Островский, Михаил Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Виктор Джон Островский ( англ. Victor John Ostrovsky , род. 28 ноября 1949 , Эдмонтон , Альберта , Канада ) — канадский и израильский писатель и художник , в прошлом сотрудник израильской разведслужбы « Моссад », автор книг « » (1990) и « » (1995), раскрывающих подробности деятельности «Моссада» и подвергающих её критике .
Мать Виктора — Мира Марголина, учительница гимнастики в школе Эдмонтоне, родилась в Подмандатной Палестине , несла службу в Британской армии и воевала в Северной Африке против немцев. Бабушка и дедушка по материнской линии — Эстер и Хаим Марголины, которые покинули Российскую империю в 1912 году и осели в британской Палестине с дочерю Рафой (там же родились ещё двое детей, Мира и Маца). Хаим работал главным аудитором Еврейского национального фонда . Эстер во время Второй мировой войны служила в Британской армии водителем грузовика, после войны вступила в организацию « Хагана », боровшуюся против британцев.
Отец — Сид Остен ( англ. Sid Osten ), уроженец Канады, еврейского происхождения, пятый из семи детей в семье. Во время Второй мировой войны служил экипажа бомбардировщика Avro Lancaster ВВС Канады , участвовал в более чем 20 миссиях в небе над Германией. Один раз его самолёт был сбит, но он сумел избежать попадания в плен. Позже изменил фамилию на «Островский», в составе израильских войск участвовал в арабо-израильской войне 1948 года , комендант аэродрома Сде-Дов (авиабаза ВВС Израиля). Позже переехал в американский штат Небраска . Дедушка по отцовской линии — Аарон Островский, занимался розничной торговлей, однако разорился в годы Великой депрессии и переехал в Эдмонтон в провинции Альберта, присоединившись к еврейской общине. Бабушка по отцовской линии — Бесси Островская — воспитывала Виктора; она познакомила его с израильским художником Ароном Гилади, который жил с Виктором на одной улице и был его учителем на протяжении более 10 лет.
Виктор родился 28 ноября 1949 года в Эдмонтоне (провинция Альберта). В возрасте 5 лет он переехал в Израиль с матерью в связи с разводом родителей. С 14 лет он служил в молодёжных бригадах и занимался стрельбой, в 1964 году занял 2-е место на чемпионате Израиля по стрельбе из винтовки типа « штуцер », набрав 192 очка из 200 возможных. Член Партии труда в Херцлии. С 17 лет служил в Армии обороны Израиля : из-за проблем со зрением его не приняли в ВВС, и он служил в Военной полиции. Дослужился до звания командира полицейского участка Наблус , позже возглавлял центральное командование военной полиции на Западном берегу реки Иордан.
После службы в военной полиции Островский перешёл на флот , где служил шесть лет. Он посещал командное училище и дослужился до звания майора ( капитана 3-го ранга ). Он занимался испытанием вооружения ВМС Израиля, в том числе ракет типа « Гарпун » на ракетных катерах типа «Саар-4» и зенитно-артиллерийского комплекса « Фэланкс ».
Согласно рассекреченным данным, в 1982 году он был завербован в « Моссад » и проходил обучение в училище Моссада на севере Тель-Авива в качестве « катса » (оперативник), получив в ЦАХАЛ звание полковника. Однако в 1986 году Островский ушёл из агентства: причиной тому стали его личные возмущения действиями разведки при выполнении заданий. В частности, он обвинял руководство разведслужбы в фальсификации отчётов, доставляемых руководству страны.
Фактическим поводом для отставки Островского стал провал операции на Кипре в 1986 году, в ходе которой израильтяне намеревались арестовать группу лидеров ООП , летевших в Триполи на встречу с Каддафи , однако не сумели их задержать: палестинцы ввели их в заблуждение, отправив этим самолётом обычных мелких чиновников и спрятав руководство ООП в ангаре, откуда вылетал самолёт. Островский знал об этом манёвре палестинцев, однако руководство «Моссада» проигнорировало его доводы и 4 февраля 1986 года ВВС Израиля заставили сесть не тот самолёт, а Островского выставили козлом отпущения .
