Иван Иванович
Пушкин
—
стольник
и
воевода
1610—1620-х годов.
Биография
Сын думного дворянина
Ивана Михаийловича Большого Пушкина
.
В 1615 году был
рындой
при приёме английского посла
Джона Мерика
. В 1616 году назначен воеводой в
Михайлов
, но, вследствие его челобитья, отозван в Москву, так как в
Переславль
, считавшийся выше Михайлова, одновременно с ним был назначен воеводой
Иван Колтовской
, с которым Пушкину было «невместно» служить в «меньших». В том же 1616 году, во время «похода» царя
Михаила Фёдоровича
в село
Рубцово
, Пушкин смотрел там в
. В 1617 году он был послан в
Ярославль
собирать
дворян
и
детей боярских
, смольян и вязмичей, испомещенных в
Ярославском
и
Пошехонском
уездах; собрав их, он должен был привести их в Москву, что и исполнил. В 1620—1622 годах Пушкин был главным воеводой в
Верхотурье
.
К этому времени относится много царских грамот Пушкина, из которых известны, во-первых, обязанности, которые возлагались на верхотурских воевод, во-вторых, экономические и общественные условия жизни русских насельников и коренных народов и фискальные распоряжения Московского правительства по отношению к тем и другим; в-третьих, порядки, существовавшие в то время относительно «сибирского торга»; в-четвёртых, разные особые характерные обстоятельства, имевшие место в первой четверти XVII века в
Верхотурском уезде
— преддверии
Сибири
. Из этих грамот извлечены следующие данные.
-
Пушкин должен был оказать содействие
, отправленному на Верхотурье для описи острога, сёл и деревень, то есть дать ему
подьячего
, плотников для острожной сметы, людей «в дозор» и сколько понадобится
пушкарей
для рассылки.
-
Вследствие челобитья верхотурских
ямских охотников
, получавших лишь по 7 рублей жалованья в год и сильно обедневших, прибавить им по 3 рубля на год. Через год после этой прибавки верхотурские ямщики просили сравнять их с
туринскими
и
тюменскими
ямщиками, получавшими по 15 рублей и содержавшими гоньбу лошадей на двух дорогах, тогда как верхотурские ямщики гоняли на семь дорог: велено давать им жалованья тоже по 15 рублей.
-
Иметь строгий надзор за товарами, которые ввозятся в Сибирь и вывозятся оттуда. В Сибирь торговые люди не смели без проезжих грамот провозить заповедных товаров — шлемов, панцырей, копий, топоров, ножей и стрел: все это они должны были объявлять в Верхотурье и платить пошлины. Из Сибири велено отправлять служилых людей с «соболиною казною» в Москву, выдав им роспись, к которой поименовать всех служилых людей и отправляемые меха; эта предосторожность была необходима для того, «чтоб торговые люди, которые с ними будут, своих товаров за нашею [государевою] казною не провозили и не таили». Насколько значителен был отправляемый из Верхотурья
ясак
, видно из того, что по сибирской цене, весьма низкой, в
Приказе Казанского дворца
было принято пушного товара осенью 1620 года на 555 рублей. Кроме железных изделий и мехов, правительство было вынуждено обращать особенное внимание на упорядочение хлебной торговли: приезжие торговцы закупали в Верхотурье хлеб и отвозили его на продажу в
Мангазею
, вследствие чего богатели, а служилые люди терпели недостаток в хлебе, вследствие его дороговизны. Чтобы заставить верхотурских воевод строже относиться к хлебному делу, была прислана им грамота, которая заканчивалась так: «А будет у вас на Верхотурье вперед, вашим небереженьем, учнут закупщики хлеб в отвоз закупати, на продажу, и хлеб вздорожат, и в том служилым людем будут нужи, — и вам от нас за то быти кажненым смертью».
-
Оберегать
от притеснений и обид разных сибирских служилых и проезжих людей, а также призывать и впредь вольных людей на пашню на льготные годы; 5) оказать верхотурскому
Покровскому женскому монастырю
вспомоществование деньгами, выдав десяти старицам по два рубля на один год, а затем устроить их пашнею, сенными покосами и рыбною ловлею. Как видно из позднейшей царской грамоты 1645 года, ни Пушкин, ни его преемники не исполнили этого.
-
Перевести из Верхотурья в
Казань
, сосланного в Сибирь со всей семьёй в государевой опале, так как хлеб в Верхотурье дорог, и Ододуров бил челом, что ему недостаточно отпускаемых из казны на прокорм денег.
-
Перевести из Верхотурья в
Нижний Новгород
бывшую царскую невесту
Настасью (Марию) Хлопову
, с бабкою и дядями ея
Желябужскими
; 8) принять хлебные запасы, присланные для сибирского архиепископа
Киприана
, и выдавать ему ежегодно по сту ведер вина для домашнего обихода.
-
Собирать в казну хлеб с верхотурских
ружников
и
оброчников
, занимающихся хлебопашеством.
-
Наблюдать, чтобы люди
Строгоновых
не ловили зверей и рыбы у
вогулич
в
.
-
Прислать в Москву список с окладных книг и царских грамот и наказов, посланных на Верхотурье до
.
-
Не вступая ни в какие духовные дела, служилых людей унимать от всякого «дурна», наказывать ослушников архиерея и его
десятильников
; строго приказывать сборщикам ясака с
татар
, вогуличей и
остяков
не брать с них ничего лишнего и не причинять им никаких насилий, а самим воеводам тоже не брать посулов и поминков.
Какого рода службу нёс Пушкин по возвращении с Верхотурья, вплоть до 1626 года, неизвестно, но в этом году он был
объезжим головой
в Москве, для береженья от огня, от
по
Яузские ворота
и по
; затем отпущен был в деревню, а на его место в объезд назначен князь
. В 1626—1627 годах Пушкин сопровождал царя в
Троице-Сергиев монастырь
и в село Рубцово и несколько раз обедал за царским столом. В 1628 и 1631 годах был в
Украинном разряде
воеводой в большом полку на
Туле
.
Оставил единственную дочь Аграфену, вышедшую за
А. Л. Плещеева
.
Примечания
-
Поколенная роспись прямых и ближайших боковых предков А. С. Пушкина //
Веселовский С. Б.
Род и предки А. С. Пушкина в истории. — М., 1990. — С. 212.
Литература