром в Хевроне