Interested Article - Вегенер, Пауль

Па́уль Ве́генер ( нем. Paul Wegener ; 11 декабря 1874 13 сентября 1948 ) — немецкий актёр и кинорежиссёр , один из основоположников киноэкспрессионизма .

Вегенер был одержим той же самой кинематографической страстью, которая вдохновляла Жоржа Мельеса ставить такие фильмы, как « Путешествие на Луну » или «Проделки дьявола». Но если добродушный французский режиссёр пленял детские души лукавыми трюками фокусника, немецкий актёр действовал наподобие сумрачного волшебника, который вызывал демонические силы, дремлющие в человеке.

Биография

Жизнь и творчество

Родился 11 декабря 1874 года в Арнольдсдорфе ( Восточная Пруссия , Германия ) в семье текстильного фабриканта Отто Вегенера и его жены Анны. В 1883—1886 годах посещал католическую гимназию в . В 1886—1893 годах во время учёбы в гимназии в Кёнигсберге вместе с друзьями организовал драматический кружок. В 1894—1895 годах по желанию отца изучал юриспруденцию во Фрайбурге и Лейпциге , но посещал прежде всего лекции по истории искусства и философии. Когда он бросил учёбу, чтобы окончательно стать актёром, отец лишил его материальной поддержки. С 1896 года после частных уроков актёрского мастерства был актёром в провинции, с 1905 года — в труппе Немецкого театра Макса Рейнхардта в Берлине . С 1913 года снимался в кино.

Творчество в кино

Широкая известность пришла к Вегенеру с ролью в фильме « Пражский студент » ( нем. Der Student von Prag: ein romantisches Drama , 1913 ), который он также поставил в качестве сорежиссёра.

Следующей значительной работой стала заглавная роль в фильме « Голем » ( нем. Der Golem , 1915 ). Образ оживлённого магией глиняного истукана оказался настолько органичен для монументального Вегенера, что актёр вернулся к нему ещё дважды — в фильмах « Голем и танцовщица » (Der Golem und die Tänzerin, 1917 ) и « Голем, как он пришёл в мир » (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920 ); последний стал одним из наиболее важных фильмов немецкого киноэкспрессионизма и классическим воплощением знаменитого сюжета.

В творчестве Пауля Вегенера большое место занимали величественные персонажи или негодяи, сыгранные им в фильмах « » ( нем. Sumurun , 1920 ), « Жена фараона » ( нем. Das Weib des Pharao , 1922 ), « » ( нем. Lucrezia Borgia , 1922 ), « » ( нем. Lebende Buddhas , 1925 ), « » ( нем. Svengali , 1927 ), « Альрауне » ( нем. Alraune , 1928 ), « » ( нем. Ramper, der Tiermensch, 1927 ) и др.

Вегенер продолжил работать и в звуковом кино, но так и не создал ролей, которые сравнились бы по значению с его более ранними работами. Несмотря на то, что в период национал-социализма он снимался в ряде пропагандистских фильмов, советские оккупационные власти дали ему разрешение на работу, и он одно время даже был советником военного коменданта Берлина по вопросам культуры. Исполнил заглавную роль в спектакле «Натан-мудрец» по пьесе Лессинга , премьера которого состоялась 7 сентября 1945 года в Немецком театре в Берлине . В этой роли он выступал более 60 раз — пока не упал на сцене в обморок.

Уход из жизни

Пауль Вегенер скончался 13 сентября 1948 года в Берлине .

Избранная фильмография

Примечания

  1. Кракауэр З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — М. : Искусство , 1977. — 320 с. — 10 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Вегенер, Пауль