Interested Article - Сэтто

Сэ́тто ( яп. 節刀 , сэтто: ) — особый меч , который японский император вручал поставленному во главе армии полководцу в подтверждение его полномочий. По окончании похода меч возвращался императору.

Этимология

Слово сэтто состоит из двух слов: сэцу ( яп. , здесь «время, временный») и то: ( яп. , «меч»). Слово сэцу в данном случае означает «удостоверение», «подтверждение». Таким образом, сэтто — это «меч-удостоверение», то есть меч, выдаваемый в качестве свидетельства о том, что его обладатель уполномочен императором набирать людей и лошадей для своего войска, а также получать от местных властей все необходимое для своей армии. Кроме того, обладатель меча получал право распоряжаться жизнью как врагов, так и своих подчиненных.

Дзисэцу

От слова сэтто произошло слово дзисэцу ( яп. 持節 ): дзи (持) означает «держать», «обладать», а сэцу (節) употреблено здесь вместо сэтто (節刀). Таким образом, дзисэцу — это обладатель сэтто, то есть полководец, который уже получил от императора меч сэтто и который теперь наделен чрезвычайными полномочиями. Слово дзисэцу иногда включалось в титул полководца, например: дзисэцу тайсёгун («главнокомандующий, получивший меч сэтто»), сэй хаято дзисэцу тайсёгун («главнокомандующий в походе против хаято , получивший меч сэтто»), сэйи дзисэцу тайси («глава посольства по усмирению варваров, получивший меч сэтто»).

Дайтокэй

Меч сэтто входил в число — регалий , которые передавались в Японии от императора к императору и сопровождали императора в его поездках. По своей важности дайтокэй считались государственными сокровищами, стоявшими на втором месте после трех священных сокровищ . Дайтокэй хранились в особом ковчеге, который назывался карабицу ( яп. 唐櫃 , «китайский ящик») и находился сначала в дворцовом здании , а затем был перенесен в .

Другие названия

«Японская историческая энциклопедия», рассказывая о сэтто , говорит, что этот меч назывался «волшебным» ( яп. 靈剣 , рэйкэн ), то есть был символическим и не использовался непосредственно во время сражения.

У этого меча было ещё три названия:

  1. санко сэнтокэн ( яп. 三公戦闘剣 ) — «боевой меч сановника» («боевой» не в том смысле, что он использовался сановником в бою, а в том смысле, что во время боевых действий он находился при сановнике);
  2. сёгункэн ( яп. 将軍剣 ) — «меч полководца» и
  3. хатэкикэн ( яп. 破敵剣 ) — «меч, разящий врагов».

Описание сэтто

На клинок были нанесены символические рисунки китайского происхождения. На левой стороне клинка (если держать меч рукоятью вниз и лезвием от себя) были изображены:

  1. три властителя и пять императоров ( Фуси , Шэньнун , Хуанди ; , , Дику , Яо , Шунь );
  2. шесть звёзд и голубой дракон ;
  3. талисман Сиванму , хранящий от смертоносного оружия.

На правой стороне были изображены:

  1. пять звёзд Северного полюса и семь звёзд ;
  2. белый тигр
  3. талисман Лао-цзы , разящий врагов.

Происхождение сэтто

В некоторых древних сочинениях сообщается, что все входившие в число дайтокэй мечи, в том числе меч сэтто , были преподнесены Японии как дань при императрице Дзингу ( 201 269 ) корейским княжеством Кудара . Однако более вероятно, что сэтто появился при императоре Момму ( 697 707 ), который был поклонником всего китайского, а в Китае полководцу в знак его полномочий вручалась цзеюэ ( кит. 節鉞 ) — «секира-удостоверение». В уложении « Тайхорё » ( 701 год ) написано: «Когда тайсёгун выступает в поход, ему жалуют сэтто ». В толкованиях к «Тайхорё» говорится: «Что касается удостоверений посла, то раньше для этого использовали волосатый коровий хвост, но теперь это заменено мечом, который поэтому и называют сэтто — мечом-удостоверением; название удостоверения изменилось, но смысл его остался прежним».

История сэтто

  • Впервые меч сэтто был пожалован в 709 году при императрице Гэммэй (708—714). Тогда его получили , назначенный на должность Муцу тинто сёгун («командующий в Муцу — усмиритель востока»), и , назначенный на должность сэй Этиго эдзо сёгун («командующий—каратель варваров в Этиго »).
  • Затем в 720 года меч был пожалован Отомо Табито , который получил звание сэй хаято дзисэцу тайсёгун («главнокомандующий с сэтто — каратель хаято »).
  • С тех пор, как видно из различных исторических летописей, сэтто выдавался полководцам неизменно — вплоть до 940 года , когда для подавления мятежа Тэнкэй был назначен со званием сэйто тайсёгун («главнокомандующий — каратель востока»). Он был последним, кому император пожаловал сэтто .
  • В 960 году при императоре Мураками ( 947 967 ) во время пожара сэтто пострадал от огня. Меч был восстановлен (согласно некоторым источникам, изготовлен заново), однако в 1005 и в 1094 годах во дворце снова были пожары, и всякий раз дайтокэй сильно страдали от огня. Поэтому полководцам перестали вручать сэтто ; так, в 962 и 1180 годах командующим вместо сэтто вручили лишь курьерские колокольчики экирэй ( яп. 役鈴 ).
  • После того как власть в стране захватили сёгуны , императоры уже не назначали командующих, и вручение сэтто полностью прекратилось. В отдельных случаях, когда императоры собирали войско, чтобы выступить против сёгуната , они вручали своим военачальникам парчовое знамя, которое, возможно, выполняло ту же функцию, что и сэтто .
  • В 1227 году при императоре Го-Хорикава ( 1222 1232 ) дайтокэй были утрачены; в следующем 1228 году нашли китайский ящик, в котором было два меча и обгоревшие обломки железа и меди. Было проведено совещание, на котором было решено сделать два ящика: один — для сэтто , а второй — для всего остального. Император должен был всегда возить эти ящики с собой в своих поездках. В смутное время ( 1331 1335 ) оба ящика были утрачены. Когда в 1352 году на престол вступил император Го-Когон , в летописи было записано, что ему не были переданы дайтокэй.
  • В 1863 году император Комэй ( 1847 1867 ) пытался вручить сначала сёгуну Токугава Иэмоти , а затем его преемнику Хитоцубаси Кэйки некий меч с поручением изгнать из страны европейцев. Что это был за меч, который император хотел использовать в качестве сэтто , неизвестно.
  • В 1868 году император Мэйдзи , поручая своим дядям — приёмным сыновьям своего деда императора Нинко (принцам Акихито и Тарухито ) — возглавить военные действия против сёгуна Кэйки и его приверженцев, вручил обоим принцам по сэтто . Эти сэтто были обыкновенными мечами.

Известно также, что иногда сэтто вручался и послам, направляемым в Китай . Так, в 701 году император Момму , отправляя послом в Китай , присвоил ему звание кэнто сиссэцуси — «посла в Китай, наделенного мечом».

Источник —

Same as Сэтто