Interested Article - Черепнин, Николай Николаевич

Никола́й Никола́евич Черепни́н ( 3 [15] мая 1873 , Санкт-Петербург — 26 июня 1945 года, Исси-ле-Мулино , под Парижем ) — русский композитор, дирижёр и педагог; отец композитора А. Н. Черепнина , ученик Н. А. Римского-Корсакова .

Н. Н. Черепнин стал первым композитором, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего театрального проекта « Русских сезонов ». Обладая ярким композиторским талантом, вращаясь в среде художников и музыкантов, изменивших лицо искусства XX века, Черепнин создал произведения, перевернувшие представление о современном балетном спектакле — «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо». Сергей Дягилев оценивал композитора как одного из «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии» . В. Логинова отмечала, что композитор «обладал самостоятельным и неповторимым обликом в контексте художественной культуры начала XX века и сказал собственное слово, внёс заметный творческий вклад в мировое музыкально-художественное наследие».

Биография

Родился в семье известного петербургского медика Николая Петровича Черепнина (1841 — 27 февраля 1906), личного врача Ф. М. Достоевского ; в воспоминаниях Анны Сниткиной-Достоевской указывалось, что в последний момент послали за доктором Черепниным: «Приехавший доктор Н. П. Черепнин мог только уловить последние биения его сердца». Мать, Зинаида Александровна, в девичестве Ратаева, дочь обер-егермейстера Александра Николаевича Ратаева. Умерла после вызванной родами болезни. Вторая жена отца была из рода Суворовых, — Ивашинцова имела двух сыновей; таким образом, генерал-лейтенанты (1869—1921) и (1857—1921) Ивашинцовы были его сводными братьями.

В 1883 году Николай Черепнин поступил в 6-ю Петербургскую гимназию , директором которой в 1890 году стал филолог и духовный композитор Дмитрий Николаевич Соловьёв . Гимназия была окончена в 1891 году с серебряной медалью . Затем Черепнин учился в Петербургском университете ; в 1895 году окончил юридический факультет университета со званием кандидата права.

Ещё осенью 1893 года, не оставляя занятий в университете, он поступил в Петербургскую консерваторию , в класс фортепиано профессора Карла Карловича Фан-Арка . Вскоре, оставив класс Фан-Арка, он сдал экзамены на композиторское отделение консерватории и был принят в класс композитора и музыкального писателя Николая Феопемптовича Соловьёва . В 1894 году, как вспоминал Черепнин

После долгих колебаний и волнений я решился наконец предстать перед Римским-Корсаковым, захватив с собой кое-какие сочинения… Николай Андреевич прослушал все очень внимательно, побеседовал со мной на кое-какие музыкальные темы и… сказал, что он примет меня в свой класс после того, как я получу от моего прежнего профессора согласие на переход из его класса.

Соловьёв не возражал и Черепнин стал заниматься у Н. А. Римского-Корсакова на курсе специальной гармонии и в 1898 году с отличием окончил класс композиции со званием свободного художника.

С 1898 года дирижировал хором Мариинского театра , с 1906 года — дирижёр театра. Дирижировал концертами Русского музыкального общества , «Русскими симфоническими концертами», в 1908—1913 годах — в петербургском Народном доме. С 1909 года Черепнин участвовал в « Русских сезонах » Сергея Дягилева .

Член Беляевского кружка , был дружен с музыковедом А. В. Оссовским . Входил в объединение « Мир искусства ».

В 1905—1917 гг. преподавал дирижирование в Петербургской консерватории (с 1909 года — профессор), среди его учеников были Николай Обухов и Сергей Прокофьев , посвятивший учителю три сочинения: Симфониетту, Первый фортепианный концерт и Скерцо для четырёх фаготов . Юрий Шапорин , занимавшийся у Черепнина по чтению партитур, так описывал своего учителя: «Из всех профессоров консерватории он был, пожалуй, наиболее передовым по своим художественным устремлениям» .

В 1918—1921 гг. — директор Тифлисской консерватории . С 1921 — во Франции, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 году основал и возглавил Русскую консерваторию в Париже. В 1932 году был приглашён Сергеем Кусевицким продирижировать Бостонским симфоническим оркестром . С 1937 года возглавлял Попечительский совет издательства «М. П. Беляев в Лейпциге».

