Воронежская синагога
- 1 year ago
- 0
- 0
Кантонская синагога ( итал. Scuola Canton ) — одна из пяти синагог еврейского гетто в Венеции , Италия . Основанная всего через четыре года после соседней (1528), это вторая старейшая венецианская синагога . Её происхождение неизвестно: возможно, она была построена как молитвенная комната для группы провансальских евреев вскоре после их прибытия в Венецию или как частная синагога для известной местной семьи. Неоднократно реконструируемый на протяжении всей своей истории, интерьер синагоги оформлен преимущественно в стилях барокко и рококо .
Последний раз синагога была отреставрирована в 2016-2017 годах .
. Она открыта для публики черезКак и другие четыре синагоги в Венеции , Кантонская синагога называлась scuola («школа»), а не синагога, точно так же, как евреи-ашкенази называют синагогу shul (שול) на идише . Однако в венецианском контексте этот термин имеет ещё одно значение: Scuola на самом деле было названием, данным учреждениям христианского братства , посвящённым помощи нуждающимся, наиболее известным из которых является шесть Scuole Grandi в Венеции. В здании Кантонской синагоги на протяжении веков действительно располагались штаб-квартиры нескольких благотворительных организаций и организаций по оказанию помощи, как и в соседней .
Среди нескольких предложенных этимологий слова «кантон» общепринятая связывает его с древним топонимом этого места, «кантон-дель-медрас» ( угол мидраша ), имея в виду положение здания в южном углу площади Гетто Нуово . Согласно другой гипотезе, это слово происходит от семьи Кантон (или Кантони), которая якобы финансировала строительство синагоги ; эта гипотеза подтверждается тем фактом, что три еврейские молитвенные комнаты, когда-то находившиеся в гетто Нуово ( Scuola Luzzatto , Scuola Coanim и Scuola Meshullamim ), носили имена семей их основателей .
Кантонская синагога — одна из трёх синагог, расположенных в Гетто Нуово (самая старая часть венецианского гетто, основанная 29 марта 1516 года) вместе с Scuola Grande Tedesca и Scuola Italiana . Она была построена между 1531 и 1532 годами членами местной общины ашкенази . Каменная доска, расположенная слева от вимы , свидетельствует о подарке 180 дукатов , пожертвованных человеком по имени Шломо в 1532 году на строительство синагоги . Та же дата (5292 год по еврейскому календарю ) вывешена над входной дверью .
Создание кантонской синагоги последовало через четыре года после основания соседней Scuola Grande Tedesca , также ашкеназского обряда, и, таким образом, могло быть результатом зарождающегося разделения внутри местной ашкеназской общины. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что новая синагога на самом деле могла быть построена группой провансальских евреев вскоре после их прибытия в Венецию, в период, отмеченный резким увеличением еврейского населения Венеции из-за иммиграции из близлежащих стран . Провансальские евреи были вынуждены Арль после присоединения Прованса к Франции (1484), и многие из них предпочли поселиться в Италии . Несколько элементов, по-видимому, доказывают провансальское происхождение кантонской синагоги: например, это была единственная венецианская синагога, где пели Леха доди — гимн , обычно исполняемый французскими евреями накануне субботы . Кроме того, «бифокальный эффект» синагоги (созданный вимой и ковчегом , обращёнными друг к другу на противоположных концах святилища), расположение, редко встречающееся в старых европейских синагогах, но являющееся общей чертой провансальских синагог Карпантры и Кавайона .
Первоначально здание синагоги выполняло как религиозные, так и общественные функции: первый этаж занимал склад гробов Fraterna della Misericordia degli Hebrei Tedeschi , еврейского учреждения, которое предоставляло услуги погребения для членов общины (заменённое в XIX веке на Fraterna dei Poveri ), а на втором этаже располагалась местная школа Талмуд-тора ( Fraterna sive Scuola Talmud Torah di Ghetto Nuovo ) .
Кантонская синагога неоднократно реконструировалась на протяжении XVI, XVII и XVIII веков, причём наиболее важные вмешательства происходили в конце 1630-х и 1650-х, 1730-х и 1770-х годах . Наряду с другими синагогами Венеции перестала регулярно использоваться в октябре 1917 года, когда местная еврейская община была вынуждена распуститься ; в то же время управление всеми еврейскими местами отправления культа было передано единому учреждению, Templi Israelitici Uniti .
Начиная с 1968 года в здании проводились масштабные реставрационные работы, проводимые Министерством культурных ценностей и окружающей среды Италии , которые включали стабилизацию фундамента и изоляцию стен . В 1989 году синагога была наконец вновь открыта для публики как часть новой музейной зоны, объединяющей все три синагоги Гетто Нуово, а также Венецианский музей еврейского искусства (основан в 1953 году, ныне Еврейский музей Венеции) . Более поздние кампании по сохранению были проведены в 2014 и 2016–2017 годах при поддержке Фонда Дэвида Берга .
иГлавное помещение синагоги имеет прямоугольный план, который лишь слегка асимметричен (12,9 х 7,1 х 12,7 х 6,5 м), в отличие от заметной неровности плана земли в соседней Скуола-Гранде-Тедеска . Оно занимает неприметное место на третьем этаже четырёхэтажного народного дома, выходящего на главную площадь гетто, и снаружи практически не заметно. Неприметный внешний вид был обязательной чертой синагог, построенных в Венеции в первые десятилетия XVI века, поскольку еврейские места отправления культа, хотя и допускались, в то время всё ещё были формально запрещены . Синагога стоит на возвышении (что характерно для близлежащих школ Scuola Grande Tedesca и Scuola Italiana ) в соответствии с талмудическими предписаниями об архитектуре синагог ; с практической точки зрения, участок, на котором стоит здание, принадлежал известной венецианской аристократической семье , но возвышенное размещение поставило синагогу под прямой контроль еврейской общины .