В 1986 году Островский, уволившись из «Моссада», покинул территорию страны, избежав участия в военных сборах , однако фактически продолжал работать на своих бывших руководителей, высокопоставленных сотрудников, выполняя их частные поручения (нередко связанные с внутренней борьбой за высшие посты). В настоящее время Островский проживает в штате Аризона . Помимо двух своих автобиографий, он опубликовал шпионские романы «Лев Иудеи» и «Черные призраки»; владеет галереей живописи Ostrovsky Fine Art Gallery и издательством Osten Art, сам пишет картины из серии «Иносказания о шпионаже» ( англ. Metaphors of Espionage ), публикует статьи и даёт интервью на темы ближневосточной политики. Островский выступает одним из сторонников мирного урегулирования любых конфликтов Израиля с арабскими странами .
Был женат на Белле Островской (скончалась 8 января 2015 года в возрасте 65 лет) . Отец Беллы провёл 4 года в Освенциме, большая часть её семьи погибла от рук немцев. От этого брака есть двое детей.
В 1990 году Виктор Островский опубликовал книгу «Путём обмана», в которой раскрыл многие факты о деятельности «Моссада», начиная от тестов и заканчивая деталями выполненных заданий, а также заявил, что над разведкой отсутствует государственный контроль. Израиль пытался воспрепятствовать публикации книги, так как в ней затрагивались неудобные для Израиля факты, способные навредить его репутации . В частности, журналист газеты The New York Times Дэвид Вайз заявил, что в книге утверждалось о многолетнем шпионаже Израиля на территории США . Многие из утверждений Островского о работе «Моссада» не подтверждались и не опровергались, в связи с чем под вопрос ставился сам факт их достоверности. Ряд критиков во главе с Бенни Моррисом и Дэвидом Вайзом полагали, что эта книга в лучшем случае похожа на «бульварный роман», так как рядовой оперативник не мог столько знать о национальной разведслужбе и что она должна была строго соблюдать конфиденциальность . Островский же заявил, что утверждения посторонних лиц о «Моссаде» основаны не на достоверных источниках, а в самой службе не всегда соблюдались правила доступа к информации, поскольку служба насчитывала небольшое количество сотрудников, которые исполняли сразу несколько обязанностей.
В 1990 году израильское правительство подало в суд, требуя запретить публикацию книги, в которой содержалась информация, представлявшая собой государственную тайну. Изначально Верховный суд Манхэттена удовлетворил иск израильского правительства и постановил запретить печать книги , однако отменил это решение, и запрет на публикацию был снят . Судебный иск лишь только повысил рейтинг и популярность книги. Из соображений безопасности, однако, Островский решил не указывать реальные имена многих сотрудников Моссада, чтобы не подставлять их, ограничившись только указанием собственных имён, псевдонимов или инициалов. Тем не менее, в послесловии к американскому изданию 1991 года он утверждал, что к нему приходили сотрудники Моссада и требовали от него остановить процесс печати, ссылаясь на то, что потом от Островского потребуют больше информации представители ООП за огромные деньги. Более того, Островский уверял, что в израильской прессе (в том числе газете «Едиот Ахронот») в его адрес звучали угрозы убийства и обвинения в государственной измене, а ему грозила та же участь, что и Мордехаю Вануну .
В 1994 году была выпущена книга «Обратная сторона обмана», в которой Островский рассказал о своей жизни после официального ухода из Моссада: по его словам, ему приходилось уже вне кадрового состава выполнять задания своих бывших руководителей, связанные с внутренней политической борьбой в службе. Он утверждал, что в Моссаде не терпели любых левых активистов, так или иначе выступавших за мирное урегулирование палестино-израильского конфликта .