Сочинениями Черепнина, помимо самого автора, дирижировали Александр Глазунов , Сергей Кусевицкий , Михаил Плетнёв , Геннадий Рождественский , Александр Рудин .

Семья

Жена (с 1897 года): старшая дочь Альберта Николаевича Бенуа , Мария Альбертовна . Вместе с женой похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Сын: Александр — композитор, пианист, музыкальный критик .

Композиторский стиль

А. Бенуа. Эскиз декорации «Сады Армиды» к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды»

Являясь последователем своего педагога, Н. Черепнин воспринимал все новые веяния в музыке. Большое влияние на его стиль оказало течение импрессионизма , многое он воспринял от А. Н. Скрябина , Р. Штрауса , Г. Малера , А. Шёнберга , И. Стравинского , К. Дебюсси , М. Равеля .

Первые его произведения были напечатаны уже в 1898 году: 6 романсов для меццо-сопрано (op. 1), Прелюдия к пьесе Принцесса Грёза (op. 4), Песнь Сафо (op. 5).

Исследователи склонны считать, что лучшие произведения Н. Черепнина были написаны им в период сближения его с группой «Мир искусства». Общение это началось с создания балета « Павильон Армиды » (ор. 29) по сюжету А. Н. Бенуа в 1903 году. С 1909 по 1914 год он был участником «Русских сезонов» в Париже, и первый сезон 1909 года прошёл под его управлением. Он оказался первым композитором, написавшим музыку по заказу Сергея Дягилева — первый его балет «Павильон Армиды» был поставлен в 1909 году М. Фокиным. Ещё два его балета — «Нарцисс и Эхо» (ор. 40, 1911 г.) и «Маска Красной смерти» (ор. 49, 1912 г.) — также созданы им для труппы Сергея Дягилева.

Имя Н. Н. Черепнина связано с балетным жанром и творчеством балетной труппы Сергея Дягилева в Париже. Художественные принципы композитора сформировались под воздействием членов дягилевского содружества — А. Н. Бенуа, Л. Бакста, М. Фокина, эстетики «Мира искусства», тяготения его участников к поэтическому воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации.

Избранные сочинения

Центр творчества Н. Н. Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них — «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо», «Маска красной смерти». Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью импрессионистов . Ряд произведений Черепнина написан на темы русских сказок. Написанные в 1930-х годах оперы «Сват» и «Ванька-ключник» — интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX века. Среди оркестровых сочинений Черепнина наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд «Принцесса Грёза» (по Э. Ростану ), симфоническая поэма «Макбет» (по В. Шекспиру ), симфоническая картина «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице), драматическая фантазия «Из края в край» (по одноимённому стихотворению Ф. Тютчева ), «Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А. С. Пушкина ). Заметен Черепнин также в кантатно-ораториальном жанре («Песнь Сафо» и ряд духовных сочинений a cappella, в том числе «Хождение Богородицы по мукам» на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах («Ночь» на стихи В. Юрьева-Дрентельна, «Старая песня» на стихи А. Кольцова ). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов — от философской лирики («Трубный глас» на стихи Д. Мережковского , «Думы и волны» на стихи Ф. Тютчева) до картин природы («Сумерки» на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен («Венок Городецкому») до сказки («Фейные сказки» на стихи К. Бальмонта . Из других сочинений Черепнина следует назвать его фортепианную «Азбуку в картинках» с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырёх валторн и другие ансамбли. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки («Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского , « Сорочинская ярмарка » М. П. Мусоргского ) , Р. Шумана (пантомима-балет «Papillons»).

Балеты

Оперы

Симфонические сочинения

Камерные сочинения

  • Шесть пьес для квартета валторн
  • Струнный квартет

Премии

  • Глинкинская премия Попечительного Совета для поощрения русских композиторов: 1909 год — за концерт для фортепиано с оркестром sic-moll (500 рублей); 1911 год — за 14 эскизов для фортепиано к «Русской азбуке в картинках», ор.8 (400 рублей).

