Interested Article - Багаз

Багаз , также Багаяша ( перс. باگاسیس ‎, уп. 138—120 до н. э. ), — сатрап из династии Аршакидов , младший брат и ставленник царя царей Парфии Митридата I . В этом качестве он вёл боевые действия в Вавилонии , возглавляя карательный поход против, предположительно, восставшего города « Ша-пи-Адата », а также сражался против армии государства Селевкидов под командованием Деметрия II . Гипотетический царь Парфии в 127/126 году до н. э. Это предположение основано на данных эпиграфики и нумизматики , так как в нарративных источниках сведения о царствовании Багаза отсутствуют.

Одна из наиболее важных политических фигур второй половины II века до н. э. на Среднем Востоке .

Биография

Имя Багаза (Багаяши) несколько раз упоминается в разных клинописных источниках парфянского периода . Также его один раз упоминает римский историк II—III вв. Марк Юниан Юстин . Багаяша был сыном царя Парфии из династии Аршакидов Фрияпатия . У него было три брата, которые стали царями, — Фраат I , Артабан I/II и Митридат I . Последний превратил небольшое Парфянское царство в могущественную империю — в ходе своего правления он покорил земли Мидии и Вавилонии , а затем и вовсе принял титул « царя царей » . Пока Митридат захватывал Мидию, один из его полководцев покорил Персию . По предположению историка Н. Овертума, им мог быть Багаз .

Юстин писал, что после завоевания Мидии Митридат превратил её в сатрапию и поставил во главе провинции Багаза . Целью их совместной деятельности была консолидация парфянской власти и укрепление западных границ новой империи . Упоминания Багаяши в клинописных источниках связаны с правлением Митридата I. В содержится информация о покорении Вавилона парфянами, которые вошли в город 13 мая 138 года до н. э. Среди военачальников завоевателей был и Багаяша, который собрал в Месопотамии войско и направился с ним в Мидию . Вместе со своим братом он принял участие в отражении контрнаступления греков- Селевкидов , пытавшихся вернуть земли Вавилонии, успешно разбив их войска . На тот момент Багаз уже имел должный военный опыт. Он применил против противника тактику « партизанской войны » — неожиданные атаки, изводившие наступавших на Вавилонию врагов. Царю Селевкидов Деметрию II удалось одержать лишь несколько незначительных локальных побед и временно вернуть под свой контроль Селевкию . Первоначально Багаз намеренно «проигрывал» мелкие стычки, поощряя самоуверенность врага и убеждая его в собственной неопытности и незначительности предполагаемой угрозы. Этим он заманил войско Деметрия II в глубь страны, где брат Багаяши Митридат уже подготовил ловушку. В июне/августе 138 года до н. э. Митридат I с основными войсками прибыл в Вавилонию и застал врага врасплох. Атаковав Селевкидов, он полностью разгромил войско противника и взял царя в плен .

Второе упоминание Багаза в источниках датируется октябрём 135 года до н. э. В это время Митридат I тяжело заболел и назначил брата своим заместителем . Третье упоминание в подобных дневниках датируется периодом между 9 октября и 6 ноября 133 года до н. э. и связано со случившимися на территории Вавилонии беспорядками на религиозной почве. В источнике сообщается об отстранении полководца Филина, который полугодом ранее — в апреле или мае того же года — приезжал в Мидию к Багаяше. Вместо него был назначен Феодосий . Последнее же подобное упоминание произошло более десятилетия спустя — в период между 20 мая и 17 июня 120 года до н. э. Оно касается сына Багаяши, «военачальника над четырьмя военачальниками» . По словам историков и , сын Багаяши мог быть преемником Феодосия .

Вавилонский карательный поход

Внешние изображения
: вавилонские клинописные табличк, датируемые II веком до н. э. Лондон, Британский музей

Помимо Вавилонских астрономических дневников деятельность Багаяши описывает BCHP 18B/A . По словам ван дер Спека, возможно, эта хроника также представляет собой часть Вавилонского астрономического дневника . Она рассказывает о проведённой Багаяшей карательной акции против вавилонян .

Краткое изложение источника следующее. Багаяша прибывает в Вавилон и просит отчёта у совета старейшин, в ходе которого упоминаются пролитая кровь и грабежи. Во дворце, кроме старейшин, присутствуют военачальники, а также группа людей, которые были вынуждены покинуть свои дома. В следующих строчках рассказывается о трауре среди всех групп людей, начиная рабами и заканчивая областеначальниками («пеха») . Затем происходит некое бедствие, после которого даже виновных людей отпускают по своим домам. Согласно ван дер Спеку, не исключено, что речь идёт о солдатах гарнизона .

