Interested Article - Дахма

Внутренний вид дахмы
Чилпык — древняя «башня молчания» в Узбекистане
«Башня молчания» в Персии, XIX век
Гравюра конца XIX века с изображением зороастрийской башни молчания в Мумбаи
Дахма в иранском остане Йезд

Да́хма ( перс. دخمه ‎, ˈdäχ-mä ) — круглое башенное сооружение, используемое в зороастрийской религиозной традиции для погребальных практик. В просторечии также именуется «башня молчания» . На вершине таких башен выставляются трупы, которые обычно расклёвывают хищные птицы. Строительство башен молчания связано с положением в зороастризме, согласно которому «нечистое» мёртвое тело не должно предаваться ни земле, ни огню.

Религиозное значение и конструкция

Дахмы обычно имеют высоту около 6 метров и сооружаются из кирпича или камня на возвышенностях (в древности некоторые иранские общины, проживавшие в горах, просто отгораживали участок склона сплошной кирпичной стеной ). На решётчатых площадках на их вершине выкладываются мёртвые тела, которые затем расклёвывают птицы- падальщики . Эта платформа была недоступна взору снаружи, поскольку закрывалась высоким парапетом . К тому же башня не имела лестницы: её ставили специально для каждого поднятия на платформу, в остальное время сооружение было недоступно . Освобождённые от плоти кости собираются затем в глубокий колодец в центре башни. В этих колодцах кости продолжают тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты распада не будут смыты дождевой водой.

Согласно зороастрийскому богословию, тела умерших людей являются источниками нечистот, из-за чего они не должны соприкасаться с огнём и землёй — то есть с творениями Ахурамазды . Поэтому кремация и обыкновенные похороны исключаются. После смерти с телами производят необходимые ритуалы в течение трёх дней, поскольку лишь по их истечении душа покидает мир. В течение трёх суток близкие и священники молятся Сраоше, зороастрийскому ангелу, который впоследствии будет вести душу покойника на суд .

История

В своей « Истории » Геродот вскользь упоминает, что «труп умершего перса погребается не раньше, как его разорвет птица или собака» .

Первое известное упоминание о погребальных башнях относится к 30-м годам IX века , в переписке Атурфарнбага Фаррухзатана, лидера иранских зороастрийцев, и верующих из Самарканда , в письмах которой поднимается вопрос проведения обряда погребения при сломанной дахме, пока новая ещё не построена . Вероятно, однако, что башни строились уже в III—VI веках при Сасанидах . Слово «дахма», восходящее к индоевропейскому корню, означающему «хоронить», изначально обозначало любую могилу, но с расцветом строительства погребальных башен стало применяться главным образом к ним .

В Новое время с усилением реформистских тенденций в зороастризме башни постепенно вытеснялись из обращения, уступая место захоронению тел в гробах в цементированных могилах, что также позволяет избежать контакта нечистых трупов с землёй. В Тегеране зороастрийское кладбище — арамга — открылось в 1937 году, в Кермане — двумя годами позже, в провинции Йезд — в середине 1960-х годов. Ещё через десять лет единственным местом в Иране, где всё ещё использовалась дахма, оставался со своей консервативной общиной. Зороастрийцы Индии в этот же период переходят к кремации трупов, в особенности в перенаселённом Бомбее .

Современное использование

В XXI веке дахмы ограниченно эксплуатируют индийские зороастрийцы, однако эта практика встречает сопротивление со стороны общественности и влечёт юридические тяжбы. В остальных странах, в том числе в Иране, зороастрийцы хоронят покойников согласно традициям, преобладающим в соответствующем регионе . Также использование дахм затруднено из-за практически полного исчезновения в регионе птиц-падальщиков , в результате чего процесс разложения тел идёт естественным путём. В целях сохранения традиции над одной из «башен молчания» в Индии установлена система солнечных рефлекторов , направляющих тепло для скорейшего разложения плоти, а также обсуждаются проекты по разведению при «башнях молчания» грифов .

См. также

Примечания

  1. Mary Boyce. Zoroastrians in tenth-century Iran // . — Routledge, 2001. — P. 156—162. — ISBN 0-415-23902-8 .
  2. , с. 158.
  3. , с. 14.
  4. Мария Молина. . Наука в фокусе (декабрь 2011). Дата обращения: 7 ноября 2014. 13 марта 2014 года.
  5. Boyce, 2001, p. 221
  6. , с. 13—14.
  7. Sanjeev Srivastava. . BBC (18 июля 2001). Дата обращения: 7 ноября 2014. 13 июля 2015 года.

Литература

Статьи

  • Manfred Hutter. (англ.) // Deuterocanonical and Cognate Literature Yearbook. — 2009. — December ( vol. 2009 , no. 2009 ). — P. 13–26 . — ISSN .

Книги

Ссылки

Источник —

Same as Дахма