Примечания

  1. Nikolai Nikolajewitsch Tscherepnin // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. (англ.) — OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #11905647X // (нем.) — 2012—2016.
  4. Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2-х томах. Т. 2. — М., 1982. — С. 481.
  5. , с. 25.
  6. Кузнецова О. от 12 декабря 2013 на Wayback Machine
  7. Шапорин Ю. Воспоминания о Н. А. Соколове, М. О. Штейнберге, Н. Н. Черепнине. 1960-е, рукопись // РГАЛИ. — Ф. 2642, Оп. 1, ед. хр. 142.
  8. Её сестра, Камилла Альбертовна Бенуа (1879 — 04.07.1959, Ванкувер ) была женой Д. Л. Хорвата .
  9. В. Ю. (неопр.) . Театр и его история . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  10. ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич // Творческие портреты композиторов. — Музыка (рус.) . — М. , 1990. // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.
  11. С. С. Прокофьев в 1914 году написал: «Это очень интересная вещь, часто с хорошей музыкой, иногда с водянистой заимствованной иллюстративностью, но необычайно занятно, а местами ошеломляюще интересно».

Литература

  • Черепнин Николай Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии .
  • // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Черепнин Н. Н. Воспоминания музыканта; [Предисл. О. Томпаковой]. — Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1976. — 128 с., 2 л. ил.
  • Nikolai Tcherepnin, 1873—1945. Frankfurt/Main: M.P. Belaieff, 1974
  • Асафьев Б. В. Этюд о Черепнине. Последние произведения// Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: «Музыка», 1974. — С. 20—24.
  • Биккенин О. Ф. Балетное творчество Н. Н. Черепнина русского периода в контексте эстетических течений его времени / М-во культуры России, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — Санкт-Петербург: [б. и.], 2001. — 42 с.: нот.
  • Глинский М. «Красная маска». Хореодрама Н. Н. Черепнина // РМГ. — 1916 г. — № 12.— Стб 268—276.
  • Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. — М.: Языки славянской культуры, 2002.
  • Двинский М. Н. Н. Черепнин о своем новом балете «Красные маски» // «Биржевые ведомости». — 1912. − № 13181, 6 октября.
  • Дейкун Л. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Николая Черепнина// Русская музыкальная культура XIX — начала XX века. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — Вып. 123. — М., 1994. — С. 79—95.
  • Кисеева, Е. В. Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX—XX веков : диссертация … кандидата искусствоведения. — Ростов-на-Дону, 2006. — 180 с.
  • Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: долгое странствие. — М. : Языки русской культуры, 1999. — 299 с. — ISBN 5-88766-041-4 .
  • Логинова В. : дисс. … кандидата искусствоведения; Российская Академия музыки им. Гнесиных. — М., 2002. — С. 48—97
  • Логинова В. Творческий облик Н. Н. Черепнина в контексте русского искусства начала XX века: личность и стиль. — Оренбург: Из-во Оренбург. Гос. Ин-та искусств, 2002.
  • Оссовский А. В. Павильон Армиды. Балет Н. Н. Черепнина // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л., 1971. — С. 84—87.
  • Редя В. Я. «Новый балет» в антрепризе С. Дягилева: начало пути // Музыковедческие студии Института искусств Волынского национального университета имени Леси Украинки и Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского. Сборник научных трудов. — Вып. 5. — Луцк: Волынский национальный университет имени Леси Украинки, 2010. — С. 5—17.
  • Светлов В. «Павильон Армиды» // Слово. — 1907. — № 331.
  • Финкельштейн Ю. «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина: образный строй и средства воплощения // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — № 2. — С. 262—270.
  • Финкельштейн Ю. Воплощение эстетики «Мира искусства» в балетном спектакле «Нарцисс и Эхо» Бакста — Фокина — Черепнина // Философия и музыка. Сборник трудов. — Вып. 163. — РАМ им. Гнесиных, 2004. — С. 57—65.
  • Финкельштейн Ю. // ГЛОБЭКСИ : (Интернет-журнал АТиСО) / Акад. труда и соц. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2007.
  • Финкельштейн Ю. А. // ГЛОБЭКСИ: (Интернет-журнал АТиСО) / Акад. труда и соц. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2007.
  • Финкельштейн Ю. А. : автореферат дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Финкельштейн Юлия Анатольевна; [Место защиты: Российской академии музыки им. Гнесиных]. — Москва, 2012. — 24 с. (— Москва, 2012. — 191 с.)
  • Финкельштейн Ю. Поздние балеты Николая Черепнина // «Русское искусство». — 2009. — № 1. — С. 27—34.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Томпакова О. ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич // Творческие портреты композиторов. — Музыка (рус.) . — М. , 1990.
  • // Новый Журнал. — 2008. — № 253
  • на сайте Общества Черепниных (англ.)

Same as Черепнин, Николай Николаевич