Вход на первом этаже здания синагоги состоит из просторного и светлого вестибюля, разделённого двумя белыми тосканскими колоннами ; лестница, украшенная мемориальными досками XIX века, посвящёнными видным деятелям общины, соединяет его с синагогой на третьем этаже. Нынешний вид зала и лестницы — результат реставрации, проведённой в конце 1850-х годов . На третьем этаже в синагогу можно попасть через узкий вестибюль со скамейками; четыре окна, расположенные на западной стене вестибюля (замурованные в 1847 году и вновь открытые в 1980-м), выходят в главное помещение. Первоначальная функция такого пространства, напоминающего вестибюль ( polish на идише ), часто встречающийся в зданиях синагоги в Центральной Европе, не ясна; однако его планировка предполагает, что изначально он мог служить матронеумом . Новая приподнятая женская галерея была завершена в 1736 году: считается, что с этого момента и до 1847 года вестибюль использовался людьми, которые не могли позволить себе место в главном зале. Из-за скромных размеров синагоги количество мест было фактически ограничено: владение местом считалось , и места часто передавались из поколения в поколение в известных семьях .
В синагоге много естественного света благодаря одиннадцати большим окнам, открывающимся наружу. Интерьер, сильно изменённый вмешательством XVIII века, оформлен в стиле барокко с элементами рококо . Основные фокусы, вима и ковчег, расположены на противоположных концах святилища: это действительно была первая венецианская синагога, построенная с «бифокальным эффектом», как кафедра Скуола-Гранде-Тедеска , позже перемещённая, изначально располагалась посреди комнаты в соответствии с традиционной конфигурацией «центральной вимы» .
Причудливо украшенный ковчег полностью позолочен, как предписано в Книге Исхода в отношении Ковчега Завета ; такое обилие позолоты также отражает то, какой декоративный стиль был в моде в Венеции конца XVII века . Ковчег занимает глубокую нишу в южной стене, обращённой к Иерусалиму , как это обычно бывает в старинных синагогах . Ниша выступает наружу и поэтому видна снаружи; эта особенность, характерная для венецианской домашней архитектуры и когда-то часто встречавшаяся в зданиях по всему городу, называется liagò (или diagò ) и, вероятно, заимствована из исламской архитектуры . Над ковчегом дополнительный свет обеспечивает небольшой витраж с синими, жёлтыми, красными и зелёными акцентами. Ковчег имеет трёхчастную структуру: в центральной части находится ниша для свитков Торы , увенчанная ломаным фронтоном в стиле барокко и окружённая двумя квадратными колоннами и двумя коринфскими колоннами с каннелюрами ; в двух боковых секциях расположены сиденья для парнассима с фигурными изогнутыми спинками, увенчанные меньшими ломаными фронтонами и окружённые с каждой стороны коринфскими колоннами с косым и вертикальным каннелюрами . На мраморных ступенях, ведущих к туалету, есть непонятные надписи на иврите , которые гласят :
Подарок Джошуа Моше в память о его брате, которого зарезали, как козла. День его рождения был тяжёлым для него. На его 44-й день рождения его кровь может быть принесена в жертву Б-гу. Мордехай, сын Менахема Бальдоса, 1672 год.
Дата, упомянутая в надписи, указывает «с большим приближением» на дату постройки ковчега ; как отмечалось ранее, его декоративный стиль явно напоминает тот период. Над сиденьями парнасим две деревянные панели с текстами двух субботних молитв .
В противоположном конце комнаты находится вима, построенная примерно в 1780 году . Приподнятая многоугольная кафедра, к которой ведут пять деревянных ступеней и изящно украшенная в стиле рококо, увенчана полуэллиптической аркой, поддерживаемой четырьмя оригинальными колоннами из переплетающихся ветвей , напоминающими две колонны на крыльце храма Соломона . Колонны тонкой работы были тщательно отреставрированы в 1980-х годах. Кафедра стоит внутри полугексагональной ниши, освещённой сверху куполообразным просветом, построенным около 1730 года . Деревянные сиденья вокруг кафедры изначально предназначались для самых видных членов общины . Перестройку этой части синагоги в XVIII веке, скорее всего, выполнил местный христианский архитектор Бартоломео Скальфуротто, который в то же время (около 1731 года) работал над реконструкцией фасада Дворца дожей .
У более длинных стен комнаты расположены две скамьи из орехового дерева, украшение которых было завершено в 1789 году, вместе с позолотой интерьера синагоги . Все стены разделены на пять горизонтальных секций; число пять неоднократно повторяется по всей синагоге (пять — это отверстия в двух более длинных стенах, а также ступени, ведущие к виме) как свидетельство его .
Две из четырех стен примечательны наличием восьми деревянных панно с рельефными медальонами, изображающими библейские эпизоды из Книги Исход, в том числе город Иерихон , переход через Красное море, жертвенник жертвоприношения, манну , ковчег на берегах реки Иордан , Корей , дарование Торы, и Моисей , пускающий воду из скалы . Восемь медальонов, написанных темперой , не представляют особой художественной ценности, но выделяются своей редкостью: пейзажные картины действительно чрезвычайно редки в синагогах, и их присутствие в Кантонской синагоге может отражать влияние центральноевропейских образцов . Медальоны на самом деле напоминают овальные картуши , изображённые на фронтисписах еврейских книг, напечатанных в Кракове в конце XVI века .
; "И обложил его чистым золотом внутри и снаружи, и сделал к нему золотой венец вокруг""И обложи его чистым золотом, внутри и снаружи обложи его, и сделай на нём золотой венец вокруг"
— Исх.