В дальнейшем за людей ходатайствует некий военачальник PN-xx-nu , возможно, сын самого Багаяши, что приводит к принесению ценных даров и «сердечной радости» среди людей. Сам военачальник уходит в лагерь. Багаяша вызывает верховных жрецов, которые приходят с пятью вавилонянами и областеначальниками, а также военачальником PN-xx-nu . Этот командующий войсками убеждает парфянскую армию войти внутрь Вавилона и депортирует приведённую группу людей, после чего направляется в город Ша-пи-Адат. Стратег Вавилонии собирает гарнизон в одном месте, а Багаяша выводит его из города. Жившие во дворце люди также покидают его. Затем Багаяша входит в Борсиппу , где верховные жрецы приносят животных в жертву в его честь и делают подношения в честь Набу и Нанайи . Затем принимается некое решение в отношении серебра, предназначенного для храма в Ша-пи-Адате, после чего Багаяша покидает город. К нему приходит военачальник, передающий длинный отчёт о боевых действиях и завоевании некоего города. По словам ван дер Спека, возможно, речь в отчёте шла о Ша-пи-Адате .

По словам Лендеринга и ван вер Спека, «трудно понять, что здесь в целом происходит, но, похоже, в Вавилоне произошло восстание, после чего он был разграблен, а затем помилован» . Кроме этого Лендеринг отметил, что факт принесения жрецами жертвы в честь Багаяши говорит о его крайне высоком политическом статусе в стране

Вопрос царствования

Главным источником по ранней парфянской истории является составленная Юстином эпитома « Филипповой истории» Помпея Трога . В ней рассказывается, что на фоне «нападения скифов» вместо погибшего сына Митридата I Фраата II , который не оставил потомства, в 127/126 году до н. э. стал править его дядя Артабан . Однако имеющиеся в распоряжении исследователей нумизматические данные и остраконы из Нисы предоставляют свидетельства того, что между Фраатом II и Артабаном в течение 8 месяцев правил некий Багаз, который, скорее всего, идентичен Багаяше. По мнению Лендеринга и ван вер Спека, тот факт, что наследнику Артабана Митридату II не только служил, но и занимал высокую должность при его дворе сын Багаяши, свидетельствует, что Багаяша не впал в немилость и пользовался высоким авторитетом в Парфянском царстве .

В историографии нет консенсуса о том, был ли Багаз царём или нет. В 2004 году британская нумизматическая компания Classical Numismatic Group описала его как человека, который правил между Фраатом II и Артабаном. При этом она представила тетрадрахму Митридата I, на реверсе которой поместила изображением Багаза. До этого считалось, что на монете отчеканен портрет , правителя Харакены в Южной Месопотамии , однако в дальнейшем было доказано, что это именно Багаз . Иранский историк Голям Реза Ассар в 2005 году представил его как правителя , однако затем, в 2009 году, отказался от подобного заключения . Лендеринг в 2019 году посчитал, что Багаз и Багаяша — один и тот же человек, который определённо был царём, однако отметил, что об этом периоде в любом случае ничего не известно . Аналогичного мнения придерживались испанский нумизмат Луис Вальверде и иранский нумизмат Али Шаризаде . Н. Овертум в монографии 2020 года утверждал, что Багаз так и не стал царём . Однако он отметил, что гипотеза о царствовании Багаяши связана с его опытом военачальника. Учёный подчёркивал, что в случае воцарения Багаяши его сын имел все права на царский престол, в то время как он был лишь одним из военачальников при Митридате II. Это, по мнению Н. Овертума, противоречит утверждениям о возможном провозглашении Багаза царём. Овертум также отметил, что нет никаких свидетельств о военной службе Багаза при Фраате II, что можно объяснить его смертью либо уходом на покой. По мнению историка, версия о смерти Багаза при жизни Фраата II объясняет, почему столь могущественная фигура в Парфии не стала царём. Историк также отмечает, что отсутствие упоминаний о царе Парфии в литературных источниках является довольно странным .

Примечания

Комментарии

  1. Pāhat — термин аккадско - арамейского происхождения, которым обозначались вассалы сатрапов, наместники более мелких земель . Соответствует греческому эпистату .

Источники

  1. , с. 184.
  2. , с. 261.
  3. .
  4. , Reign of Mithradates.
  5. , XLI, 6, 7; .
  6. , p. 153.
  7. , p. 173.
  8. , p. 172.
  9. , -137A, 7—11, 16—18; , Astronomical Diaries.
  10. , p. 179.
  11. , pp. 182—183.
  12. , -136B, 16; , Astronomical Diaries.
  13. , -132B, 18—; , Astronomical Diaries.
  14. , -119A; , Astronomical Diaries.
  15. , Astronomical Diaries.
  16. , A Chronographic Document.
  17. .
  18. , Summary; , A Chronographic Document.
  19. , с. 19.
  20. .
  21. , King.
  22. , XLII, 1, 5; , XLII, 2, 1; , King.
  23. , pp. 148—149; , King.
  24. , p. 465.
  25. , pp. 87—88.
  26. , p. 136.
  27. .
  28. , p. 468.
  29. , p. 12.
  30. , pp. XXXIII, 153.
  31. , pp. 239—240.

Источники и литература

Источники

Литература

Ссылки

  • . (англ.) . (2019). Дата обращения: 14 июня 2023.
  • Lendering Jona. (англ.) . Livius.org (2004). Дата обращения: 14 июня 2023.
  • ; Lendering Jona. (англ.) . Livius.org (2019). Дата обращения: 14 июня 2023.
  • van der Spek Bert. (англ.) . Livius.org (2004). Дата обращения: 19 июня 2023.
Источник —

Same as Багаз